Региональные стратегии государственных корпорацийПервая в России «Роснефть». – Мало газа для РАО ЕЭС. – РЖД не пустили в Новороссийск. «Роснефть» выиграла еще один аукцион по распродаже активов ЮКОСа. На этот раз речь идет о добывающих и перерабатывающих предприятиях в Восточной Сибири. Госкомпания стала больше на 0,8% акций «Восточно-Сибирской нефтяной компании» (ВСНК), по 100% акций «Томскнефти», Ангарской НХК, Ачинского НПЗ и доли в еще тридцати трех более мелких компаниях. «Роснефть» заплатила за них около 6,8 млрд. долларов, что близко к их рыночной оценке. Кроме самого отрадного факта получения новых активов, «Роснефть» укрепила свои позиции в восточных регионах страны, где у нее уже есть ряд инвестпроектов в Красноярском крае, Иркутской и Сахалинской областях, а также Комсомольский НПЗ в Хабаровском крае. Вообще же из четырех НПЗ за Енисеем «Роснефти» теперь принадлежат уже три – к Комсомольскому добавились новоприобретенные Ачинский и Ангарский. Вместе с «Томскнефтью» госкомпания выходит на первое место в России по добыче нефти, обогнав «ЛУКОЙЛ». Исходя из прогнозов, «Роснефть» может добыть в 2007 г. уже 103 млн тонн. И это не учитывая возможную покупку кампании «Самаранефтегаз», которая в составе одиннадцатого лота выставляется на продажу 10 мая.
«Газпром» и РАО «ЕЭС России» вновь не сошлись во взглядах на развитие энергетики. На прошлой неделе представители газового монополиста раскритиковали два инвестпроекта ОГК-6, направленные на развитие газогенерирующих мощностей. Речь идет о вводе двух новых энергоблоков на Киришской ГРЭС (Ленинградская область) и ГРЭС-24 (Рязанская область) мощностью 500 и 110 МВт соответственно. Аргумент у «Газпрома» один, но как всегда неотразимый – на новые энергоблоки может не хватить газа. В РАО настаивают, что инвестпрограмма ОГК-6 рациональна. Киришская ГРЭС и ГРЭС-24 нуждаются в новых газовых мощностях, заменить их угольными невозможно, как невозможно и оставить их сегодняшние мощности – станции обеспечивают энергией два стратегических региона: Московскую и Ленинградскую области. А у «Газпрома» достаточно времени, чтобы решить все проблемы с поставкой и транспортировкой газа на новые блоки. Впрочем, учитывая известный интерес самого «Газпрома» к ОГК-6, его заявления могут быть направлены на снижение ее капитализации и отпугивание других инвесторов.
РАО «ЕЭС России» решило до конца года избавиться от долей в двух независимых энергокомпаниях – «Башкирэнерго» и «Новосибирскэнерго». Сейчас РАО принадлежит 21,7% акций «Башкирэнерго» и 14,8% акций «Новосибирскэнерго», и решение избавиться от этих миноритарных долей в целом оправданно. РАО ЕЭС никогда не было контролирующим акционером этих компаний, их станции не вошли в состав территориальных и оптовых генерирующих компаний (ТГК и ОГК), сформированных из активов большинства энергокомпаний страны. Теперь энергохолдинг решил избавиться от этих активов. До конца года РАО продаст на аукционах свои доли в «Башкирэнерго» и «Новосибирскэнерго». В конце мая этот вопрос будет вынесен на совет директоров РАО, а план продажи появится до конца недели. РАО также рассматривало возможность обмена своих долей в этих двух компаниях на их сети, но посчитало этот способ избавления от активов непрозрачным. Исходя из текущей капитализации, оба пакета акций могут стоить 650 млн долларов.
Минтранс, как мы и предполагали в предыдущем обзоре, выступил против сделки по приобретению РЖД госпакета акций Новороссийского морского торгового порта. «Российские железные дороги» попросили Росимущество передать им в собственность 20% Новороссийского торгового порта в конце 2006 г. Монополия объяснила свою инициативу желанием влиять на грузовые тарифы через представителя в совете директоров. Росимущество высказалось в пользу сделки, передав ее на рассмотрение межведомственной группе. Акции НМТП планировалось отдать в качестве оплаты допэмиссии акций РЖД в пользу государства. В феврале 2007 г. компания получила в оперативное управление 16,5% акций НМТП, принадлежащих частным владельцам. А в апреле президент РЖД Владимир Якунин заявил, что намерен до конца года довести пакет до блокирующего (имея в виду те самые 20%). В целом, позиция Минтранса и его главы – Игоря Левитина – остается прежней и по отношению к остальным «портовым инициативам» РЖД (покупка акций портов в Усть-Луге, Владивостока и Находки): компании целесообразно сосредоточиться на профильном бизнесе, т.е. найти и «освоить» те самые 10 трлн. рублей необходимых инвестиций до 2030 года. А с портами как-нибудь разберутся частные инвесторы. Оставьте комментарий |
Наш адрес:
© 2006 «Институт региональной политики»
|