Ваше имя:

Имя адресата:

Email адресата:

Ссылка: http://www.regionalistica.ru/obzor/weekly/archive/y2005/dec2005/dec1205/regbiz121206/
Институт региональной политики
Информация об институте
Направления деятельности:

Неделя 12-18 декабря Отправить ссылку  версия для печативернуть оформление

Региональные стратегии крупного бизнеса

Ростислав Туровский, Анна Четверикова

Значительная часть инвестиционных проектов, заявленных на прошедшей неделе, была так или иначе связана с Петербургом. Этот город продолжает привлекать значительные инвестиции крупных бизнес-групп федерального масштаба. Одновременно бизнес-группы питерского происхождения вкладывают значительные средства в развитие своих проектов в других субъектах федерации.

В частности одним из важных событий стала встреча фактического владельца Морского порта Санкт-Петербурга, хозяина НЛМК В.Лисина с губернатором В.Матвиенко. По итогам этой встречи было объявлено о намерениях НЛМК инвестировать в развитие порта за период до 2010 г. около восьми миллиардов рублей. По объему инвестиций это далеко не самый крупный в России проект. Однако он имеет очень большое значение для города и для развития морского транспорта в России. Дело в том, что планы НЛМК предполагают увеличение общего грузооборота питерского порта на 46% - до 19,11 миллионов тонн в год. Новые хозяева порта считают целесообразным строительство пяти новых терминалов. Например, в 2008 г. должна быть запущена первая очередь контейнерного терминала, который будет обрабатывать 500 тыс. двадцатифутовых контейнеров в год. Терминалы по обработке наливных грузов и перевалке минеральных удобрений будут иметь мощность по три миллиона тонн грузов в год каждый. Мощность рефрижераторного терминала составит 1,5 миллиона тонн в год. Наконец, еще один терминал будет заниматься перевалкой глинозема в объеме 1,2 миллиона тонн в год.

Таким образом, роль Петербурга как одного из главных российских портов должна заметно вырасти в связи с инвестициями НЛМК. Экологические обстоятельства расширения порта, расположенного в городской черте, пока не обсуждаются. В последние годы основные портовые мощности создавались в Ленинградской области (Приморск, Усть-Луга, Высоцк). Однако городские власти и НЛМК заинтересованы в развитии «своего» объекта, о чем свидетельствуют обнародованные планы. Причем новые терминалы будут заниматься как экспортом российского сырья, так и импортом продукции. Питерский порт станет заниматься обработкой еще более разнообразной номенклатуры грузов.

В свою очередь питерский по происхождению бизнес ведет экспансию на всей территории страны. Примечательным фактом является его усиливающееся проникновение в Москву. Наглядным тому доказательством стало расширение известной сети супермаркетов - «Пятерочек» (которые принадлежат питерской бизнес-группе) в столичном регионе. На прошлой неделе «Пятерочка» купила компанию СРТ («Сеть розничной торговли»), которая контролировала 25 магазинов, работавших под другим известным брэндом - «Копейка». Вообще приобретение «Копеек» является старой идеей «Пятерочки», и вот теперь этот процесс начался. «Пятерочка» уже сформировала сеть из более чем 500 магазинов. Благодаря новым приобретениям у нее появится еще 14 магазинов в Москве, девять в Московской области и два во Владимире.

Активность питерского бизнеса также велика в ближайшем окружении Петербурга и прежде всего в Ленинградской области. Новым проектом промышленно-строительной группы ЛСР является строительство цементного завода, предположительно – в Ленинградской области. Решение группы ЛСР, которая контролирует половину строительного рынка Санкт-Петербурга, объясняется недавним приходом в регион крупнейшей российской компании московского происхождения «Евроцемент». Сейчас «Евроцемент» контролирует 80% рынка в Северо-Западном федеральном округе (ему принадлежат Пикалевский цементный завод в Ленинградской области и Савинский в Архангельской). ЛСР собирается потеснить взвинтивший цены «Евроцемент» и занять более 30% рынка Северо-Западного федерального округа. Ее новый завод будет производить полтора миллиона тонн цемента в год, стоимость проекта составляет 150 миллионов евро (в проекте также участвует пока неназванная австрийская компания).

При этом важно отметить, что и «Евроцемент» озаботился модернизацией своих предприятий, расположенных в разных регионах страны. Всего до 2008 г. эта компания намерена вложить в свои заводы 560 миллионов долларов. Первостепенное внимание «Евроцемент» уделяет сейчас двум предприятиям в Поволжье – «Жигулевским стройматериалам» (Самарская область) и «Ульяновскцементу» (Ульяновская область). Эти предприятия работают неустойчиво и в настоящее время недозагружены. Для увеличения производства «Евроцемент» планирует инвестировать 420 миллионов рублей в «Ульяновскцемент» и 400 миллионов рублей в «Жигулевские стройматериалы». В результате «Жигулевские стройматериалы» будут производить более одного миллиона тонн цемента в год (в настоящее время - менее 900 тыс. тонн), а «Ульяновскцемент» - более 1,3 миллиона тонн. Финансирование модернизации предприятия в Самарской области уже началось, в Ульяновской области начнется после Нового года.

