Ваше имя:

Имя адресата:

Email адресата:

Ссылка: http://www.regionalistica.ru/obzor/weekly/archive/y2005/oct3006/regbiz301005/
Институт региональной политики
Информация об институте
Направления деятельности:

Неделя 30 октября-6 ноября Отправить ссылку  версия для печативернуть оформление

Региональные стратегии крупного бизнеса

Ростислав Туровский, Анна Четверикова

Главный интерес на прошлой неделе вызвало активное развитие бизнес-группы М.Гуцериева. Ее региональная экспансия идет в значительной мере «по следам» ЮКОСа: под контроль входящих в эту бизнес-группу компаний попадают или прежние активы ЮКОСа, или активы в регионах, где эта компания имела высокое влияние. Иными словами, бизнес-группа занимает оставленные ЮКОСом «пустоты» в региональном пространстве. Как известно, ранее «РуссНефть» установила тесные отношения с принадлежащим ЮКОСу Сызранским НПЗ в Самарской области. Этот завод стал основным переработчиком нефти, которую добывает эта компания. Нефтепродукты, производимые на этом заводе, далее продаются через приобретенные «РуссНефтью» сбытовые сети, прежде всего – в столичном регионе (сети «Гранд» и «Корус»).

Напомним также, что от ЮКОСа к структурам М.Гуцериева перешла доля ООО «Геойлбент», нефтедобывающего предприятия в Ямало-Ненецком АО (его контролирует ЛУКОЙЛ).

В то же время в планы «РуссНефти» входит строительство или покупка собственного нефтеперерабатывающего завода. Как стало известно на прошлой неделе, местом для строительства выбрана Брянская область – еще один регион, где ранее большим влиянием пользовался ЮКОС (здесь он занимался сбытом нефтепродуктов; кроме того, в Брянске находится управление знаменитым экспортным нефтепроводом «Дружба», через который вывозил свою продукцию ЮКОС). НПЗ будет построен в Унечском районе, где расположен железнодорожный нефтеналивной терминал. Его мощность составит 6 миллионов тонн сырой нефти в год. Объем необходимых инвестиций оценивается в 50,21 миллиард рублей – это один из самых крупных региональных инвестиционных проектов на сегодняшний день. Для Брянской области – региона бедного и депрессивного - строительство собственного НПЗ имеет огромное значение. Что касается направлений региональной экспансии бизнес-группы М.Гуцериева, заметим также, что Брянская область является приграничным регионом, а в соседней Белоруссии эта группа имеет свои интересы.

Также, как стало известно, структуры близкого к М.Гуцериеву БИН-банка стали собственниками расположенной в Якутии компании «Саханефтегаз», приобретя акции, принадлежавшие ЮКОСу (собственно «РуссНефть» причастность к этой сделке отрицает, но это не столь важно). «Саханефтегаз» является значимой структурой в развивающемся нефтегазовом секторе Якутии – одного из перспективных восточных регионов страны. Хотя самый ценный свой актив – Талаканское нефтяное месторождение, с которым связаны основные перспективы нефтедобычи в Якутии, он потерял. На Центральном блоке Талаканского месторождения, как известно, работает «Сургутнефтегаз».

Однако приобретение «Саханефтегаза», хотя он и является проблемным предприятием, обремененным долгами, можно считать своеобразным «входным билетом» в развивающийся якутский ТЭК. Дальнейшее развитие событий в Якутии зависит от того, какие именно месторождения нефти и газа бизнес-группа М.Гуцериева сможет поставить под контроль и приступить к их разработке. Есть, впрочем, мнение, что конечным приобретателем этих активов может стать ведущая компания Якутии АЛРОСА, которая, по словам председателя наблюдательного совета А.Кудрина, планирует превратиться в многопрофильную компанию, ведущую добычу не только алмазов, но и нефти, газа и угля.

В других регионах среди наиболее крупных инвестиционных проектов следует выделить проект СУАЛа в Иркутской области. СУАЛ сейчас активно занимается расширением и модернизацией своих заводов практически во всех регионах. Мощность Иркутского алюминиевого завода (город Шелехов) планируется увеличить с 260 до 426 тыс. тонн первичного алюминия в год. Это требует надежных поставок дешевого электричества. Его поставщиком традиционно является компания «Иркутскэнерго», в которой СУАЛу принадлежит миноритарный пакет акций. Но существует проблема доставки этой электроэнергии (не говоря уже про планы федеральных властей объединить «Иркутскэнерго» с Гидро-ОГК в единую компанию, находящуюся под государственным контролем). СУАЛ планирует построить собственную ЛЭП мощностью 500 кВт параллельно уже существующей ЛЭП, которая идет от Тулуна до Шелехова. СУАЛ не хочет зависеть от тарифов Федеральной сетевой компании и готов потратить на новую ЛЭП сотни миллионов долларов. Однако окончательное решение по поводу ЛЭП не принято и будет зависеть от договоренностей СУАЛа с правительством и государственными компаниями.

