SmartMoney. Б. Столяров – об инвестпроекте “Урал-Промышленный-Урал-Полярный” Андрей Литвинов, Булат Столяров В очередь за финансированием из инвестфонда выстраиваются все более и более грандиозные проекты <э…> РАЗДЕЛЕННЫЕ УРАЛОМ Комиссия Минэкономразвития планирует рассмотреть в субботу на форуме как минимум две заявки на получение денег из инвестфонда. Один победитель практически известен: 11 млрд руб. достанется разработчикам проекта скоростной трассы Москва-Санкт-Петербург (58-648 км). Не исключено, что созреет еще одна заявка: строительство Кузнецовского тоннеля в Хабаровском крае за 15 млрд руб. Он позволит увеличить пропускную способность порта Ванино с 12 млн т до 35 млн т грузов в год. Но главный претендент — Урал-Промышленный-Урал-Полярный. “Белкомур” пропустил конкурента вперед. “Не успеем подать заявку к форуму”, — признает сенатор от Пермского края Оганес Оганян, пожалуй самый активный лоббист “Белкомура” в Москве. Маршрут железной дороги существует в двух вариантах: дешевый (40 млрд руб.) предполагает строительство ветки из Перми в столицу Коми — Сыктывкар, дорогой (100 млрд руб.) — еще и от Сыктывкара до Архангельска, где должен быть построен глубоководный порт. Крупные компании, работающие в крае, такие как “Уралкалий” и “Сильвинит”, получат сокращенный на 800 км экспортный маршрут для своей продукции. Оганян надеется, что к октябрю заявка все же дозреет. “Мы получили все согласования”, — утверждает замдиректора специально созданной управляющей компании “Урал-Промышленный-Урал-Полярный” Виктор Колесник. В субботу в 20.30, сразу после заседания комиссии, он готов принимать поздравления с победой. Если максимальный общий бюджет “Белкомура” — 300 млрд руб., то за Уралом масштабы больше. Как сказано в одной из презентаций проекта, “более 500 млрд руб. должно пойти на освоение восточного склона Уральских гор”. “543,8 млрд”, — уточняет Колесник. От инвестфонда требуется всего ничего — 105 млрд руб. на железную дорогу длиной 1040 км. 90 млрд руб. планируется взять из бюджетов Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямальского округов. Остальное должны дать частные инвесторы. На “Белкомур” Колесник смотрит свысока: “Весь смысл проекта — построить железную дорогу, чтобы легче было вывозить сырье”. А проект “Урал-Полярный” рассчитан на другое. “Мы создаем сырьевую базу для отечественной промышленности”, — подчеркивает Колесник. Аргумент государственный, и, возможно, он заставит комиссию Минэкономразвития закрыть глаза на неясность с бизнес-планами компаний, которые и должны на три пятых профинансировать “стройку века”. “Ужасный проект”, — характеризует полярноуральские замыслы директор Института региональной политики Булат Столяров, готовивший план развития Нижнего Приангарья. Там частные инвесторы — “Базэл” и РАО ЕЭС — были видны с самого начала. В проекте заинтересованы российские металлурги, заверяет Колесник, ведь полярный Урал богат всевозможными рудами: от железных до редких марганцевых и хромовых, которые Россия практически полностью импортирует. Колесник рассчитывает привлечь к проекту Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), Челябинский цинковый завод, Златоустовский металлургический завод, Русскую медную компанию. Действительно, ММК, который только на 10% обеспечен собственным сырьем, заявлял о готовности вложить в разработку месторождений Северного Урала $1-2 млрд, если государство поможет с подъездными путями. Но это менее 10% ожидаемых от бизнеса инвестиций. В Русской медной компании отказались комментировать свое участие в проекте. “У нас нет проектов в этом регионе, — неофициально рассказал ее сотрудник. — Если речь о социальной ответственности, тогда это тема для разговора, хотя и спорная”. Если “Урал-Полярный” и пройдет отбор, то только благодаря политическим связям, полагает Столяров. Его активно поддерживает не только полпред президента в Уральском федеральном округе Петр Латышев. Проект — детище бывшего губернатора Тюменской области, а ныне главы кремлевской администрации Сергея Собянина. От такого инвестиционного предложения трудно отказаться. |
Наш адрес:
© 2008 «Институт региональной политики»
|