Ваше имя:

Имя адресата:

Email адресата:

Ссылка: http://www.regionalistica.ru/library/irp_smi/kr_131205/
Институт региональной политики
Информация об институте
Направления деятельности:

ЧГП в реализации крупных проектов - перспективный путь Отправить ссылку  версия для печативернуть оформление

Полное название:

KREML.ORG. А. Николаев. ЧГП в реализации крупных проектов - перспективный путь

Алексей Николаев

- Сейчас очень много говорится о развитии Сибири. Что означают существующие проекты, и каким, на ваш взгляд, должен быть проект модернизации Сибири?
- Проекты развития Сибири разрабатываются достаточно давно. Один из первых постсоветских проектов назывался «Стратегия экономического развития Сибири». Он был разработан сразу после образования федеральных округов, в 2001 году, как попытка разработать программу развития на такую большую территорию и на достаточно длительный срок. К сожалению, к тому моменту, когда программа дошла до утверждения, из нее были убраны многие прогрессивные вещи и, соответственно, она просуществовала как формальный документ до настоящего времени. Сейчас, насколько я знаю, она перерабатывается очередной раз.
При этом если первая Стратегия предоставляла из себя набор методов по решению проблем существовавших, то теперь власти поменяли свое отношение. Это видно на примере обсуждавшейся летом стратегии регионального развития страны, подготовленной «вновь воскресшим» Министерством регионального развития. Приоритет был отдан созданию регионов-локомотивов и их поддержке, вместо выравнивающей политики. Это не означает отмену помощи слабым регионам, но новая стратегия делает акцент именно помощь в развитии крупных регионов на базе крупных проектов. Я считаю, что обсуждающаяся сейчас тема частно-государственного партнерства в реализации крупных проектов - это перспективный путь. Тем более что он пройден многими странами Европы.
- Совсем недавно в Красноярске на съезде «Единой России» были сделаны заявления относительно модернизации Сибири. Какова роль единороссов в этом проекте?
- Поскольку «Единая Россия» - партия власти и партия губернаторов, я думаю, что ее роль должна быть заметна в этом направлении. Кому, как не думскому большинству, которое составляют единороссы, решать законодательные вопросы развития частно-государственного партнерства. С одной стороны, это крупный бизнес, который заинтересован в реализации крупных проектов. С другой стороны, это федеральные и региональные власти, которые могут помочь бизнесу в части реализации проектов через инвестиции в инфраструктуру и ряд других направлений.

- Какие вы могли бы отметить феномены, скажем так, особенно выделяющиеся регионы в Сибири?
- Я бы отметил феномен Якутии, который появился в ельцинские времена наряду с такими феноменами, как Татарстан и Башкирия. Этот регион в свое время выторговал для себя много привилегий. Так же, как Татарстан и Башкирия, Якутия в свое время получила в свое распоряжение крупные объекты, которые составляли основу экономики региона. Сейчас идет процесс пересмотра всех этих привилегий. В частности, идет федерализация «АЛРОСы». Было бы странно, если бы этот процесс прошел незамеченным, поскольку «АЛРОСА» дает треть бюджета республики. Федеральные власти предполагают пересмотреть решения 90-х годов и вернуть имущественный комплекс этого объединения в федеральную собственность. Сейчас компания не является собственником комплекса, на основе которого она работает. Компания арендует его у региональных властей и за счет этого бюджет получает до 10 млрд рублей ежегодно. Федеральные власти обещают компенсировать выпадающие расходы.
- Как скоро инициативы по улучшению региона могут дать определенные результаты и что для этого необходимо сделать в первую очередь?
- Механизмы функционирования частно-государственного партнерства уже разрабатываются и в качестве такого примера, могу привести Красноярский край, где собирались единороссы. По совместному заказу администрации края и Минэкономразвития, при содействии нашего института был разработан Проект развития Нижнего Приангарья. Там отражены все проекты, которые предполагается осуществить на территории Сибири, сроки их реализации и эффекты для экономики региона и страны в целом, прописаны механизмы реализации. То есть, существует ряд частных инвесторов, которые готовы инвестировать в достройку ГЭС, строительство алюминиевого завода, строительство целлюлозно-бумажного комбината. Для того, чтобы все это реализовалось в Приангарье, не хватает ряда инфраструктурных объектов: железной дороги, автомобильной дороги, электросетей и др. И федеральная и региональная власть выражают готовность профинансировать соответствующую инфраструктуру в регионе. Старт проекта намечен на 2006-й год, а первые объекты предполагается ввести в эксплуатацию уже в 2009.
Все наработки, полученные в рамках этого проекта, в принципе пригодны для реализации других проектов частно-государственного партнерства в регионах Сибири и не только. Властью, в свою очередь, тоже предприняты важные решения. Подписано постановление об Инвестфонде, из которого будут финансироваться инфраструктурные проекты и претендентом на средства которого является в том числе и проект развития Нижнего Приангарья. И сейчас, насколько я понимаю, разрабатываются все административные механизмы функционирования Инвестиционного фонда.
Главное здесь качество и степень подготовленности проектов, претендующих на статус национальных, их мультипликативный эффект для экономики Сибири и всей страны.
- Предусмотрены ли какие-то программы для молодежи?
- Сфера образования сейчас объявлена национальным проектом, но если брать проекты частно-государственного партнерства, то для многих из них требуются молодые специалисты, которые уже работали на многих предприятиях в регионе. И я могу сказать, что в рамках проекта, которым мы занимались в Нижнем Приангарье, такая программа существует. Разрабатывает и берет на себя ее проведение в жизнь администрация края, но, я думаю, что было бы логично, если бы такие программы разрабатывались и на федеральном уровне.

Наш адрес:

  • Россия, 105066, Москва,
    ул. Нижняя Красносельская, д. 40/12, бизнес-центр «Новь», корпус 20
  • e-mail:
  • Телефон: (495) 987-3755,
    (495) 987-3756,

    Факс: (495) 987-3759,
    (495) 987-3758
  • Схема проезда Схема проезда









































Электоральная география.com - политика на карте

Журнал ПОЛИТЭКС - ПОЛИТическая ЭКСпертиза



Наша кнопка:
Институт региональной политики

© 2008 «Институт региональной политики»