Наряду с Петербургом и Ленинградской областью инвестиционно привлекательным регионом, безусловно, остается Москва. Здесь наиболее крупные капиталовложения привлекают девелоперские проекты, а среди девелоперов выделяется АФК «Система» (точнее – ее дочерняя компания «Система-ГАЛС»). К 2011 г. «Система» намерена построить технопарк в Москве стоимостью около миллиарда долларов. Технопарк будет создан на месте НИИ дальней радиосвязи на Востоке столицы, его площадь составит 572 тыс. кв. м. Мощности самого института будут частично переведены в Саранск (Мордовия) на местный телевизионный завод. Заметим, что «Система» уже создает технопарки в Московской области («Дубна-Система») и Нижегородской области («Саров-Система»), а в Москве у нее есть инновационно-технологический центр «МГТУ-Система» на базе известного столичного вуза.

Однако проекты, так или иначе связанные с двумя столицами, не являются единственными крупными инвестиционными проектами в России. Главный интерес представляют сейчас крупные проекты строительства в России новых нефтеперерабатывающих и алюминиевых заводов.

На прошлой неделе были заявлены планы строительства крупного нефтеперерабатывающего завода в Калининградской области мощностью переработки от 12 до 18 миллионов тонн нефти в год. Эту идею активно поддерживает новый губернатор Г.Боос. Лидером предполагаемого консорциума губернатор хотел бы видеть ЛУКОЙЛ, крупнейшую частную нефтяную компанию России, которая давно работает в регионе и занимается здесь добычей нефти на шельфе. По словам губернатора, интерес к проекту могут также проявить «Сибнефть», «Роснефть» и «Татнефть», т.е. компании, находящиеся в государственной собственности или под контролем государства. Сырую нефть могут завозить танкеры из Приморска – конечного пункта Балтийской трубопроводной системы, а потребителем нефтепродуктов должны стать, в соответствии с замыслом, страны Центральной и Восточной Европы.

В то же время калининградский проект пока существует лишь на уровне идеи. Он требует очень больших инвестиций, в то время как экономический эффект неочевиден. Не случайно калининградские власти стремятся пролоббировать льготы для предполагаемого НПЗ вместе с пока еще не принятым законом об особой экономической зоне в Калининградской области. Но как раз по теме НПЗ достичь согласия с федеральными властями Г.Боосу не удается. Окончательное решение будет в значительной степени зависеть и от того, кто приобретет Мажейкяйский НПЗ в Литве, контрольный пакет акций которого выставлен на продажу ЮКОСом. Если ЛУКОЙЛ полностью проиграет борьбу, у него может, конечно, появиться интерес к строительству нового НПЗ в районе Калининграда. Но до окончательного решения еще далеко. Вообще во многих российских регионах озвучивались в последнее время планы по строительству НПЗ – в Брянской области, Краснодарском крае, Пензенской области и др. Однако все эти проекты находятся в подвешенном состоянии, к их реализации так никто и не приступил.

Более того, компания «Русснефть», до сих пор не располагавшая своими заводами и собиравшаяся строить НПЗ в Брянской области, в ближайшее время, видимо, получит готовый завод. В процессе распродажи компанией ТНК-ВР региональных активов именно «Русснефть» становится их главным приобретателем. Судя по последним сообщениям, под ее контроль должны перейти нефтеперерабатывающие предприятия ТНК-ВР в г. Орск Оренбургской области («Орскнефтеоргсинтез» и Нефтемаслозавод). Эти предприятия не являются высокоэффективными современными производствами (для справки: «Орскнефтеоргсинтез» перерабатывает 6,6 миллионов тонн нефти в год). Однако их реконструкция в любом случае обойдется «Русснефти» дешевле, чем строительство нового завода, например, в Брянской области. Также «Русснефть» расширяет список своих добывающих предприятий. От ТНК-ВР ей, видимо, перейдет «Саратовнефтегаз» (с добычей 1,6 миллионов тонн нефти в год), а затем, по некоторым прогнозам, - «Удмуртнефть».

Что касается ТНК-ВР, то у нее в Оренбургской области остается «Оренбургнефть», т.е. добывающее предприятие (промежуточная структура в лице нефтяной компании ОНАКО, когда-то самостоятельной, а потом купленной ТНК-ВР, на прошлой неделе была ликвидирована). В то же время в последнее время обсуждается вопрос о передаче «Оренбургнефти» «Газпрому», который в таком случае станет ведущим экономическим субъектом в регионе (с такими предложениями выступил Deutsche Bank). Взамен ТНК-ВР может получить половину акций компании «Славнефть» и стать ее полноценным хозяином.

