Региональные стратегии крупного бизнесаВладимир Краснослободцев, Андрей Крамаренко Свой кусочек ЮКОСа. – Модернизация Кстовского НПЗ. – «Северсталь» без транса. – Амбициозная FESCO. – Строительные проекты «БазЭла». – В Брянской области новый лидер мукомольной промышленности. – Новые элеваторы-гиганты в Поволжье. Нефтегазовая промышленность вновь стала крупнейшим поставщиком новостей из мира бизнеса, отобрав пальму первенства у «Рособоронэкспорта» вместе с его бесчисленными активами. Наконец-то и «ЛУКОЙЛу» достался свой кусочек ЮКОСа, пусть маленький, но зато в нужном месте. Не имея возможности участвовать в аукционе по наиболее крупным частям компании, «ЛУКОЙЛ» решил получить активы в своем ключевом регионе – на юге России. Аффилированное с компанией ЗАО «Промрегион холдинг» выиграло аукцион по девятому лоту, куда вошли 100% акций «Ставропольнефтепродукта», по 26,26% акций «Кубаньэнерго», «Кубаньэнергосбыта», «Кубанской генерирующей компании» и «Кубанских магистральных сетей». Также в этом лоте продано ООО «Вал Шатского» (имеет лицензию на геологоразведку нефти и газа на шельфе Черного моря) и 49,9% акций Каспийской нефтяной компании (КНК). Лениво поторговавшись с одной из дочек «Роснефти», «ЛУКОЙЛ» всего лишь за 190 млн долларов получил активы, которые оцениваются втрое дороже. Половина Каспийской нефтяной компании кажется здесь самым интересным активом. «ЛУКОЙЛ» уже давно и безуспешно пытался через суды исключить ЮКОС из состава ее акционеров и вот своего добился. Еще одним выигравшим можно считать ТГК-8, которая из-за неразберихи с ЮКОСом никак не могла перейти на одну акцию. Самая большая часть ЮКОСа пока достается «Роснефти». Госкомпания, построенная на обломках империи Ходорковского, приросла еще одним активом, а именно – десятым лотом, в который вошли 70,8% акций «Восточно-Сибирской нефтяной компании» (ВСНК), по 100% акций «Томскнефти», Ангарской НХК, Ачинского НПЗ и доли в еще тридцати трех более мелких компаниях. «Роснефть» заплатила за них около 6,8 млрд долларов, что близко к их рыночной оценке. Теперь госкомпания выходит на первое место в России по добыче нефти, обогнав «ЛУКОЙЛ». Исходя из прогнозов, «Роснефть» может добыть в 2007 году уже 103 млн тонн. И это не учитывая возможную покупку кампании «Самаранефтегаз», которая в составе одиннадцатого лота выставляется на продажу 10 мая. Кроме того, компания стала фактически монополистом на рынке нефтепродуктов восточнее Енисея – из четырех НПЗ в этом регионе ей принадлежат уже три. «ТНК-BP Холдинг» купил у «Русснефти» мажоритарный пакет акций (66,16% уставного капитала, или 87,91% голосующих акций) предприятия «Северноенефтегаз», владеющего лицензиями на два участка недр в Новосибирской области. Сумма сделки оценивается в 180 – 230 млн. долл. Учитывая достаточно сильные позиции ТНК- BP в Новосибирской области (компания владеет «Новосибирскнефтегазом» с годовой добычей ок. 1,8 млн. тонн) и на юге Западной Сибири в целом, покупка еще одного актива в этом регионе выглядит довольно логичной.
«ЛУКОЙЛ» постепенно осуществляет модернизацию своих нефтеперерабатывающих мощностей. После коренного обновления заводов в Перми и Волгограде, компания объявила об инвестициях в производство бензинов стандарта Евро-4 на Кстовском НПЗ. В результате создания комплекса каталитического крекинга будет начато производство автомобильных бензинов по стандарту Евро-4, а совокупный объем выпуска моторного топлива возрастет в полтора раза. Инвестиции в строительство комплекса каталитического крекинга на ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» оцениваются в 780 млн долл. Модернизация НПЗ является весьма своевременным шагом в условиях растущего спроса на продукцию нефтепереработки и в преддверии ожидающегося принятия правительством закона о переходе на выпуск высококачественного топлива. В планах правительства перейти на стандарты производства топлива Евро-3 уже с 2008 года, а с 2010 – на стандарт Евро-4.
