Региональные стратегии крупного бизнесаРостислав Туровский, Анна Четверикова На прошедшей неделе наибольшее внимание привлекла деятельность крупных российских компаний, работающих в сферах нефтяной промышленности и черной металлургии, направленная на реконструкцию и модернизацию принадлежащих им промышленных предприятий. Крупный российский бизнес сейчас особенно заинтересован в реконструкции производств, поскольку работающее с советских времен оборудование изрядно изношено, потребность в инвестициях велика и имеет критическое значение для будущего ведущих компаний. В частности в Ярославле на нефтеперерабатывающем заводе «Ярославльнефтеоргсинтез» (ЯНОС) открыт комплекс гидрокрекинга стоимостью около 600 миллионов долларов. Мощность комплекса по переработке составляет 2,14 миллионов тонн нефти в год, он позволит заводу дополнительно производить более 800 тыс. тонн светлых нефтепродуктов в год. Напомним, что компания «Славнефть» принадлежит на паритетных началах частной российско-британской компании ТНК-ВР и «Сибнефти» (т.е. фактически – государственному «Газпрому»). ЯНОС является основным НПЗ «Славнефти» и стратегически важным предприятием, позволяющим выходить на емкий столичный рынок нефтепродуктов, не говоря уже про рынок северной части Центральной России. Впрочем, по некоторым последним сообщениям, владельцы ТНК-ВР могут продать «Газпрому» свою долю акций «Славнефти», которая, таким образом, превратится в очередную государственную компанию. ТНК-ВР намерена сконцентрировать свои усилия на других активах и регионах. В рамках этой политики она уже приступила к продаже «Саратовнефтегаза» - одного из основных бюджетообразующих предприятий Саратовской области. Прием заявок на это добывающее предприятие закрыт. Среди претендентов называют «РуссНефть», «Татнефть», «Итеру», «Северо-Западную нефтяную группу», Urals Energy и даже китайские Sinopec и CNPC. Наиболее сильными претендентами считаются частная «РуссНефть», связанная с именем М.Гуцериева, и контролируемая властями Татарстана «Татнефть». Также ТНК-ВР готовит продажу своего НПЗ в Оренбургской области – завода «Орскнефтеоргсинтез». Среди претендентов опять-таки фигурирует «РуссНефть», пока не располагающая собственной переработкой (на данном этапе она работает с формально принадлежащим ЮКОСу заводом в Сызрани, Самарская область). Сделка с ТНК-ВР с «Газпромом» по продаже «Славнефти» может дать этой компании шанс на освоение гигантского Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области. Вопрос о поставках российского газа обсуждался во время визита В.Путина в Южную Корею. Если ТНК-ВР урегулирует свои отношения с «Газпромом» и государством, то она сможет реализовать свой старый план по продаже ковыктинского газа в страны Восточной Азии. Наряду со «Славнефтью» крупную реконструкцию проводит ЛУКОЙЛ. Речь идет о его НПЗ в Нижегородской области («Нижегороднефтеоргсинтез»). На создание там комплекса глубокой переработки нефти ЛУКОЙЛ планирует потратить до 2009 г. около 500 миллионов долларов. Производимые в Кстово нефтепродукты также во многом рассчитаны на столичный рынок, и не случайно два конкурирующих предприятия в Ярославской и Нижегородской областях почти одновременно решают проблемы реконструкции и увеличения производства. Ранее определенные на собрании акционеров НПЗ инвестиции ЛУКОЙЛа в Нижегородской области были подтверждены соглашением, которое подписали глава компании В.Алекперов и губернатор Нижегородской области В.Шанцев. Заметим, что ЛУКОЙЛ продолжает усиливать свои позиции в интенсивно развивающемся добывающем регионе Тимано-Печоры. Он стал обладателем компании «СеверТЭК», которая зарегистрирована в городе Усинск (Республика Коми) и работает на месторождениях в этой республике и Ненецком АО. Ранее ЛУКОЙЛ владел 50% акций этой компании, теперь он выкупил оставшиеся акции у финской компании Neste Oil. На сегодняшний день ЛУКОЙЛ – ведущая нефтяная компания в Республике Коми, и покупка «СеверТЭК» подтвердила ее лидерский статус. Модернизацией производства активно занимаются и ведущие металлургические компании. Так, на принадлежащем «Евразхолдингу» Западно-Сибирском металлургическом комбинате (г. Новокузнецк, Кемеровская область) завершился капитальный ремонт доменной печи №3. Печь была остановлена в июне 2005 г. В мае с.