Еще один крупный проект реализуется на Урале, в Челябинской области; о нем можно говорить с большей уверенностью. Его инициатором является компания «Магнезит» (город Сатка), о планах которой мы уже сообщали в наших обзорах. К настоящему времени эти планы уточнены и объединены в инвестиционную программу, которую поддержали акционеры. Объем инвестиций на 2006 год определен в 1,4 миллиарда рублей, что свидетельствует о серьезном отношении к проблемам технического перевооружения этого уникального предприятия.

О своих инвестиционных планах сообщают и новые собственники крупных предприятий, о появлении которых мы говорили ранее. Так, определился с размерами своих предполагаемых затрат новый собственник Юргинского машиностроительного завода в Кемеровской области – компания «Южкузбассуголь» (эта компания находится под контролем местного менеджмента, но крупным акционером и претендентом на контрольный пакет является «Евразхолдинг»). Новые собственники намерены вложить в развитие завода, производящего горно-шахтное оборудование, около одного миллиарда рублей. Уже на данном этапе начинается модернизация входящего в состав предприятия металлургического завода и ТЭЦ. Это подтвердил новый генеральный директор завода В.Лаврик, одновременно возглавляющий «Южкузбассуголь» и являющийся одним из самых заметных представителей деловой элиты Кузбасса. Напомним, что смена собственника на заводе была активно поддержана губернатором А.Тулеевым, и изменения, похоже, начались: «Южкузбассуголь» выполняет свои социальные обещания (повышение зарплат и пр.) и заявляет инвестиционные планы.

Крупным региональным инвестором является также ЦБК «Волга» (г. Балахна Нижегородской области), который принадлежит столичной «Ост Вест Групп» (Ш.Бреус). На предприятии анонсирована инвестиционная программа стоимостью более 50 миллионов евро (за период 2005-06 гг.). Инвестиции предполагают модернизацию бумагоделательной машины, монтаж котла по сжиганию древесной массы и реконструкцию древесно-массового цеха (последняя завершится в марте 2006 г.). Впрочем, некоторые эксперты оценивают эти инвестиционные планы и в контексте вероятной предпродажной подготовки ЦБК.

В центре внимания крупных инвесторов по-прежнему находится один из самых инвестиционно привлекательных российских регионов – Краснодарский край. Особого внимания заслуживает деятельность в этом регионе «Базового элемента», для которого Кубань является одним из стратегически важных субъектов федерации (и который, кстати, считается претендентом на ЦБК «Волга»). Агробизнес «Базового элемента» (в лице компании «АгроКубаньРесурс») особенно активно развивается в Усть-Лабинском районе. Всего за два года «Базовый элемент» вложил в аграрный сектор Краснодарского края два миллиарда рублей. Новым приобретением стал контрольный пакет акций Усть-Лабинского комбината хлебопродуктов, купленный у государства (комбинат включает элеватор и комбикормовый завод).

Другим направлением инвестиционной активности «Базового элемента» в Краснодарском крае является авиационный транспорт. Как уже отмечалось в наших обзорах, ставка сделана на развитие аэропорта в Геленджике – перспективном курорте. На прошлой неделе принадлежащее «Базовому элементу» ОАО «Авиационные линии Кубани» продало свои 100% долей в управляющей компании этого аэропорта. Покупатель не разглашается, но, как считается, речь идет о другой компании, подконтрольной «Базовому элементу».

Наряду с «Базовым элементом» интерес к Краснодарскому краю проявляют другие инвесторы. Однако, остается в подвешенном состоянии судьба Ейского портового элеватора, который занимает стратегические позиции в Ейском морском порту на Азовском море. Аукцион по продаже государственного пакета из 51% акций элеватора был отменен, как считается, на фоне острой закулисной борьбы между его участниками. Главными претендентами были акционеры «Вимм-Билль-Данна», уже владеющие 49% акций элеватора, и Магнитогорский металлургический комбинат. ММК, как и другие металлургические комбинаты, заинтересован в покупке портовых терминалов (он является крупным акционером Владивостокского морского порта). Акционеры «Вимм-Билль-Данна» имеют разнообразные интересы в Краснодарском крае. Пока, в условиях столкновения интересов столь крупных игроков, судьба актива остается в подвешенном состоянии, что делает неясными и перспективы развития порта в Ейске.

Оставьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <em> <i> <strike> <strong>

Наш адрес:

  • Россия, 105066, Москва,
    ул. Нижняя Красносельская, д. 40/12, бизнес-центр «Новь», корпус 20
  • e-mail:
  • Телефон: (495) 987-3755,
    (495) 987-3756,
    (495) 987-3758

    Факс: (495) 987-3759
  • Схема проезда Схема проезда









































Электоральная география.com - политика на карте

Журнал ПОЛИТЭКС - ПОЛИТическая ЭКСпертиза



Наша кнопка:
Институт региональной политики

© 2006 «Институт региональной политики»