Эксперт
Валентина Матвиенко: «Мы активно сотрудничаем с бизнесом, потому что без частных инвестиций многие городские задачи нам не осилить»
Владимир Грязневич
С точки зрения инвесторов, наиболее привлекательным местом на Северо-Западе России является Санкт-Петербург. Городская администрация это осознает и прикладывает значительные усилия, создавая комфортные условия для инвесторов. Эта деятельность не ограничивается традиционной системой льгот, но включает и развитие городской инфраструктуры, а также различных, зачастую новых для России, механизмов взаимодействия государства с частным бизнесом. О том, что делается сейчас в этом направлении и каковы результаты этой работы, в интервью журналу «Эксперт С-З» рассказывает губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко.
Иностранцы поверили в перспективу
– Как идет инвестиционный процесс в Петербурге? Вы удовлетворены результатами ваших усилий по привлечению инвестиций?
– В последнее время инвестиционная привлекательность Санкт-Петербурга значительно возросла. Если в 2004−2005 годах прирост, скажем, зарубежных инвестиций составлял 40% ежегодно, то в прошлом году он увеличился в четыре раза. По итогам 2006 года финансовые вложения иностранных компаний достигли рекордного значения – 5,3 млрд долларов. При том, что мы не любые инвестиции принимаем, а только в те сферы, в которых заинтересован город. Мы не строим металлургических заводов, мы не строим цементных заводов. Мы понимаем: для того чтобы наиболее эффективно раскрыть потенциал города, нам в первую очередь нужны высокие технологии, ИT-технологии и вообще все, что связано с современной инновационной экономикой. И потому нас особенно радует, что опережающими темпами растут прямые инвестиции в реальный сектор экономики, в создание наукоемких производств. За три года открыто семь новых высокотехнологичных предприятий, которые построили крупные отечественные и зарубежные компании – Gillette, Elcoteq, KNAUF, Ижорский трубный завод, «Русский стандарт». На очереди – Bosch und Siemens Hausgerate, Technopolis Oyj, Аlcan Packaging. Русская содовая компания строит завод по производству стекла, крайне необходимого для автомобильной промышленности. Одним из наиболее важных практических результатов инвестиционной стратегии города стал приход в Петербург трех автомобильных гигантов – Toyota, Nissan и General Motors. Можно сказать, что в Санкт-Петербурге появляется кластер экономики, которого никогда не было.
Мы также активно развиваем инфраструктуру – это важнейший фактор инвестиционной привлекательности. Десять наших инфраструктурных проектов уже получили статус стратегических. Среди них Западный скоростной диаметр и Орловский тоннель, которые по результатам конкурса будут частично финансироваться Инвестиционным фондом России. Активно реализуются такие проекты, как «Балтийская жемчужина», «Новая Голландия».
И очень обнадеживает, что отрасли, в которые практически не шли инвестиции, сегодня тоже стали инвестиционно привлекательными. Я имею в виду в первую очередь сферу энергетики. Но также и социальную сферу – здравоохранение, образование и другие. Это нас очень радует, потому что всегда считалось, что это исключительно ответственность бюджета.
Инновации в отношениях
– В этих сферах вы в последнее время стали использовать механизм государственно-частного партнерства. Насколько этот механизм оправдывает надежды, которые на него возлагаются?
– Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это одна из самых молодых форм финансирования проектов в современной России. Хотя известна она еще с дореволюционных и нэповских времен. В мире эта форма активно используется. Сегодня, например, только в Северной Америке реализуется больше тысячи таких проектов, причем каждый третий – в области дорожной инфраструктуры. В России возвращение к практике ГЧП произошло совсем недавно. И в этом смысле Петербург является пионером. Первым успешным примером совместной работы государства и бизнеса стало строительство Юго-Западных очистных сооружений.
Масштабному применению государственно-частного партнерства в России до недавнего времени мешало отсутствие правовой базы. Она была создана после принятия в июле 2005 года федерального закона «О концессионных соглашениях». Мы приняли городской закон о государственно-частном партнерстве и начали расширять эту практику. Сейчас мы работаем сразу над несколькими проектами с использованием ГЧП. Это Западный скоростной диаметр, строительство Морского пассажирского терминала, а также создание совершенно нового для нас вида общественного транспорта – скоростного легкого метро (надземного экспресса). По проекту Западного скоростного диаметра прошел первый этап конкурса – квалификационный отбор. Во втором этапе участвуют четыре крупнейших консорциума ведущих европейских компаний. Это свидетельствует об их понимании перспективности российского рынка. До конца года мы подведем итоги второго этапа, подпишем соглашения с концессионерами и начнем строительство на совершенно новых для России принципах. Недавно городское правительство приняло постановление о четвертом проекте такого рода – Орловском тоннеле под Невой. Уже в этом году мы рассчитываем объявить концессионный конкурс. Строительство тоннеля должно начаться в 2008 году.
