Региональные стратегии крупного бизнесаРостислав Туровский, Анна Четверикова На прошлой неделе наибольший интерес привлекла информация о готовящемся запуске ряда крупных инвестиционных проектов на Северо-Западе России и в Сибири, т.е. как раз в инвестиционно привлекательных регионах страны. Однако эти проекты иной раз являются слишком грандиозными, что вызывает у экспертов сомнения в возможности их реализации. Пока они выглядят скорее серьезной заявкой на будущее, причем заявкой очень важной с точки зрения интересов целого ряда субъектов федерации. Но реализация этих проектов еще будет зависеть от экономической конъюнктуры, политических причин и межкорпоративных договоренностей. Наиболее крупным таким проектом стало строительство глиноземного комбината в Ленинградской области (г. Пикалево) силами компании «ФосАгро». Главным активом этой компании является знаменитый монополист мирового масштаба – комбинат «Апатит» в Мурманской области, который наряду с апатитами добывает нефелины – сырье для алюминиевой промышленности. Несколько месяцев назад СУАЛ, владеющий глиноземным комбинатом в том же Пикалево, отказался от закупок нефелинов и перевел предприятие на другое сырье. В ответ «ФосАгро» объявил о намерениях построить собственные глиноземные комбинаты. На минувшей неделе эти намерения были зафиксированы в декларации, подписанной вместе с властями Ленинградской области. Новое предприятие должно будет выпускать до 530 тыс. тонн глинозема в год, около 4 миллионов тонн цемента, более 360 тыс. тонн кальцинированной соды и др. Первая очередь производства, в соответствии с декларацией, будет запущена в 2009 г., окончание строительства планируется в 2011 г. В то же время говорить о новом притоке инвестиций в Ленинградскую область (регион, кстати, и так весьма популярный среди инвесторов) пока рано. Объем необходимых инвестиций оценивается в 1,3 миллиарда долларов, что, конечно, является очень крупной суммой. Наличие этих средств у «ФосАгро» под вопросом, кредиторы или партнеры по проекту пока не определены. Заметим, что ранее «ФосАгро» заявлял о намерениях построить сразу два глиноземных комбината одинаковой мощности – в Ленинградской и Мурманской областях. Сейчас речь идет уже об одном комбинате. Наряду с источником финансирования «ФосАгро» нужна предельная ясность со сбытом продукции. СУАЛу глинозем не требуется, у него вполне хватает своего. Значит, главный расчет должен быть сделан на «Русский алюминий», который действительно покупает глинозем. Но пока «Русал» никак не демонстрировал своей заинтересованности в проекте «ФосАгро», и неясно, будет ли продукция «ФосАгро» конкурентоспособной по цене с импортным глиноземом. Какие-то особые отношения между «Русалом» и «ФосАгро», позволяющие увидеть в них стратегических партнеров, тоже до сих пор не замечены. В этой ситуации некоторые источники, включая представителей СУАЛа, называют заявленный проект «пиаровским». Для таких заявлений есть определенные основания. В ближайшие месяцы станет больше ясности и с кредитованием проекта, и со сбытом (а также с отношениями с «Русалом»). Тогда и можно будет с большей уверенностью утверждать о перспективах строительства нового глиноземного завода в Ленинградской области. Еще одним крупным инвестиционным проектом и, похоже, имеющим больше шансов для реализации является проект транспортной независимости «Норильского никеля» на Северном морском пути. Как известно, «Норильский никель» вывозит основную часть своей продукции через Северный морской путь, что ставит его в зависимость от собственников морских пароходств и портовых терминалов, в частности – от Мурманского морского пароходства. В перспективе предполагается построить собственный портовый терминал в Мурманске (на территории Мурманского судоремонтного завода) и потратить средства на покупку своих судов. Всего стоимость проекта оценивается более чем в 500 миллионов долларов. Портовый терминал мощностью два миллиона тонн в год должен быть построен к 2008 г. Мурманская область является одним из ключевых регионов для компании, наряду с горнодобывающей промышленностью и транспортными предприятиями «Норильский никель» интересуется здесь электроэнергетикой. Как стало известно, компания купила 10,01% акций «ОАО «Мурманская ТЭЦ», став владельцем 14,83% акций. «Норильский никель» уже