Ваше имя:

Имя адресата:

Email адресата:

Ссылка: http://www.regionalistica.ru/obzor/weekly/archive/y2006/feb2006/feb2606/regbiz260206/
Институт региональной политики
Информация об институте
Направления деятельности:

Неделя 26 февраля - 5 марта Отправить ссылку  версия для печативернуть оформление

Региональные стратегии крупного бизнеса

Ростислав Туровский, Анна Четверикова

В рассматриваемый период существенно изменился список претендентов на компанию «Удмуртнефть» - выставленный на продажу актив ТНК-ВР. Эта компания в прошлом году добыла 5,9 миллионов тонн нефти и является крупнейшим экономическим субъектом в республике. Ранее предполагалось, что ее новым собственником станет «Русснефть», которая уже купила у ТНК-ВР ряд ее активов. Однако вместо легкого и быстрого перехода «Удмуртнефти» в руки «Русснефти» сценарий смены собственника резко изменился. Причиной тому стало вхождение в список претендентов «Сибнефти», контролируемой «Газпромом».

Затем сценарий поменялся еще раз, когда главные конкуренты – «Русснефть» и «Сибнефть» почти одновременно отказались от борьбы. Зато вместо них в игру вступила Объединенная нефтяная группа – небольшая компания, входящая в бизнес-империю О.Дерипаски. Учитывая дружественные отношения между бизнес-группами О.Дерипаски и М.Гуцериева, можно предположить, что первая выступила в роли своеобразной «преемницы» по отношению ко второй. О.Дерипаска только начинает заниматься нефтью, ему принадлежат Афипский НПЗ в Краснодарском крае и небольшая добывающая компания в Самарской области. Приобретение «Удмуртнефти» может сделать его заметным игроком в российской нефтедобыче. Конечно, переход «Удмуртнефти» в руки О.Дерипаски не предрешен. Другими претендентами являются альянсы некрупных российских компаний с индийскими партнерами. Во-первых, это – «Итера» и государственная компания ONGC. Во-вторых, «Северо-Западная нефтяная группа» и Oil India Ltd.

Бизнес-группа М.Гуцериева пока отказывается от региональной экспансии и сосредотачивается на инвестиционных проектах, которые реализуются на уже приобретенных заводах. Например, стали известны планы инвестиций в завод «Краснодарэконефть», которые в 2006 г. составят около 19 миллионов долларов. Это в 2,3 раза больше, чем было вложено в завод прежними собственниками в 2005 г. Ранее, как мы уже говорили в своих обзорах, «Русснефть» определила свои инвестиционные планы в отношении «Орскнефтеоргсинтеза». Также «Русснефть» стала прямым обладателем 51% акций уже подконтрольного ей добывающего ОАО «Мохтикнефть» в Ханты-Мансийском АО. Проекты М.Гуцериева не ограничиваются нефтяной сферой, вторым важнейшим направлением являются недвижимость и строительный бизнес в Москве. Здесь успехом группы стала передача ей в доверительное управление 24,5% акций компании «Моспромстрой», принадлежащих московской мэрии. Ранее бизнес-группа М.Гуцериева приобрела 17% акций этой компании. Пока полного контроля над «Моспромстроем» группа М.Гуцериева не имеет, но зато пользуется статусом наибольшего благоприятствования в отношениях с городскими властями. «Моспромстрой» интересен как владелец ряда известных московских отелей, включая три отеля сети Marriott. Группа М.Гуцериева пришла в московский гостиничный бизнес, купив компанию «Садко-отель», владеющую высотной гостиницей «Ленинградская». Сейчас она заявляет о готовности вложить до миллиарда долларов в проекты «Моспромстроя», но это возможно только в случае получения контрольного пакета акций.