По рекомендации Всемирного банка, который консультирует нас по этим проектам, мы собираемся использовать механизм ГЧП не только в дорожной и транспортной сфере, но и в энергетике, и в коммунальном хозяйстве. Потому что для инвестора очень важно присутствие государства в проекте. Пусть даже всего на 10%, но для бизнеса это свидетельство того, что проект нужен государству, и, конечно, уменьшение рисков. Вот, например, недавно частные инвесторы построили в Петербурге диализный центр. Этот проект стал возможен, потому что город дал письменное обязательство по фиксированным тарифам оплачивать услуги, оказываемые населению в этом центре. Без участия города в виде гарантий по загрузке центра бизнес вряд ли бы решился в него инвестировать. Мы считаем это примером нормального партнерства частного бизнеса и власти. Думаю, что такой подход имеет очень хорошую перспективу.
Оптимальная схема
– Собираетесь ли вы применять подобную схему для модернизации аэропорта «Пулково», который решено передать из федеральной собственности в собственность Санкт-Петербурга?
– Я считаю, что и президент России, и российское правительство приняли абсолютно правильное решение. Любые другие схемы не позволили бы быстро провести серьезную модернизацию всей аэропортовой инфраструктуры. Для города аэропорт «Пулково» – это главные воздушные ворота, а его нынешнее состояние, конечно, уже не соответствует никаким требованиям. Главное – он начинает сдерживать потоки пассажиров через Санкт-Петербург. В федеральных программах средства на модернизацию «Пулково» не предусмотрены по крайней мере до 2010 года. Привлечение частного капитала в развитие федерального имущества представляется весьма проблематичным. Могут возникнуть сложности с окупаемостью вложенных средств из-за несовершенства российского законодательства и порядка государственного тарифного регулирования, из-за отсутствия принципов ценообразования в сфере услуг аэропорта. Можно было бы продать 100% акций «Пулково» на аукционе, но тогда аэропорт станет частным. Получение прибыли выйдет на первое место, у собственника не будет никаких обязательств по развитию аэропорта. Оптимальный вариант – передача «Пулково» в собственность города, поэтому мы и добивались такого решения. И я думаю, что правительство РФ пойдет по тому же пути, передавая аэропорты субъектам федерации.
Вместе с «Пулково» мы провели конкурс на концепцию развития аэропорта как международного хаба. Также объявлен архитектурный конкурс, и в конце мая будут подведены его итоги. Мы хотим, чтобы новый аэропорт был не только технологичным, комфортным для пассажиров, но и внешне достойным нашего красивого города. Мы проведем общественное обсуждение архитектурного проекта, так что жители города будут в этом участвовать.
С помощью консультантов идет подготовка пакета документов для привлечения инвестиций в модернизацию аэропорта. Мы считаем, что нужно привлечь порядка 30 млрд рублей частных инвестиций, чтобы модернизировать всю инфраструктуру, включая взлетные полосы, перроны и все, что относится к функционированию современного международного аэропорта. Привлекать инвестиции будем, безусловно, через механизм государственно-частного партнерства. Предполагается значительный вклад города. Во-первых, мы выделим около 150 га земли под развитие аэропорта. Во-вторых, город, конечно же, должен обеспечить инфраструктуру. Прежде всего – удовлетворить все потребности нового аэропорта: электричество, тепло, вода, водоотведение и так далее. Мы обеспечим дорожную и транспортную инфраструктуру, в частности ветка скоростного надземного экспресса будет подходить к аэропорту. Кроме того, за счет городского бюджета планируется произвести реконструкцию второй взлетно-посадочной полосы.
Мы считаем, что сможем на таких условиях привлечь частные инвестиции, быстро модернизировать аэропорт и значительно увеличить пассажиропоток и объем грузовых перевозок. Безусловно, это повысит туристическую привлекательность Петербурга.