является крупным акционером местной энергетической компании «Колэнерго». Кстати, позиции в электроэнергетике «Норильский никель» успешно обеспечивает и в своем главном регионе – Красноярском крае. В результате реформирования «Красноярскэнерго» компания получила блокирующий пакет – 25,25% акций ОАО «Красноярская генерация», которое владеет генерирующими мощностями. Также в процессе реформы были созданы ОАО «Красноярскэнергосбыт», ОАО «Красноярские магистральные сети» и ОАО «Тываэнерго-Холдинг», а за ОАО «Красноярскэнерго» осталась часть транспортировки электричества. Значительная часть крупных инвестиционных проектов связана сегодня с компаниями, занимающимися черной металлургией и добычей угля. Особое внимание привлекают проекты «Макси-групп», базирующейся в Свердловской области (ее руководителем является известный местный предприниматель Н.Максимов). Эта пока малоизвестная на федеральном уровне компания декларирует запуск нескольких крупных проектов, связанных со строительством электрометаллургических комбинатов в разных регионах России. На прошлой неделе были вновь подтверждены намерения этой компании построить такой комбинат в районе Новосибирска. Его стоимость оценивается в 450 миллионов евро, начало строительства намечено на будущий год, запуск первой очереди – на 2008-09 гг. Мощность предприятия – 1,9 миллионов тонн проката в год. Заметим, что ранее «Макси-групп» заявляла сразу несколько идентичных проектов. Например, проект электрометаллургического завода в Тольятти мощностью 1,4 миллиона тонн проката в год и стоимостью 400 миллионов евро. Хотя собственная финансово-экономическая база этой компании, расположенная в Свердловской области, не впечатляет – Нижнесергинский метизно-металлургический завод, Ревдинский завод по обработке цветных металлов и т.п. Само по себе строительство электрометаллургических комбинатов, работающих на металлоломе, в России имеет сейчас неплохие перспективы. Этим занимается и одна из ведущих российских бизнес-групп – УГМК (проект в Ульяновске). Но в случае «Макси-групп» пока есть сомнения в том, что она самостоятельно «потянет» столь крупные проекты, да еще во множественном числе. Возможно, новосибирский проект станет основным и единственным. И в ближайшее время все-таки определятся крупные партнеры «Макси-групп». При таких условиях приток инвестиций в Новосибирскую область в связи со строительством комбината будет возможен. Тем временем уже реально состоявшаяся крупная компания – ОМК (Объединенная металлургическая компания), один из лидеров российской трубной промышленности, позволяет себе тратить немалые средства на реконструкцию производства. Как стало известно, в 2004-05 гг. она вложила в свое основное предприятие – Выксунский металлургический завод в Нижегородской области (г. Выкса) более 250 миллионов долларов. Модернизация позволяет ОМК расширять ассортимент продукции и получать конкурентные преимущества в борьбе за заказы на трубы со стороны лидеров российского ТЭКа, прежде всего – «Газпрома». Региональная экспансия металлургических компаний по-прежнему связана с покупкой портовых активов - в связи с уже отмеченной стратегией транспортной независимости. В Санкт-Петербурге бизнес-группа В.Лисина (НЛМК) получила все 100% акций Морского порта, выиграв аукцион по продаже государственного пакета – 48,79% акций. Ранее группа В.Лисина уже стала обладателем контрольного пакета акций одного из ведущих российских портов. Наряду с портом в целом НЛМК контролирует значительную часть работающих в порту стивидорных компаний, занимающихся собственно перевалкой грузов. Питерский порт, безусловно, является одним из важнейших приобретений НЛМК в регионах. Группа В.Лисина стала практически безальтернативным победителем в связи с отсутствием реальных конкурентов (по этой причине сорвался предыдущий аукцион, когда НЛМК не захотел платить слишком много, а соперников у него не обнаружилось). «Русский алюминий», поначалу заявлявший о своем участии, до финиша так и не дошел (практический смысл становиться миноритарным акционером Морского порта отсутствовал, а покупать «билет на войну» с НЛМК «Русалу» необходимости не было). Магнитогорский металлургический комбинат укрепил свои позиции в порту на другом конце страны – во Владивостоке. Здесь завершился процесс создания управляющей компании ООО «М-Порт», которая на паритетных началах объединила главных совладельцев порта – ММК и местный менеджмент во главе с В.