Ваше имя:

Имя адресата:

Email адресата:

Ссылка: http://www.regionalistica.ru/obzor/weekly/archive/y2006/jan2006/jan2306/fedpol230106/
Институт региональной политики
Информация об институте
Направления деятельности:

Неделя 23-20 января Отправить ссылку  версия для печативернуть оформление

Федеральная политика и регионы

Анна Осетрова

Неделя для регионов на федеральном уровне началась с, казалось бы, незначительного события. 23 января М. Фрадков подписал РАСПОРЯЖЕНИЕ N 58-р об очередной концепции ФЦП регионального плана: «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)». Это своего рода техническое задание, которое премьер-министр дал профильному министерству (здесь им выступает МЭРТ). Оно уже, в свою очередь, через какое-то время подготовит непосредственно текст ФЦП в пределах запланированного финансирования из федерального бюджета в размере 192,4 млрд рублей. Конечно, на первый взгляд это формальность, которая неизвестно когда начнет воплощаться в действительности. Однако если мы вспомним активно обсуждаемый и лоббируемый в Государственной Думе сюжет с созданием особых экономических зон туристско-рекреационного типа, то федеральное внимание к российской туристической столице весьма закономерно.

Вспомним также, что на прошлой неделе Постановлением Правительства статус курортов федерального значения (что предполагает дополнительное бюджетные выплаты на их развитие) был присвоен крупнейшим курортам Ставропольского края. Очевидно, федеральные власти стремятся «привести в порядок» наиболее вероятных претендентов на создание туристских ОЭЗ и сделать их более привлекательными для иностранных инвесторов.

Во вторник 24 января глава государства В. Путин посетил строящийся портовый комплекс Усть-Луга в Ленинградской области, где состоялась презентация второго пускового комплекса первой очереди угольного терминала. Вместе с Президентом стройку посетили и другие представители федеральной власти: в частности, глава РЖД Владимир Якунин, руководитель Министерства транспорта Игорь Левитин, полпред президента в СЗФО Илья Клебанов, а также первое лицо региона - губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков.

Без преувеличения, это самый амбициозный российский проект последнего десятилетия. Морской порт Усть-Луга объединил угольщиков Кузбасса, российских железнодорожников, частные автотранспортные, строительные компании и государственные структуры. После распада Советского Союза, Россия практически потеряла крупные морские порты в Балтийском море. Все это время грузы отправляли через Прибалтику и Финляндию. Строительство комплекса началось в 1997 году на юго-западном берегу Финского залива, в 100 километрах от Санкт-Петербурга. Основная цель такого масштабного строительства в Лужской губе Финского залива - ускорить перегрузку экспортно-импортных грузов и уменьшить транспортные издержки для российских товаропроизводителей. Планируется, что грузооборот порта составит 35 млн. тонн. Этот портовый комплекс - единственный российский порт на Балтике, способный принимать сухогрузы грузоподъемностью до 75 тысяч тонн и обрабатывать наливные суда грузоподъемностью до 120 тысяч тонн. В припортовой зоне будут построены перерабатывающие и обрабатывающие заводы. Естественно, все это предполагает создание и социальной инфраструктуры: на территории, прилегающей к порту, запланировано строительство поселка городского типа на 20 тысяч жителей. В порту Усть-Луга будут построены и введены в эксплуатацию 9 терминалов, а также автомобильно-железнодорожный паромный комплекс «Балтийский паром» Усть-Луга-Балтийск-Германия.

Его полный запуск ожидают к 2010 году, но уже сейчас здесь могут отгружать до 4 миллионов тонн угля в год. Первая и вторая очередь угольного терминала, крупные железнодорожные развязки, современные высокотехнологичные системы разгрузки, часть причалов - это то, что уже работает в Усть-Луге. В дальнейшем здесь планируется возвести зерновые терминалы, склады для отгрузки удобрений, древесины, контейнеров, а с пуском третьей очереди уголь можно будет сортировать прямо с железнодорожных платформ, что значительно увеличит стоимость и качество каждой тонны топлива.