– А другие меры повышения туристической привлекательности дают результаты? В частности, приглашение известной консалтинговой фирмы «Бостон Консалтинг Групп»?
– Первое и самое главное – мы приняли городскую программу, основанную на рекомендациях этого зарубежного консультанта, имеющего опыт разработки таких программ. Потому что нам хотелось отразить не только свое представление, но и мнение тех, кто видит нашу ситуацию со стороны. И, на мой взгляд, получился очень неплохой документ, который условно назван «Три пятерки» – за пять лет довести поток туристов до 5 млн и войти в пятерку самых привлекательных туристических центров. Это та «фишка», которая нужна, она поясняет цели и задачи. И мы очень активно начали заниматься этой программой.
Конечно, времени прошло не так много, но мы уже серьезно продвинулись. Активно развивается гостиничная инфраструктура – сейчас в работе порядка 148 частных гостиничных проектов разного класса. Мы создали новый сайт города, Городской информационно-туристический центр, сall-центр, Службу ангелов, сотрудники которой летом помогают иностранцам на улицах. Мы сегодня меняем работу музеев, организовали круглосуточный экспресс-автобус до аэропорта. За рубежом появились информационные центры Санкт-Петербурга, которых раньше никогда не было, проводится рекламная кампания. Мы будем больше средств выделять на участие города в различных зарубежных выставках. То есть идет системная работа по развитию города как туристического центра. И в этом году по сравнению с 2004−2005−м у нас выросло количество иностранных туристов. Но, конечно, это только начало. Еще очень многое предстоит сделать для того, чтобы город стал действительно популярным в мире.
Энергетика приоритетна
– Прокомментируйте, пожалуйста, реализацию грандиозной Программы развития электроэнергетики, которую вы подписали год назад с главой РАО ЕЭС Анатолием Чубайсом. Как на практике участники выполняют свои обязательства?
– Конечно же, была острая необходимость принятия таких мер. Последние 20 лет из города как из лимона «выжимали» все то, что было создано в советское время, и абсолютно ничего не вкладывали в развитие энергетики. Это серьезно подорвало надежность электро-, тепло-, водоснабжения города. И мы понимали, что перед нами приоритетная задача, которую надо решить. Без этого мы не можем говорить ни о жилищном строительстве, ни о привлечении инвестиций, ни о чем. В итоге длительных согласований и совместной работы была подписана программа с объемом инвестиций в 300 млрд рублей до 2010 года.
Мы действовали последовательно: сначала утвердили Генеральный план развития города до 2025 года, следом начали разрабатывать генеральные схемы развития электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, газификации. Теперь у нас есть четкий план – осмысленный, стратегически выверенный план развития всех энергетических отраслей города. И есть практическая программа, которая активно реализуется. Мы создали совместную комиссию с РАО ЕЭС и раз в месяц проводим совещание – сверяем наши позиции: где мы отстаем, что должен сделать город, а что – РАО ЕЭС.
Конечно, проблем много. У нас были полностью развалены проектные институты, особенно в сфере энергетики. В 1990−е годы институты тихо умирали. И сегодня мы испытываем большие трудности с проектированием. Есть деньги, есть подрядные мощности, а очень многих проектов нет – приходится их делать «с чистого листа». Кроме того, нет полной ясности с финансированием программы – пока отсутствуют реальные источники для первоочередных работ по реконструкции ТЭЦ, принадлежащих ОАО «ТГК-1». До сих пор РАО ЕЭС не представило удовлетворяющий нас перечень финансирования первоочередных мер по электросетевым объектам. С сетями у нас вообще самые большие трудности. Тарифа и платы за присоединение, которую сетевая компания взимает с собственников новых объектов, не хватает для модернизации сетей. Увеличивать тариф и плату нельзя: мы не можем перекладывать задачу модернизации сетей на плечи населения и бизнеса, тогда все это станет экономически несостоятельным. Единственный выход – участие города в этом процессе. Поэтому мы поставили вопрос о том, что город в качестве акционера войдет в состав сетевой компании «Ленэнерго». Сегодня все корпоративные процедуры – и РАО ЕЭС, и наши – идут по графику. Мы предполагаем, что до конца этого года будет объявлена эмиссия, определены ее параметры. Город получит 25,1% акций «Ленэнерго», и у нас появится юридическая возможность вкладывать бюджетные средства в эту компанию.
– При модернизации системы теплоснабжения вы применяете другие схемы взаимодействия с бизнесом. Насколько они себя оправдывают?