Робкановым. «М-Порт» контролирует 74,01% акций, его создание расценивается как успех ММК. Ранее ММК имел пакет акций едва больше блокирующего – 26,44%. Теперь он участвует в управлении портом наравне с менеджерами, прежде не желавшими уступать контроль миноритариям. Примечательно, что на фоне успехов металлургических компаний в покупке или строительстве портовых комплексов, нефтяные компании выглядят довольно бледно. Так, ТНК-ВР, не имеющая четко отстроенного и подконтрольного экспортного маршрута, все-таки заморозила проект строительства нефтяного терминала в Усть-Луге (Ленинградская область). Ранее предполагалось построить здесь терминал до конца 2006 г. Теперь проект откладывается на неопределенное время. Вообще нефтяным компаниям сейчас не очень выгодно строительство собственных портов (понятным исключением является терминал ЛУКОЙЛа в Варандее в Ненецком АО, где просто нет других экспортных маршрутов). Конкурентоспособным остается и экспорт через зарубежные порты. Например, Эстония открыла недавно новый терминал в Силламяэ буквально рядом с Усть-Лугой, и это, как считается, вполне устроило ТНК-ВР и другие компании. Продолжается и работа ряда компаний через латвийский Вентспилс. Напротив, активного развития принадлежащего ЛУКОЙЛу в Ленинградской области порта Высоцк в последние месяцы не наблюдается. Сохраняется и тенденция по созданию в России угольно-металлургических компаний. Одной из них стал «Русский уголь», в котором оба направления – угольное и металлургическое уже вполне сбалансированы. Компания увеличила до контрольного свой пакет акций Златоустовского металлургического завода в Челябинской области, который стал одним из ее главных предприятий, наряду с заводами в Новосибирске и Комсомольске-на-Амуре. Также был приобретен небольшой трубный завод в г. Энгельс (Саратовская область). 92% акций ЗАО «Энгельсский трубный завод» перешли к «Русскому углю» от НЛМК. Этот завод производит порядка 90-100 тыс. тонн труб для ЖКХ. В целом активно развивается дочерняя компания «Русского угля» «ЭСТАР» («Электросталь России»). И, кстати, производство проката из металлолома, о котором уже шла речь применительно к планам УГМК и «Макси-групп», является одним из основных для «Русского угля». Завершается распродажа последних неразрабатываемых угольных участков в главном российском угольном регионе – Кузбассе. На прошлой неделе покупателем стала Распадская угольная компания (партнером и совладельцем активов этой компании является «Евразхолдинг»). Эта компания без борьбы получила право на участок «Разрез «Глуховский» с запасами 20 миллионов тонн (стоимость лицензии составила 84 миллиона рублей). Участок расположен рядом с самой шахтой «Распадская» - в районе Междуреченска на юге Кемеровской области. Другой сосед в лице компании «Южный Кузбасс» (группа «Мечел») интереса к участку не проявил, а принявший участие в аукционе «Сибуглемет» (крупный игрок областного масштаба) даже не торговался. Ранее аукцион на этот участок уже выигрывал кемеровский «Энергоуголь», который тогда опередил Распадскую угольную компанию, но потом отказался от лицензии. Новый аукцион, как видно, имел предрешенный результат. Теперь Распадская угольная компания должна будет построить первую очередь месторождения мощностью не менее 500 тыс. тонн угля в год и вторую – не менее одного миллиона тонн. В то же время еще один «бесхозный» участок на юге Кузбасса – Урегольский Северный продолжает оставаться таковым (интерес к нему могут иметь ММК и «Мечел»). Аукцион был отменен в очередной раз по решению Роснедр. Первопричиной этого решения стала позиция областной прокуратуры, неожиданно озаботившейся судьбой шорцев – малочисленного народа, проживающего неподалеку. Пока судьба участка остается в подвешенном состоянии. В целом же угольные месторождения Кузбасса к этому году оказались практически поделены крупными российскими и местными компаниями. Многие из этих компаний уже инвестируют значительные средства в развитие производства или обещают это сделать. Это позволяет Кемеровской области оставаться одним из инвестиционно привлекательных регионов страны. Оставьте комментарий |
Наш адрес:
© 2006 «Институт региональной политики»
|