За отчетные две недели небывалую активность проявили отечественные транспортные компании. «Северсталь» понемногу избавляется от непрофильных активов. После продажи менеджменту компании «Северсталь-Авто», этим же путем последовал и крупнейший в России независимый транспортный оператор – компания «Северстальтранс». Она объединяет более двадцати транспортных компаний, крупнейшие активы — железнодорожный перевозчик нефти и нефтепродуктов «Балттранссервис», универсальные перевозчики «Новая перевозочная компания» и ЗАО «Северстальтранс», контрольный пакет питерского контейнерного оператора «Петролеспорт», 75% Восточной стивидорной компании, 50% Владивостокского контейнерного терминала и автоперевозчик «Транзиткарготранс». Покупателями 50% акций «Северстальтранса», принадлежавших Алексею Мордашеву, стали три топ-менеджера компании во главе с Константином Николаевым, который управляет этим бизнесом. Сумма сделки неизвестна, но по разным оценкам может достигать 0,75 – 1,0 млрд долларов. Однако «Северсталь» позаботилась о собственной транспортной безопасности, выкупив у «Северстальтранса» за 100 млн долларов стивидорную компанию ЗАО «Нева-Металл» и экспедиторскую компанию ЗАО «Нева-МеталлТранс». Санкт-Петербургский порт, на территории которого они работают, является базовым портом для «Северстали» при транспортировке продукции, и таким образом компания оставила за собой контроль над логистический цепочкой экспорта металла.
FESCO планирует стать крупнейшей российской интермодальной компанией. Именно настолько амбициозна ее новая стратегия развития, по которой до 2010 г. планируется инвестировать около 1 млрд долларов в строительство ряда новых терминалов и увеличение парка подвижного состава. FESCO была создана на базе третьей по величине судоходной компании в России – Дальневосточного морского пароходства. Помимо ДВМП, в группу также входят компании «Трансгарант», «Русская тройка», «Национальная контейнерная компания», «ТИС», «Инкотек Транс-Сервис» и «Дальрефтранс». Уже в этом году компания планирует обзавестись долей в контейнерном терминале в одной из стран ЕС и оператором фидерной линии на Балтике (ходят настойчивые слухи о том, что FESCO интересуется финско-норвежским оператором Containerships и его контейнерным терминалом в Санкт-Петербурге «Моби-Дик», который попал под каток городских властей в связи с нерешенностью проблем при строительстве КАД). Также компания начнет строительство контейнерного терминала в порту Владивосток, которое завершится не позднее 2012 года, а также собирается приобретать терминальные активы в Черноморском бассейне. Кроме того, ДВМП планирует в течение 2007 года начать строительство наземного логистического терминала в Московской области. До 2010 года инвестиции в строительство Балтийского контейнерного терминала в порту Усть-Луга составят 170 млн долл., логистического терминала в Шушарах (Санкт-Петербург) – 83,5 млн долл., контейнерного терминала в порту Владивостока – 72 млн долл. У компании уже подписано судостроительных контрактов и контрактов на постройку железнодорожного подвижного состава на 320 млн долл.