г. был закончен капитальный ремонт другой печи - №2. Таким образом, на сегодняшний день на «Запсибе» работают все три доменных печи. Тем временем программа реконструкции обсуждается для одного из крупнейших алюминиевых заводов России – Красноярского алюминиевого завода, который принадлежит компании «Русский алюминий». На заводе прошла встреча заместителя генерального директора «Русала» А.Лившица с представителями краевой администрации. Как стало известно, программа реконструкции завода предполагает инвестиции в размере 340 миллионов долларов на период до 2008 г. Из них 120 миллионов долларов будет вложено в текущем году. Главной целью реконструкции является установка новых систем газоочистки, что приведет к снижению выбросов в атмосферу на четверть (для этого закупается оборудование известной французской компании ALSTOM). «Экологические» инвестиции занимают сейчас большое место в планах ведущих алюминиевых компаний России. Что касается новых проектов российских алюминиевых компаний, то самый крупный из них реализуется, как известно, в Республике Коми совместными усилиями двух российских лидеров - «Русала» и СУАЛа. Он предполагает строительство глиноземного комбината в районе Сосногорска мощностью 1,4 миллиона тонн глинозема в год. Одновременно с этим добыча бокситов на Средне-Тиманском месторождении будет увеличена с 1,5 до более 6 миллионов тонн в год. Проект оценивается в 1,2 миллиарда долларов, и из-за дороговизны его развитие долгое время находится под вопросом. В результате СУАЛ даже согласился объединить усилия с «Русалом», что открыло новый этап в отношениях двух компаний-конкурентов. Насколько известно, сейчас партнеры по проекту намерены занять 720 миллионов долларов, а остальное профинансировать из собственных средств. Модернизация производства продолжается и на предприятиях медной промышленности. В Свердловской области УГМК провела презентацию цеха горячего цинкования, который открыт на ее основном предприятии - комбинате «Уралэлектромедь» (г. Верхняя Пышма, расположенный поблизости от Екатеринбурга). Новый цех будет выпускать около 25 тыс. тонн продукции в год. В то же время экспансия УГМК за пределами Свердловской области наталкивается на значительные трудности. В Башкирии прокуратура возбудила уголовное дело, которое может привести к потере УГМК статуса управляющей компании на Башкирском медно-серном комбинате (контрольный пакет акций находится в руках республиканских властей, которые передали его в управление УГМК). Проблемы с сырьевой базой на Урале заставляют УГМК бороться за крупнейшее Удоканское месторождение меди в Читинской области. Однако тем временем в этом регионе укрепляет свои позиции «Норильский никель», занимающий первое место в России по производству меди. На минувшей неделе «Норильский никель» и его дочернее ООО «Горнорудная компания «Быстринское» торжественно открыли работу на Быстринском рудном узле (поселок Газимурский Завод) в присутствии губернатора Р.Гениатулина. В этом году компания вложила в геологоразведку на этом месторождении 1,2 миллиарда рублей. Запасы Быстринского рудного узла составляют один миллион тонн меди, 150 тонн серебра и 30 тонн золота. Предполагается производить здесь не менее 40 тыс. тонн медного концентрата в год. Одновременно «Норильский никель» считается одним из главных претендентов на Удоканское месторождение, конкурс на которое скорее всего пройдет в будущем году. Другим крупным претендентом на Удокан считается «Базовый элемент». Эта бизнес-группа, по многим экспертным оценкам, станет конечным приобретателем активов питерской группы ИСТ (компания «Полиметалл»). Пока эти активы контролирует предприниматель и депутат Госдумы С.Керимов. Тем временем группа ИСТ планирует инвестиции в оставшееся в ее руках машиностроительное предприятие «Титран» (город Тихвин, Ленинградская область). На базе этого предприятия теперь предполагается построить крупный вагоностроительный завод стоимостью до 500 миллионов долларов. Его строительство планируется начать в 2007 г., а в 2010 г. он должен выйти на проектную мощность – производство 10 тыс. грузовых вагонов в год. Однако будущее этого проекта целиком зависит от заказов «Российских железных дорог». Сейчас 70% грузовых вагонов в России производит государственный «Уралвагонзавод» (г. Нижний Тагил Свердловской области). Конкурентом группы ИСТ становится и бизнес-группа И.