Как и в нефтяной отрасли, заметный, но при этом далеко не самый крупный и прибыльный актив выставлен сейчас на продажу в сфере морского транспорта. Это – Таганрогский морской торговый порт в Ростовской области. Его продает владелец местной компании «АПК «Каравай плюс» А.Денисов, находящийся в международном розыске. В свое время портом владела компания «Северстальтранс», но она отказалась от актива, проводя распродажу всех своих портовых терминалов. Таганрогский порт невелик (грузооборот в прошлом году составил 1,9 миллионов тонн), он не является глубоководным. Поэтому ожидать, что за него развернется столь острая борьба, не приходится. Главными заинтересованными структурами являются металлургические компании, среди которых называют НЛМК и ММК. НЛМК уже владеет крупным портом в Туапсе. ММК в Азово-Черноморском бассейне пока не представлен, и его интерес может быть выше (недавно он пытался купить порт в Ейске). Другим потенциальным покупателем считается Трубная металлургическая компания, которая имеет прочные позиции в городе и контролирует металлургический комбинат «Тагмет». Не исключено, что крупные игроки уступят порт сугубо местным структурам, например, компании «Югтранзитсервис».

На сегодняшний день более крупные инвестиционные проекты связаны с интенсивно развивающимся балтийским направлением. Например, тот же НЛМК планирует вложить в 2006 г. более 50 миллионов долларов в обновление парка перегрузочной техники и автотранспорта в Морском порту Санкт-Петербург. Компания кемеровского происхождения «Роса Холдинг» начинает модернизацию принадлежащих ей портов в Ленинградской области – Высоцка и Выборга. В Высоцке «Роса Холдинг» собирается потратить около 25-30 миллионов долларов на дноуглубительные работы. Здесь же она увеличит число причалов с четырех до семи. Предполагается, что грузооборот порта в Высоцке вырастет вдвое, прежде всего – за счет наращивания экспорта угля. Напомним, что по соседству с этим портом работает нефтяной терминал ЛУКОЙЛа.

Оживление интереса крупных бизнес-групп к транспортным активам отмечается также на авиационном транспорте. Примером стала покупка группой «Альянс» блокирующего пакета акций Хабаровского аэропорта у краевых властей. Теперь «Альянс» контролирует все 100% акций аэропорта в одном из ключевых своих регионов (здесь бизнес-группе принадлежат один из двух НПЗ и сбытовая сеть нефтепродуктов).

Внимание инвесторов на Востоке страны привлекают также проекты в области логистики и строительного бизнеса. Одним из лидеров становится Национальная логистическая компания, входящая в состав «РосЕвроГрупп». Она открыла под Новосибирском, в городе Обь, который находится около аэропорта Толмачево, логистический парк «НЛК – Новосибирск». До конца 2006 г. будет запущена его вторая очередь, а в 2007 г. начнется строительство третьей и четвертой. Общая стоимость проекта – около 35 миллионов долларов. В следующем году к строительству своего логистического центра в «столице Сибири» Новосибирске приступит другой крупный игрок – компания «Международное логистическое партнерство». Тем временем «РосЕвроГрупп» продолжит укреплять свои позиции в Сибири. В Омске она планирует строительство бизнес-центра, стоимость которого может составить до 150 миллионов долларов.

Как обычно, к разряду крупных инвесторов относятся уральские металлургические компании. Впечатляют объемы средств, которые намерен потратить на капитальное строительство Магнитогорский металлургический комбинат. Они в текущем году составят около 450 миллионов долларов. ММК предполагает запустить новый сортовой (проволочный) стан, две электродуговых печи и др. Тем временем очередной большой проект заявила «Макси-групп», базирующаяся в соседней Свердловской области. Его стоимость составляет 500 миллионов долларов. Речь идет о строительстве работающего на металлоломе электрометаллургического завода в городе Нововоронеж (с расчетом на использование электроэнергии от местной АЭС). Однако планы «Макси-групп» традиционно вызывают сомнения у аналитиков, поскольку аналогичные проекты заявлены уже в семи регионах, кроме Воронежской области это - «родная» Свердловская, а также Новосибирская, Самарская, Нижегородская, Калужская и Ленинградская. Будут ли они осуществлены, или точнее, где все-таки будут построены заводы, пока не ясно. Вряд ли «Макси-групп» найдет заемные средства, чтобы построить все семь предприятий.

