Стратегии государственных корпорацийЭнергетика «Газпрома». – Новый Персидский залив. – ВСТО будет отложен? – Объединенные атомщики. – Спецсталь для «Рособоронэкспорта». – Дальневосточные планы «Аэрофлота». - На поезде до Берингова пролива. «Газпром» объяснил, зачем он скупает активы в электроэнергетике. Вместо того чтобы продавать на внутреннем рынке дешевый газ по установленным тарифам, концерн собирается торговать энергией по свободным ценам. Об этом говорится в утвержденной правлением «Газпрома» стратегии компании в электроэнергетике. Впрочем, это уже давно не было секретом. Сейчас «Газпром» владеет примерно 10,5% акций РАО ЕЭС и 33% акций ОАО «Мосэнерго» (ТГК-3). «Газпром» планирует довести свою долю в «Мосэнерго» до контрольного пакета, а также приобрести контроль над некоторыми другими ОГК и ТГК. Средняя цена внутренних поставок за девять месяцев 2006 г. составила 41,2 долл. за 1000 куб. м против европейской цены 255,4 долл. за 1000 куб. м, в то время как электричество вскоре будет продаваться по свободным ценам. Поставляя газ на собственные электростанции «Газпром» сможет получить большую прибыль. Кроме того, компании выгодно перевести часть электростанций на уголь, с тем, чтобы максимальный объем газа уходил на экспорт. «Газпром» присматривается еще к ряду территориальных генерирующих компаний, прежде всего к ТГК-7 (ОАО «Волжская ТГК» – электростанции на территории Самарской, Саратовской, Ульяновской и Оренбургской областей установленной мощностью 6,9 ГВт). Кроме ТГК-7, в поле зрения «Газпрома» попадают еще ряд генерирующих компаний. Несмотря на то, что «Газпром» еще не определился с покупкой ТГК-7, большой пакет в ней – порядка 25% – для газовой монополии уже собран. Если «Газпром» купит ТГК-7, его доля на рынке электроэнергии достигнет 30% (пакет акций РАО ЕЭС, доля энергоактивов СУЭКа, с которым создается СП, и «Мосэнерго»), превысив доли «ГидроОГК» и «Росэнергоатома». Контрольный пакет ТГК-7 будет стоить дороже 2 млрд долларов, однако для «Газпрома» это вряд ли сейчас критично. Но аппетиты «Газпрома» могли бы быть серьезнее, если бы не Федеральная антимонопольная служба, которая и так грозит не согласовать сделку компании с СУЭК. ФАС вряд ли разрешит столь серьезное доминирование на рынке «Газпрома», которое будет идти в разрез с планами формирования конкурентного энергетического рынка. Впрочем, возможно, что часть энергоактивов для «Газпрома» будут скупать силами независимых, но тесно связанных с ним компаний.
Одной лишь энергетикой интересы «Газпрома», естественно, не ограничиваются. После обмена с «Газфондом» и «Газпромбанком» акциями «СИБУРа» на «Мосэнерго», нефтехимические активы газпромовских «дочек» могут пополниться еще и «Салаватнефтеоргсинтезом» – «Газфонд» уже подал заявку в ФАС на покупку контрольного пакета акций СНОС. Как мы писали в одном из предыдущих обзоров, президент Башкирии Муртаза Рахимов заявлял, что контрольный пакет акций одного из крупнейших химических предприятий России, планируется передать «Газпрому». Сейчас 53,92% акций СНОС принадлежит ОАО «Региональный фонд», 100% акций которого находятся в собственности минимущества Башкирии. Стоимость этого пакета оценивается примерно в 900 млн долларов. Что касается собственно профильного бизнеса газового монополиста, то на прошлой неделе комитет Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи рассмотрел вопрос о реализации инвестиционного проекта строительства и эксплуатации Ямальского газоперерабатывающего химического комбината. Программа предусматривает создание заводов по углубленной переработке природного газа и производству метанола, полиэтилена, удобрений и пр. Предприятие предполагается разместить в промышленном районе Лабытнанги – Обская – Харп. Одно из главных препятствий к реализации этого проекта – отсутствие у Газпрома на сегодняшний день возможности поставлять 1,5 млрд куб. м газа в год для нужд комбината, поскольку все добываемые объемы поставляются на внутренний и внешний рынки. Впрочем выше уже отмечалось, как именно «Газпром» может изыскать «лишний» газ путем перевода энергетики на уголь. Однако вопрос о целесообразности инвестиций в ЯГХП пока по всей видимости не решен, и строительство может откладываться под предлогом отсутствия газа практически до бесконечности.