Строительство порта осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» на основе государственного и частного партнерства. Такой грандиозный проект потребовал и грандиозных денег - общая стоимость проекта составила 2 млрд. долларов. Только в 2005 году Усть-Луга получила около 5 млрд. рублей инвестиций, а в этом году планируется инвестировать в объекты порта более 8 млрд. рублей. Крупных инвестиций требует и создание железнодорожного сообщения с портом. Как сказал президент ОАО «РЖД» В. Якунин «необходимо обеспечить сквозное движение угля из Кузбасса через Свердловскую дорогу, через Северную дорогу и потом уже по Октябрьской дороге сюда. Поэтому когда мы говорим, что на железнодорожное развитие мы предполагаем направить 8 миллиардов рублей, мы говорим только о небольшом участке железной дороги, которую нам нужно сделать. Общий объем инвестиций, который потребуется для того, чтобы реализовать эту программу, исчисляется 35 миллиардами и больше рублей». Причем, только за 2005 год в развитие железнодорожных подходов к порту в Усть-Луге было инвестировано около 500 млн. рублей. Полное развитие железнодорожной инфраструктуры участка Мга - Гатчина - Веймарн - Лужская (196 км) и строительство предпортовой станции Лужская, необходимое для выхода порта Усть-Луга на максимальные объемы переработки грузов, потребует дополнительных инвестиций в объеме 23 млрд. рублей.

Президент В. Путин был явно доволен ходом строительства и перспективами уже к 2010 году получить крупный грузовой порт европейского уровня, который позволит существенно увеличить товарооборот со странами Европы.

После визита на строящийся портовый комплекс в этот же день глава государства встретился с губернатором Ленинградской области Валерием Сердюковым. На встрече в основном обсуждались проблемы и перспективы строительства все того же Усть-Лужского порта. Глава области сообщил Президенту, что необходимый объем вложений в развитие инфраструктуры этой особой зоны составляет 81 млрд рублей. В том числе, 11 млрд необходимо выделить из федерального бюджета, и 70 млрд планируется привлечь за счет частных инвесторов. По мнению В. Сердюкова, срок окупаемости особой экономической зоны составит 5-6 лет. Принципиальных возражений по поводу создания в Усть-Луге особой экономической зоны у Президента нет, потому что, по мнению его, «только быстрое развитие порта обеспечит его конкурентоспособность».

Кстати, Ленинградская область участвовала в ноябре прошлого года в федеральном конкурсе на создание промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ в Усть-Луге, но проиграла. В усть-лужской ОЭЗ предполагалось разместить 30-40 производственных предприятий, с общей численностью рабочих в 3-4 тыс. человек. Инвестиции в обустройство инфраструктуры зоны были оценены в 7,36 млрд рублей. Таперь федеральное руководство самого высокого уровня считает, что создание в этом регионе ОЭЗ просто жизненно необходимо.

Однако здесь возникает одна небольшая проблема: скорее всего, ОЭЗ в Усть-Луге нельзя будет официально внедрять без поправок в действующее законодательство. Это связано с тем, что в законе об ОЭЗ еще не внесены поправки об особенностях функционирования ОЭЗ уже четвертого типа – портовых, к которым в чистом виде относится Усть-Луга. Буквально накануне визита Президента в Ленинградскую область руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Юрий Жданов заявил, что в РФ будет создано не более 5 портовых ОЭЗ. Он напомнил, что уже подготовлены поправки в соответствующий закон, а до конца года будет проведен конкурс на создание такого типа зон.

Наконец, еще одним значительным событием для регионов, вернее, для их лидеров стало очередное традиционное заседание Правительства, которое состоялось в четверг 26 января. Дело в том, что Председатель Правительства заявил здесь о переходе к новому формату работы кабинета министров, который он назвал «расширенным Правительством». М. Фрадков пояснил, что теперь на заседаниях Правительства не только главы федеральных министерств, но и региональные лидеры будут докладывать о проделанной работе и планах на ближайшую и среднесрочную перспективу. В первом полугодии планируется заслушать доклады шести губернаторов и шести федеральных министров.