Более реалистичными представляются планы такого мощного игрока, как УГМК. Диверсифицируя свою деятельность в сфере цветной металлургии, она предполагает построить новый завод по производству цинка в основном регионе своего базирования - Свердловской области. Мощность завода составит до 140 тыс. тонн цинка в год, стоимость проекта – 380 миллионов долларов. Местом для строительства завода, скорее всего, станет Кировград, но рассматриваются и другие варианты. Напомним, что УГМК владеет крупным цинковым производством в Северной Осетии (добыча руды и комбинат «Электроцинк» во Владикавказе). Однако, развивая производство, она предпочла новое строительство в Свердловской области расширению мощностей существующего комбината в Северной Осетии. Тем временем, подобно компании «Кузбассразрезуголь», входящий в бизнес-группу И.Махмудова «Трансмашхолдинг» занялся оптимизацией своих активов и распродажей «излишков». На продажу выставлены Муромский стрелочный завод во Владимирской области и Завод транспортного оборудования в Кушве (Свердловская область).

Наряду с производством цинка инвестиционно привлекательной остается добыча золота. Входящая в группу «Интеррос» компания «Полюс» заявила об увеличении предполагаемого размера инвестиций для освоения месторождений в Якутии. Помимо уже запланированных 2,3 миллиардов долларов «Полюс» собирается инвестировать еще 550 миллионов долларов. Средства будут направлены на запуск и дальнейшее развитие Нежданинского месторождения, а также месторождения Кючус. Предполагается и увеличение добычи на уже работающих месторождениях Куранахского рудного поля.

В последние месяцы значительные инвестиции начинает привлекать российский АПК. Выделяются регионы Центрального Черноземья, а также Калининградская область, имеющая статус особой экономической зоны. В Белгородской области о своих крупных проектах заявляет холдинг «Русагро», имеющий прочные позиции в этом регионе. Эти позиции, кстати, недавно были подтверждены избранием основного владельца группы В.Мошковича членом Совета Федерации от Белгородской областной думы. Наиболее крупные инвестиции, что в целом характерно для российского АПК, будут направлены в строительство свинокомплексов - с расчетом на сокращение импорта мяса и рост внутреннего потребления. В Белгородской области «Русагро» предполагает построить шесть свинокомплексов (общей производительностью 60 тыс. тонн мяса в год), четыре молочные фермы (на одну тысячу голов крупного рогатого скота каждая) и комбикормовый завод (мощностью 240 тыс. тонн в год). Стоимость свинокомплексов оценивается в 125 миллионов долларов. Два из шести свинокомплексов будут введены в строй уже в этом году. Правда, при реализации проекта по строительству одного из свинокомплексов у «Русагро» возник конфликт с «Интеко-агро», которая оказалась среди дольщиков участка, предназначенного для строительства в Волоконовском районе (группа «Интеко» также известна своим острым конфликтом с властями Белгородской области).

Наряду с Белгородской областью значительные инвестиции в сфере АПК привлекает Липецкая область. Группа «Черкизово» оказалась не единственной, готовой вкладывать в строительство свинокомплексов в этом регионе. Теперь московская группа «Эксима», владеющая Микояновским мясокомбинатом, планирует построить в этом регионе два свинокомплекса общей производительностью 20 тыс. тонн мяса в год. Стоимость проекта составляет около 50 миллионов долларов, его реализацию планируется завершить к 2008 г. Как мы сообщали ранее, «Эксима» заявляла о планах по строительству мощного свинокомплекса в соседней Орловской области стоимостью 130 миллионов долларов.

Инвестиционно привлекательным регионом опять становится Калининградская область. Новый импульс инвестиционному процессу придало недавнее принятие нового закона об особой экономической зоне в этом регионе. Компания «Продукты питания» начинает строительство в городе Гусев завода по производству мясных полуфабрикатов. Эта компания занимает почти половину российского рынка куриных полуфабрикатов и намерена увеличить свою долю. Стоимость проекта оценивается в 200 миллионов долларов.

Регионы: Хабаровский край, Калининградская область, Ростовская область, Санкт-Петербург

Оставьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <em> <i> <strike> <strong>

Наш адрес:

  • Россия, 105066, Москва,
    ул. Нижняя Красносельская, д. 40/12, бизнес-центр «Новь», корпус 20
  • e-mail:
  • Телефон: (495) 987-3755,
    (495) 987-3756,
    (495) 987-3758

    Факс: (495) 987-3759
  • Схема проезда Схема проезда









































Электоральная география.com - политика на карте

Журнал ПОЛИТЭКС - ПОЛИТическая ЭКСпертиза



Наша кнопка:
Институт региональной политики

© 2006 «Институт региональной политики»