На прошлой неделе сразу две бизнес-структуры компании «Базовый элемент» объявили о своих региональных проектах. Компания «Главстрой», входящая в Сектор строительных услуг и производства материалов «БазЭла», начинает реализовывать проект строительства делового квартала в Ярославле. Деловой квартал «Бизнес-сити» планируется возвести на месте Ярославского завода топливной аппаратуры в центре города, в квартале, ограниченном улицами Свободы, Угличской и Лисицына, а также Городским валом. На этой территории предполагается разместить несколько офисных зданий, ресторан, гостиницу и развлекательный центр. Предварительно объем строительства оценивается в 100 - 120 тыс. кв. м недвижимости, а стоимость проекта - в 150 млн. долл. Отметим, что сейчас в Ярославле стоится всего около 100 тыс. кв.м. в год, поэтому проект «Бизнес-Сити» станет самой значимой стройкой в городе. Ярославль, самый крупный город Центральной России после Москвы, сейчас находится только на старте инвестиционного и строительного бума. В городе ощущается явная нехватка офисных площадей. Также Ярославль является обладателем уникального архитектурного ансамбля в центре города, который необходимо сохранить. Стоит надеяться, что планируемый деловой квартал не будет многоэтажным, т.к. исторический центр города – один из немногих в России, где доминантами являются маковки церквей, придающих Ярославлю неповторимое очарование. «Альтуис-девелопмент», входящая в Сектор инфраструктурного строительства и девелопмента «БазЭла», сделала предложение администрации Новосибирска по строительству в городе 2 млн кв.м. жилья. Общая стоимость инвестиций составит 2,5 - 3 млрд долл. Городские власти, заинтересованные в приходе столь крупного инвестора, занимаются определение площадок по строительство. Предполагается инвесторам до 2010 г. выделить под застройку около 487,6 га, где можно возвести более 4 млн кв. м жилья. Сейчас в Новосибирске возводится около 1 млн. кв.м., и «БазЭл» может стать ведущим девелопером в городе. Однако у аналитиков столь масштабные планы компании вызывают сомнения, т.к. из заявленных в 2005 г. проектов по строительству гостиниц и бизнес-центров в крупнейших городах России, в т.ч. и в Новосибирске, так ни один и не был реализован.
Группа компаний «Аркада» завершила сделку по покупке крупнейшего зернового холдинга в Брянской области — компании «Мелькрукк», которая контролирует практически весь рынок круп в регионе и большую часть производства муки и комбикормов. По оценке аналитиков, сумма сделки могла составить до 50 млн долл. «Мелькрукку» принадлежат два комбината хлебопродуктов в Унече и Брянске, комбикормовый завод, крупяное производство и восемь хлебозаводов, а совокупная годовая выручка составляет 2 млрд руб. «Мелькрукк» контролирует 61% производства муки в регионе и около 90% производства круп. Хлебозаводы выпускают 130 т хлеба в сутки. Для «Аркады» покупка «Мелькрукка» важна для контроля над одним из самых крупных в Центральной России региональных рынков и для возможности выхода на рынок Беларуси. Более того, «Аркада» упрочняет позиции лидера производства гречневой крупы в России. Сейчас у компании имеются макаронные фабрики «Вермани» (Нижний Новгород), «Ленди» (Московская область) и «Россиянка» (Чувашия), производитель гречки «Ядрица» в Тульской области, шесть элеваторов в Пензенской, Самарской, Тамбовской, Ульяновской областях и в Ставропольском крае.
Нижегородский агрохолдинг «РуснРусАгро» увеличивает мощности для хранения зерна. В июле компания откроет в Нижегородской области элеватор на 150 000 т зерна, а в следующем году приступит к строительству элеватора в Ульяновской области емкостью 230 тыс. т зерна. Параллельно агрохолдинг ведет переговоры с ульяновскими властями о расширении посевных площадей. Посевные площади владельцев агрохолдинга (зерновые) в Нижегородской и Ульяновской областях в 2006 г. составили 1,15 млн га, валовой сбор зерновых — 837 000 т, мощности хранения — 1,4 млн т. В июле 2007 г. в Перевозском районе Нижегородской области «РуснРусАгро» откроет самый крупный в регионе элеватор емкостью 150 000 т. Инвестиции в строительство, по словам Ситдикова, составили 500 млн руб. В 2008 г. на станции Якушка Новомалыклинского района Ульяновской области начнется строительство первой очереди элеватора емкостью 80 000 т зерна. В 2009 г. планируется построить вторую очередь на 150 000 т зерна. Инвестиции в ульяновский элеватор Ситдиков оценивает в 600 млн. руб. Элеваторы будут обслуживать только нужды «РуснРусАгро». Нижегородская область является территорией с достаточно рискованным земледелием. Урожайность зерновых не велика, состояние сельхозпроизводителей плачевное. Это определяет сомнения в целесообразности реализации столь крупных проектов в регионе. Регионы: Брянская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Ульяновская область, Ярославская область, Санкт-ПетербургОставьте комментарий |
Наш адрес:
© 2008 «Институт региональной политики»
|