В Белом доме, видимо, считают, что подобные нововведения приведут не только к улучшению координации планов Правительства с региональными проблемами, но и к лучшей управляемости федеральными министрами. Как заявил на заседании вице-премьер Александр Жуков, который целиком поддерживает начинание М. Фрадкова, губернаторы должны в первую очередь обращать внимание не на решение отдельных проблем, а на то, как в регионе реализуются задачи, поставленные федеральным центром.

Первыми через эту процедуру прошли глава Министерства образования и науки Андрей Фурсенко и воронежский губернатор Владимир Кулаков. Михаила Фрадкова итог первого обсуждения в формате «расширенного правительства» не совсем устроил. И причина была не в выступлении министра образования Андрея Фурсенко. Его доклад прошел весьма гладко. Премьер-министр был недоволен докладом воронежского губернатора Владимира Кулакова. Губернатор в своем выступлении говорил больше об обычных проблемах, а именно о дефиците средств на строительство дорог. Заодно губернатор попросил денег на строительство в области таможенного терминала и водовода (в регионе довольно сложная ситуация с питьевой водой). Глава Правительства пытался выяснить у губернатора цифры, касающиеся роли региона в российском экспорте и сбора налогов, но Владимир Куликов не смог дать четкого ответа на его вопросы. После этого Премьер-министр лаконично заметил, что «первый блин комом». Причину «провала» воронежского губернатора М. Фрадков увидел в том, что организация работы федеральных министерств с регионами никуда не годится: «координация слабая, приоритеты не расставлены, понимания проблем регионов на 100% нет». После этого премьер призвал министров «сделать выводы из сегодняшней ситуации и уделить в ближайшее время основное внимание организации работы с регионами».

О серьезном отношении к этому начинанию со стороны федеральной власти свидетельствует, в частности, внушительный список решений Правительства по Воронежской области, которые были приняты в ходе заседания кабинета министров. Итак, Министерству регионального развития совместно с МЭРТ предстоит контролировать процесс планирования социально-экономического развития области и следить, чтобы он не противоречил планам развития страны в целом и содержанию конкретных ФЦП. Министерству промышленности и энергетики вместе с Роскосмосом поручается рассмотреть вопрос по реструктуризации долгов крупных авиакосмических предприятий региона: ФГУП «Воронежский механический завод» и ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики». Опять-таки Минпромэнерго совместно с Росатомом необходимо всесторонне исследовать проблему достройки Нововоронежской АЭС-2. И, наконец, МЭРТ, Минфину, Минрегиону и Росстату было поручено осуществлять регулярный мониторинг показателей развития Воронежской области. Контроль над выполнением всех этих решений был возложен на первого вице-премьера А. Жукова.

Прошедшее в четверг заседание Правительства очередной раз продемонстрировало, что курс в сторону укрепления «вертикали власти» никто не отменял. Ежемесячные «вести из регионов» в такой схеме можно будет использовать для давления на федеральных министров. Регионы же от таких нововведений пока, скорее, выигрывают, чем проигрывают. Подобный шаг со стороны федерального центра явно добавляет им административного веса: губернаторы, так или иначе, получают право определять содержание работы федеральных министерств и ведомств. Такой функциональный статус был действительно остро необходим главам регионов после отмены губернаторских выборов. Федеральный центр постарался подобную ситуацию исправить и, по существу, уравнял в правах губернаторов и министров. Посмотрим теперь, что из этого получиться.

Оставьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <em> <i> <strike> <strong>

Наш адрес:

  • Россия, 105066, Москва,
    ул. Нижняя Красносельская, д. 40/12, бизнес-центр «Новь»
  • e-mail:
  • Телефон: (495) 987-3755,
    (495) 987-3756,
    (495) 987-3758

    Факс: (495) 987-3759
  • Схема проезда Схема проезда









































Электоральная география.com - политика на карте

Журнал ПОЛИТЭКС - ПОЛИТическая ЭКСпертиза



Наша кнопка:
Институт региональной политики

© 2006 «Институт региональной политики»