Ваше имя:

Имя адресата:

Email адресата:

Ссылка: http://www.regionalistica.ru/comments/sovfed_dor/
Институт региональной политики
Информация об институте
Направления деятельности:

«Дорожные инициативы» Совета Федерации: хотели как лучше, а получилось как всегда Отправить ссылку  версия для печативернуть оформление

Анна Осетрова

В ноябре наблюдалась весьма интенсивная деятельность Совета Федерации по одному важному для российских регионов вопросу  — ситуации в автодорожном хозяйстве. Повышенный интерес к российским дорогам со стороны представителей верхней палаты Парламента, по их собственному мнению, является более чем оправданным. Российские сенаторы утверждают, что состояние автомобильной инфраструктуры близко к катастрофическому, и необходимо принимать срочные меры по исправлению ошибок и недоработок государственной политики в этой сфере.

Началось все с того, что 9 ноября сенаторы воспользовались своим правом законодательной инициативы и внесли на рассмотрение в Государственную Думу законопроект «О дорожных фондах в РФ». Причем, это внесение было отмечено беспрецедентной для инициатив Совета Федерации характеристикой: проект этого закона не получил одобрения Правительства РФ. Почему беспрецедентной? Потому что это первый случай в истории взаимоотношений верхней палаты Парламента и правительства М.Фрадкова, когда законопроект направляется в Госдуму без поддержки исполнительной власти.

Оснований для противостояния по законопроекту «О дорожных фондах» между двумя ветвями федеральной власти можно выделить несколько. Первым и, пожалуй, наиболее значимым является предложение сенаторов возродить практику создания региональных дорожных фондов, которые предполагается использовать исключительно на реконструкцию и обслуживание старых автодорог и ввод в эксплуатацию новых. Ключевым условием нормального функционирования таких фондов сенаторы считают паритетное финансирование расходов на автодорожное хозяйство, т.е. половину должен платить центр, половину  — регион. Правительство расценило такую структуру дорожных фондов как «нарушение принципа самостоятельности местных властей», тем самым, отвергнув саму возможность существования целевых фондов, хотя бы частично финансируемых из федерального бюджета.

Для наполнения региональных дорожных фондов в законопроекте предполагается стопроцентный возврат акцизных сборов на нефтепродукты (автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных икарбюраторных двигателей ипрямогонный бензин) в региональные бюджеты. Для этого предлагается изменить существующую схему распределения сборов соответствующих акцизов. Напомним, что сейчас 40% топливных акцизов поступают вфедеральный бюджет, оставшиеся 60% распределяются так: 10% идут врегион, где налог был собран, оставшиеся 50% сначала централизуются, апотом распределяются Федеральным казначейством между регионами— взависимости от количества зарегистрированных вних автомобилей ипротяженности автодорог. Действительно, такая схема распределения топливных налогов является неэффективной: она ориентирована на увеличение количества автомобилей, ане на развитие сети автомобильных дорог, врезультате чего в ряде регионов сокращается объем строительства и финансирования дорог. Другой вопрос, будут ли региональные власти расходовать эти доходы на улучшение автомобильной инфраструктуры. Гарантировать это можно, только четко прописав в бюджетном законодательстве, что эти деньги должны тратиться на дороги! Естественно, Правительство не смогло согласиться с таким сценарием распределения акцизных сборов: помимо потери значительных налоговых поступлений в федеральный бюджет, это еще и явный шаг назад в реализации федерального проекта по укреплению вертикали власти. Федеральный центр пытается консолидировать все более-менее значимые полномочия и деньги, поэтому целиком отдавать в регионы этот налог явно не входит в его планы.

О таких настроениях в верхах исполнительной власти, в частности свидетельствует заявление пресс-службы Министерства транспорта, в котором говорится, что сама по себе идея возрождения целевых бюджетных фондов субъектов РФ в принципе неплохая. Это может помочь в преодолении критической ситуации в автодорожном комплексе. Но региональные фонды должны формироваться за счет целевого транспортного налога, а не за счет отчуждения каких-то других видов сборов на эти цели.

Сенаторы, видимо, прислушались к мнению профильного министерства. И вслед за столь смелым шагом последовало другое, менее популярное заявление Совета Федерации на тему дорожных фондов. 24 ноября было принято решение выступить с инициативой внесения поправок в Налоговый кодекс с целью пятикратного увеличения базовой ставки транспортного налога. Транспортный налог как раз является стопроцентно региональным. Более того, региональные власти имеют право варьировать базовую ставку налога в пять раз, как в сторону повышения, так и в сторону понижения. Естественно, на практике это оборачивается мизерными суммами транспортных сборов по региону. Совет Федерации решил поддержать тенденцию к повышению ставок транспортного налога, увеличив его базовую величину в пять раз. Таким образом, минимальная ставка транспортного налога на автомобили, к примеру, до 100 л. с. будет составлять 5 рублей (сейчас 0), а максимальная  — 125 рублей за лошадиную силу; на мощные (свыше 35 л. с.) мотоциклы и мотороллеры ставка будет варьировать от 10 до 250 рублей (такой же разброс предусмотрен для легковых автомобилей от 150 до 200 л. с. и некоторых других видов транспорта). Сенаторы предлагают распространить транспортный налог также на прицепы и полуприцепы на пневматическом и гусеничном ходу (сейчас налогом не облагаются), установив налоговую ставку размером в 1 рубль с каждого килограмма разрешенной максимальной массы. Официально эти поправки пока в нижнюю палату Парламента не внесены, но уже успели вызвать серию возмущения среди автомобилистов. В ряде регионов России прошли выступления граждан против таких законодательных инициатив, однако степень эффективности народных выступлений при влиянии на власть, как известно, оставляет желать лучшего.

Итак, все понимают, что ситуация в автодорожном хозяйстве критическая, что региональные дорожные фонды полезны, но проблема заключается в том, что центр обеспечивать их жизнеспособность не намерен, а у регионов на это просто не хватает средств. В итоге, власть, скорее всего, увеличит налоговую нагрузку на конечного потребителя услуг этой сферы, т.е. на рядовых владельцев транспортных средств.

Оставьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <em> <i> <strike> <strong>

Наш адрес:

  • Россия, 105066, Москва,
    ул. Нижняя Красносельская, д. 40/12, бизнес-центр «Новь», корпус 20
  • e-mail:
  • Телефон: (495) 987-3755,
    (495) 987-3756,

    Факс: (495) 987-3759,
    (495) 987-3758
  • Схема проезда Схема проезда









































Электоральная география.com - политика на карте

Журнал ПОЛИТЭКС - ПОЛИТическая ЭКСпертиза



Наша кнопка:
Институт региональной политики

© 2008 «Институт региональной политики»