Минпромэнерго вновь внесло в правительство проект постановления о строительстве «Транснефтью» второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). Учитывая отсутствие сейчас необходимости давить на Белоруссию, это может означать, что принципиальное решение отказаться от «Дружбы» в пользу экспорта нефти из портов Ленинградской области уже принято. Проект, который «Транснефть» изначально направляла в Минпромэнерго, был рассчитан на прокачку до 50 млн тонн нефти в год. Затем президент компании Семен Вайншток заявил, что объем прокачки может быть увеличен до 80 млн тонн в год, а стоимость реализации – до 2,0 – 2,5 млрд. долларов. Сегодня через Унечу прокачивается около 100 млн тонн нефти в год: 80 млн тонн идет в Европу, 20 млн тонн экспортируется на заводы Белоруссии. Строительство БТС-2 позволит увеличить пропускную способность порта Приморск до 155 млн тонн нефти в год и полностью отказаться от транзита нефти по территории Белоруссии в Евросоюз. В совокупности, учитывая текущие мощности по перевалке нефтепродуктов в Высоцке («ЛУКОЙЛ») и Санкт-Петербурге, а также планирующийся терминал «Сургутнефтегаза» в бухте Батарейная и строящийся нефтепродуктопровод Альметьевск–Кстово–Кириши–Приморск, суммарный объем налива в портах Ленобласти может увеличиться до 220 млн тонн. В то же время строительство второй очереди трубопровода Восточная Сибирь – Тихий Океан может быть отложено на три-четыре года из-за отставания по приросту запасов нефти – такая позиция была озвучена в Минприроды. Напомним, что первая очередь ВСТО соединит Тайшет со Сковородино (Амурская область), объем прокачки – 30 млн тонн в год. Вторая очередь предполагает прокладку вдоль трассы первой очередь дополнительных мощностей по прокачке 50 млн тонн в год и продление трубопровода до Приморского края, где в бухте Козьмино планируется создать нефтеэкспортный порт и НПЗ.
Тенденция к консолидации государственных активов в стратегических отраслях не обошла стороной и атомную промышленность. Закон о реформировании атомной отрасли России, предполагающий создание на базе государственных активов крупного холдинга, был принят в начале 2007 г. Как сообщил глава Росатома Сергей Кириенко, холдинг «Атомэнергопром», который объединит гражданские предприятия атомной отрасли страны, будет создан в июне-июле 2007 г. В головной компании 100% будет принадлежать государству, но в отдельных «дочках» и «внучках» возможно привлечение частных инвесторов, например, в добыче уранового сырья. Базовыми компаниями холдинга будут ОАО «ТВЭЛ» (добыча урана и производство топлива), ОАО «Техснабэкспорт» (добыча и обогащение урана, экспорт ядерных материалов), ФГУП «Росэнергоатом» (эксплуатация АЭС) и ЗАО «Атомстройэкспорт» (строительство АЭС за рубежом). Кроме того, в 2006 г. для консолидации предприятий атомного машиностроения было создано дочернее предприятие ОАО «ТВЭЛ» – «Атомэнергомаш», а для консолидации уранодобывающих активов в РФ и за рубежом «ТВЭЛ» и «Техснабэкспорт» учредили ОАО «Урановая горнорудная компания».