Махмудова, в состав которой входит ориентированный на заказы РЖД «Трансмашхолдинг». В подвешенном состоянии, напомним, находится и еще один крупный инвестиционный проект в Ленинградской области – строительство глиноземного комбината в Пикалево (группа «ФосАгро»). Примечательно, что планы группы ИСТ в Ленинградской области эксперты тоже восприняли как прожект с неясными шансами на реализацию. Привлекательным для инвестиций остается Юг России. Внимание на прошлой неделе привлекли инвестиционные планы компании «Итера» в Ставропольском крае. В этом регионе побывал председатель правления компании В.Отчерцов, который провел переговоры с губернатором А.Черногоровым. «Итера», утратив позиции в газовой промышленности, намерена частично компенсировать потери за счет работы в других отраслях и регионах. Она обещает инвестировать 60 миллионов долларов в принадлежащее ей и пока законсервированное Журавское нефтегазовое месторождение (Благодарненский район). К 2008 г. здесь планируется добыча на уровне 250-300 тыс. тонн нефти в год, что для Ставропольского края является заметным показателем (основную добычу здесь ведет государственная «Роснефть», которая, кстати, ранее владела лицензией и на Журавское месторождение). Запасы Журавского месторождение также невелики – 6,8 миллионов тонн нефти. Оно разрабатывалось с 1986 г., но было законсервировано в 1995 г. Теперь усилиями «Итеры» оно может быть вновь запущено в эксплуатацию. Второй проект «Итеры» в Ставропольском крае – строительство горно-обогатительного комбината на Бешпагирском титано-циркониевом россыпном месторождении в Грачевском районе. Инвестиции в этот проект определены на уровне 45 миллионов долларов. ГОК будет выпускать циркониевый, рутиловый, ильменитовый концентраты и ферросплавы. Ожидается создание полутора тысяч рабочих мест, что опять-таки очень важно для Ставропольского края и его депрессивного района. Хотя этот проект пока вызывает беспокойство местных жителей в связи с неясными экологическими последствиями от строительства карьеров в сельскохозяйственном районе. В соседнем Краснодарском крае продолжается борьба за портовые активы. Интересный сценарий может быть реализован при новой смене собственника Туапсинского морского порта – третьего в России по грузообороту. Владеющий этим портом НЛМК (он же, напомним, владеет морским портом в Санкт-Петербурге, который, как и порт в Туапсе приобрел у «Северстальтранса») готов обменять этот актив на активы компании «Кузбассразрезуголь». Если сделка состоится, «Кузбассразрезуголь» получит Туапсинский порт, добавив его к порту Восточный (Приморский край) и угольному терминалу в Усть-Луге (Ленинградская область) и создав позиции на трех ключевых направлениях – дальневосточном, балтийском и черноморском. В свою очередь НЛМК может приобрести угольную компанию «Прокопьевскуголь», частично решив свою проблему зависимости от «внешних» поставок угля (эта компания добывает 5,1 миллионов тонн угля в год, в т.ч. 4 миллиона тонн коксующегося угля, необходимого для черной металлургии). Пока, напомним, НЛМК владеет только Жерновским угольным месторождением в Кузбассе. Наряду с компанией «Прокопьевскуголь» (г. Прокопьевск, Кемеровская область) НЛМК может стать обладателем крупного комбината «Алтай-кокс» (г. Заринск, Алтайский край). Таким образом, приход компании «Кузбассразрезуголь» (бизнес-группа И.Махмудова) в Краснодарский край может произойти одновременно с резким усилением позиций НЛМК в Сибири – Кемеровской области и Алтайском крае. Наряду с НЛМК интерес к портовым активам Краснодарского края проявляет Магнитогорский металлургический комбинат. У него уже созданы позиции в Приморском крае (совладелец Владивостокского морского торгового порта). В Краснодарском крае ММК борется за порт в Ейске. Как мы уже сообщали ранее, сорвался аукцион по продаже портового элеватора в Ейске, который находится рядом с портом. Несмотря на неудачу, ММК начинает прямо работать с ОАО «Ейский морской порт», предполагая затем купить его акции. Металлурги готовы вывозить через Ейск около 600-700 тыс. тонн своей продукции в год. Таким образом, еще один порт в Азово-Черноморском бассейне может обрести нового хозяина в лице одной из ведущих металлургических компаний России. Оставьте комментарий |
Наш адрес:
© 2006 «Институт региональной политики»
|