Однако, судя по некоторым признакам, ТНК-ВР пока не планирует расставаться с добычей нефти в Оренбургской области, продавая только перерабатывающие и сбытовые предприятия (собственником которых становится «Русснефть»). Как раз на прошлой неделе ТНК-ВР нашла возможность для устойчивого сбыта попутного нефтяного газа, добываемого ею в Оренбуржье. Партнером ТНК-ВР в этом проекте стала татарстанская бизнес-группа ТАИФ, среди активов которой – химический комбинат «Казаньоргсинтез». Это позволит «Казаньоргсинтезу» вдвое увеличить свою сырьевую базу и снять зависимость от «Газпрома», который является поставщиком газа на комбинат. Кстати, это уже второй признак сближения группы «Альфа» и ТАИФ: как мы отмечали в одном из наших обзоров, ранее компания «Альфастрахование» купила татарстанскую страховую компанию «Аверс», среди клиентов которой выделяются «Казаньоргсинтез» и «Нижнекамскнефтехим».

Если строительство новых НПЗ в России остается под большим вопросом, то проект по строительству нового алюминиевого завода, похоже, будет реализован. Этот завод строится компанией «Русал» в Иркутской области, в городе Тайшет (проект «Алюком-Тайшет»). На прошлой неделе компания заявила о намерениях продолжить реализацию этого проекта и инвестировать в него около 1,6 миллиардов долларов. Предполагаемая мощность завода пока не определена и будет зависеть от тарифов на электроэнергию (300 или 600 тыс. тонн первичного алюминия в год). Сроки и условия строительства «Русал» обещает определить весной 2006 г. В то же время отметим, что программа развития Нижнего Приангарья в Красноярском крае также предполагает строительство нового алюминиевого завода рядом с Богучанской ГЭС, и соинвестором этого проекта также выступает «Русал». В этой ситуации пока рано говорить об окончательных решениях, где и сколько новых алюминиевых заводов будет построено в России.

Кроме того, «Русал» одно за другим принимает решения о модернизации своих действующих заводов. Ранее в наших обзорах речь шла о модернизации Красноярского алюминиевого завода. Летом 2006 г. «Русал» предполагает представить аналогичную программу по Братскому алюминиевому заводу в Иркутской области. Основная часть инвестиций должна, как и в Красноярске, пойти на экологические мероприятия. Также в связи с развитием алюминиевой промышленности в Иркутской области возможно строительство новых электростанций, которым, видимо, займется компания «Иркутскэнерго» (ее акционерами являются государство, «Русал» и СУАЛ). Общая мощность этих электростанций может составить до 1400 МВт. Напомним, что наряду с «Русалом» в развитие алюминиевой промышленности в Иркутской области намерен вложить средства и СУАЛ, который готовит строительство нового цеха на Иркутском алюминиевом заводе.

Значительные инвестиционные проекты на прошлой неделе были заявлены и в других отраслях. В угольной отрасли активность продолжает проявлять компания «Южкузбассуголь», инвестиционный план которой на 2006 г. предполагает расходы объемом почти 6 миллиардов рублей. В частности компания собирается построить новую шахту и железную дорогу на участке «Ерунаковский-8» и новый очистной механизированный комплекс для шахты «Осинниковская». Артель «Амур», базирующаяся в Хабаровском крае и являющаяся одной из ведущих российских компаний в добыче золота, планирует к 2007 г. построить две новых золотоперерабатывающих фабрики в Аяно-Майском районе. Главной причиной является предстоящее в 2006 г. закрытие месторождения Тас-Юрях. Новые фабрики будут работать на россыпных месторождения, одна из них получит название старой, т.е. Тас-Юрях, другая будет называться «Юбилейная». Мощность первой составит 200 тыс. тонн руды в год, второй – 100 тыс. Наконец, в пищевой промышленности крупным инвестором является компания «Агрос», входящая в бизнес-группу «Интеррос». Она намерена развивать предприятие «Ставропольский бройлер», предполагая удвоить производство мяса птицы (с 38 до 80 тыс. тонн в год) и сделать ставку на наиболее прибыльное и востребованное на рынке производство охлажденного мяса. Объем инвестиций до 2009 г. составит 115 миллионов долларов.

Оставьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <em> <i> <strike> <strong>

Наш адрес:

  • Россия, 105066, Москва,
    ул. Нижняя Красносельская, д. 40/12, бизнес-центр «Новь», корпус 20
  • e-mail:
  • Телефон: (495) 987-3755,
    (495) 987-3756,
    (495) 987-3758

    Факс: (495) 987-3759
  • Схема проезда Схема проезда









































Электоральная география.com - политика на карте

Журнал ПОЛИТЭКС - ПОЛИТическая ЭКСпертиза



Наша кнопка:
Институт региональной политики

© 2006 «Институт региональной политики»