– Первый частный проект в сфере теплоснабжения, который мы реализовали, – это прокладка теплотрассы от Северо-Западной ТЭЦ к Приморской ТЭЦ. Это был проект Внешторгбанка, который инвестировал в него более 3 млрд рублей. Пока теплотрасса юридически принадлежит Внешторгбанку, но в рамках нашего соглашения город выкупит ее у компании. Практически теплотрасса уже работает в системе ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга». Это был необходимый и выгодный для Петербурга проект.
Затем мы договорились с «Газпромом» о совместной модернизации и реконструкции всей теплоэнергетики одного из центральных районов – Петроградского. Никто вообще не верил в этот проект! Не было юридической базы. Не было понимания, как это сделать, по какому принципу. Мы пошли эмпирическим путем, сделали своего рода «предконцессию», но в итоге добились успеха. И в 2008 году полностью – под ключ – сдаем целый район. Вместо огромного количества старых котельных, зачастую угольных, появится в полтора раза меньше современных автоматизированных газовых котельных. При этом «Газпром» взял на себя перекладку всех внутриквартальных газовых сетей, а город меняет внутридомовые коммуникации.
В прошлом году мы провели аналогичные конкурсы еще по двум районам города, а сейчас готовим конкурс на модернизацию теплоснабжения Центрального района. Помимо этого, начинает строиться Юго-Западная ТЭЦ, которая обеспечит теплом и электроэнергией весь юго-запад Петербурга. Впервые в России ТЭЦ строится полностью на средства частного инвестора. Однако срок окупаемости этого проекта при сохранении существующих федеральных условий составляет более 10 лет, что делает его непривлекательным для инвестора. Чтобы сократить срок окупаемости до восьми лет, городу необходимо субсидировать проценты по кредитам с гарантией приобретения у ТЭЦ всего объема произведенной энергии.
В настоящее время на тех же принципах прорабатываются еще два крупных проекта – Ново-Василеостровской ТЭЦ на Васильевском острове и ТЭЦ «Парнас» на севере. И здесь город тоже должен брать на себя часть рисков, иначе кто будет инвестировать? Плохо то, что законодательство в этой сфере еще не полностью готово для прихода частных инвестиций. Первые проекты мы, конечно, подстрахуем, но невозможно каждый реализовывать в режиме «ручного управления». Должна работать эффективная система. Будем этими вопросами заниматься вместе с федерацией, чтобы частные инвестиции могли свободно приходить в энергетику. Мы уже направили свои предложения в правительство России и в рабочую группу по подготовке заседания президиума Госсовета, посвященного энергетике. Как пионеры, реализующие первый проект частной ТЭЦ, мы, конечно же, будем добиваться нормальных экономических условий.
Трудный сектор
– Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с особой экономической зоной для инновационного бизнеса. Федеральный конкурс прошел в ноябре 2005 года, а есть всего два резидента, да и те не получили землю для строительства своих объектов…
– Мне, как и всем, конечно, хочется, чтобы хорошее дело продвигалось быстрее, энергичнее. Однако создание зоны тормозил ряд организационных факторов на федеральном и региональном уровнях. С приходом нового руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Михаила Мишустина все значительно ускорилось.
Сегодня инженерная подготовка территории ОЭЗ закончена и можно начинать реальное строительство объектов. Два первых резидента – структуры холдинга «Транзас» – на днях согласовали договор на аренду земли. Что касается небольшого пока числа резидентов, то надо иметь в виду, что в обмен на очень серьезные льготы от них требуются не менее серьезные обязательства. Потенциальные резиденты ОЭЗ должны не просто указать в бизнес-плане объем предполагаемых инвестиций, но и подтвердить это заявление серьезными финансовыми гарантиями. А, согласитесь, не каждая компания может привлечь 300−500 млн рублей на три-четыре года под низкий процент для строительства, то есть на цели, не связанные с основным бизнесом.
Постепенно потенциальные резиденты появляются. Подготовлены бизнес-планы инновационных компаний «Лазерные системы», «ЛОМО-Прибор» и «Диаконт». Кроме того, мы стараемся преодолеть все препятствия для участия в проекте финской компании Technopolis Oyj. Мы рассчитываем, что положительное решение о предоставлении этой компании земельного участка для строительства технопарка может существенно ускорить развитие всего проекта.
Санкт-Петербург