«Рособоронэкспорт» в который уже раз не прошел мимо нашего еженедельного обзора. Металлургический холдинг «Русспецсталь», созданный под его эгидой, готовится к присоединению одного из стратегических активов. Процесс создания холдинга в специальной металлургии продолжается уже довольно давно – с первой половины 2006 года, – однако после создания «Руссспецстали» (об этом мы писали в одном из февральских обзоров) он пошел гораздо бодрее. На прошлой неделе гендиректор «Руссспецстали» Сергей Носов стал председателем совета директоров «Ступинской металлургической компании» (Московская область) – и это первый шаг по поглощению предприятия. СМК производит полуфабрикаты из алюминиевых и титановых сплавов и сталей. Во сколько обойдется компания «Руссспецстали» и когда именно состоится приобретение этого актива – пока неизвестно.
«Аэрофлот» консолидирует под своим управлением государственные авиакомпании на Дальнем Востоке – об этом заявил генеральный директор компании Валерий Окулов.. Национальный авиаперевозчик, который уже практически проиграл борьбу на внутреннем рынке S7 и AiRUnion, нашел способ укрепить свои позиции. Первым пунктом в стратегии «Аэрофлота» будет участие в реструктуризации испытывающего серьезные финансовые трудности ФГУП «Дальавиа». Проект реструктуризации предусматривает на первом этапе вывод авиакомпании из кризиса и осуществление комплекса мероприятий по ее финансовому оздоровлению, включая оптимизацию сети маршрутов, снижение расходов, вывод непрофильных активов. Помимо этого «Аэрофлот» намерен создать региональных хаб на базе аэропорта в Хабаровске, в реконструкцию которого группа «Альянс» планирует вложить около 110 млн. долларов.
Удивительную широту инвестиционных планов продлемонстрировали «Российские железные дороги». Оказалось, что перспективная инвестпрограмма компании до 2030 года превышает любой мыслимый объем и достигает 10 трлн рублей, из которых 5,3 трлн. рублей РЖД готовы инвестировать самостоятельно, а остальное президент компании Владимир Якунин недавно попросил у Владимира Путина. Немедленно возникают два вопроса: каким образом компания рассчитывает тратить более 8 млрд долларов ежегодно на инвестиции в инфраструктуру, а второй – куда пойдут такие деньги? Первый этап (до 2015 года) предусматривает коренную модернизацию железнодорожного транспорта. Износ основных фондов будет снижен до 46%, будет построена скоростная трасса Москва – Санкт-Петербург и, возможно, Москва–Сочи и Санкт-Петербург – Хельсинки. По словам самого Якунина, в Европе строительство 1 км высокоскоростной магистрали (250 – 300 км/ч) обходится в 100 млн евро, но в России эта цифра будет несколько ниже. Также предполагается реконструкция БАМа, усиление подходов к дальневосточным портам, прокладка линий к перспективным месторождениям, модернизация локомотивного и вагонного парка. Еще 140 млрд долларов необходимо на увеличение пропускной способности Транссиба (хотя этих денег может хватить не только на то, чтобы переложить заново весь Транссиб, но и большую часть оставшихся железных дорог страны). На втором этапе (с 2016 до 2030 года) должны быть построены важнейшие стратегические линии протяженностью более 22 000 км. В частности, планируется проложить железные дороги к разрабатываемым месторождениям нефти и газа в Восточной Сибири (необходимость чего остается дискуссионной), новые линии в Приполярном Урале (Обская–Полуночное, Лабытнанги–Салехард–Надым), также будет связан с «материком» Норильск. Однако гвоздь программы – трансконтинентальная магистраль Правая Лена – Зырянка – Уэлен протяженностью свыше 3,5 тыс. км с выходом к Берингову проливу. Комментировать подобные планы совершенно бессмысленно, поскольку вряд ли что-либо подобное будет реализовано даже в перспективе до 2050 года. Гораздо более насущным является вопрос об инвестициях в реконструкцию существующей сети и строительство новых железнодорожных линий к месторождениям полезных ископаемых в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Не секрет, что средняя скорость пассажирского движения в России не превышает 60-70 км/ч, за исключением дороги Москва – Санкт-Петербург, скорость грузового движения еще ниже. Оставьте комментарий |
Наш адрес:
© 2006 «Институт региональной политики»
|