Стратегии государственных корпорацийЧетыреста миллиардов на газ. – Портовая стратегия РЖД. – «ГидроОГК» на Юге России Вслед за масштабными инвестпрограммами РАО «ЕЭС России» и РЖД стала достоянием общественности и программа инвестиций «Газпрома» до 2030 года, которая предусматривает необходимость вложения в российскую газодобывающую и газотранспортную инфраструктуру 343 – 420 млрд долларов. Для сравнения: проект схемы развития электроэнергетики, подготовленный РАО «ЕЭС России», предусматривает 423 – 542 млрд долларов инвестиций до 2020 года, а «Российские железные дороги» считают минимально необходимыми порядка 360 млрд долларов до 2030 года. Впрочем, гигантскими эти цифры можно назвать только по сравнению с инвестиционным провалом 1990-х годов. Понятно, что для масштабов российской территории и экономики пятнадцать миллиардов долларов в год на развитие железнодорожного транспорта или шестнадцать с половиной миллиардов долларов на газодобычу – в общем-то, немного. Итак, по оценке «Газпрома», на транспортную инфраструктуру нужно потратить 123 – 194,5 млрд долларов, на добычу – 118 – 142 млрд, на разведку – до 38 млрд, на строительство новых и реконструкцию старых газоперерабатывающих мощностей – 27–58 млрд, на подземные хранилища газа нужно 6,8 млрд. При этом к 2030 г. добыча «Газпрома» должна вырасти максимум на 20%, а независимых производителей – минимум вдвое. Совокупный объем инвестиций со стороны независимых производителей должен составить 28 – 49 млрд долларов, в основном это будут «Роснефть», «Новатэк», «ЛУКОЙЛ» и ТНК-BP. То, что независимые производители в состоянии инвестировать 1,2 – 2 млрд долларов в год в проекты по газодобыче – это факт, однако их активность будет зависеть в том числе и от того, станет ли «Газпром» покупать у них газ по конкурентным ценам (сейчас цена составляет порядка $50 за 1000 м3).
«Российские железные дороги» все активнее инвестируют в портовую инфраструктуру. Компании мало миноритарных долей в портах Новороссийска и Усть-Луги, и она хочет довести свою долю в них до блокирующей. Президент РЖД Владимир Якунин пообещал, что сделка по покупке пакета акций порта в Усть-Луге состоится до конца года, и доля РЖД вырастет до 25%. На этом аппетиты РЖД не ограничиваются. В феврале компания получила в оперативное управление 16% акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП). По словам Якунина, монополия хочет довести долю в НМТП до блокирующей. Также известно, что РЖД ведет переговоры с «Евраз групп» и ММК о приобретении долей в портах Владивостока и Находки. С одной стороны, стремление РЖД получить контроль надо полной цепочкой движения грузов понятно, равно как и желание поучаствовать в прибыльном портовом бизнесе (рентабельность которого, особенно в сфере контейнерных перевозок, последние четыре года держится на уровне 50%). С другой же стороны, как и намекают «Российским железным дорогам» в Минтрансе и МЭРТ, компании лучше сосредоточиться на профильном бизнесе, благо перспективная инвестпрограмма РЖД до 2030 г. предполагает 10 трлн рублей инвестиций. Где найти такие деньги, а главное, как их рационально потратить – задача совершенно нетривиальная, особенно в российских условиях.
«ГидроОГК» планирует развивать энергетику Юга России. Сейчас на Северном Кавказе у компании всего три ГЭС совокупной установленной мощностью 2,8 ГВт. Председатель правления «ГидроОГК» Вячеслав Синюгин представил полномочному представителю президента в ЮФО Дмитрию Козаку программу развития гидроэнергетики в регионе, подготовленную компанией. Программа включает в себя два первоочередных проекта: строительство Гоцатлинской ГЭС мощностью 100 МВт на реке Аварское Койсу и строительство Ахтынской ГЭС-2 на р.Самур мощностью до 25 МВт в Республике Дагестан. При реализации данных проектов возможно участие частных инвесторов, при этом степень их участия в соответствии с принятыми в ОАО «ГидроОГК» решениями зависит от мощности станции. Также в планах компании и дальше развивать гидроэнергетику на малых реках Северного Предкавказья, в основном в Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии: в общей сложности шесть проектов ГЭС совокупной мощностью 810 МВт. Компания рассчитывает, что в виду формирующегося дефицита электроэнергии в ЮФО на частичное финансирования строительства плотин ГЭС и иных гидротехнических сооружений в рамках Федеральной целевой программы «Юг России», что позволило бы ускорить сроки ввода в эксплуатацию новых гидростанций. Оставьте комментарий |
Наш адрес:
© 2006 «Институт региональной политики»
|