Ваше имя:

Имя адресата:

Email адресата:

Ссылка: http://www.regionalistica.ru/obzor/weekly/archive/y2006/mar06/mar2006/regbiz200306/
Институт региональной политики
Информация об институте
Направления деятельности:

Неделя 20-26 марта Отправить ссылку  версия для печативернуть оформление

Региональные стратегии крупного бизнеса

Ростислав Туровский, Анна Четверикова

На прошлой неделе наиболее крупные инвестиционные планы были обнародованы в отношении Кемеровской области. Их общая стоимость превышает 500 миллионов долларов. Реализация этих планов позволит увеличить добычу угля в регионе на семь миллионов тонн в год. Инвестиции будут направлены на развитие угольной отрасли в южных районах Кузбасса, они распределены между четырьмя работающими здесь компаниями, это – «Южкузбассуголь», «Южный Кузбасс» (группа «Мечел»), Распадская угольная компания и «Сибуглемет». Четыре упомянутые компании подписали на днях соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с областной администрации, в которых взяли на себя соответствующие обязательства.

Более масштабные планы по развитию угледобычи на юге Кузбасса имеет компания «Южкузбассуголь». Она контролируется местным менеджментом, при этом ее крупным акционером является столичная группа «Евраз». «Южкузбассуголь» планирует увеличить добычу угля на четыре миллиона тонн в год. Правда, это увеличение будет всего лишь компенсацией снижения, которое случилось ранее. В ближайшее время «Южкузбассуголь» намерен завершить восстановление шахты «Тагарышская», которая строится на месте закрытой ранее шахты «Казанковская». Далее компания собирается ввести в эксплуатацию новое месторождение угля на участке «Ерунаковский-8».

Новые проекты реализует и компания «Южный Кузбасс», входящая в группу «Мечел». Она намерена повысить добычу на 1,5 миллиона тонн в год и выйти на уровень 17,1 миллионов тонн. В ее ближайших планах – открытие новой шахты «Ольжерасская». Также «Мечел» начинает строить новую шахту на своем участке Ерунаковского месторождения, ввод которой в эксплуатацию намечен через 2-3 года. Кроме того, недавно «Южный Кузбасс» приобрел участок «Урегольский», за который «Мечел» вел спор с ММК. Со своей сторону новую шахту - «Распадская-Коксовая» открывает и Распадская угольная компания.

Планы компании «Сибуглемет» по расширению собственной добычи не столь масштабны, запланирован рост на 350 тыс. тонн с выходом на уровень добычи – 11 миллионов тонн угля в год. Однако главный инвестиционный проект «Сибуглемета» связан сейчас с другим регионом – Приморским краем, где она собирается начать в 2007 г. строительство угольного терминала в бухте Суходол. «Сибуглемет» намерен присоединиться к таким угольным и металлургическим компаниям, как «Кузбассразрезуголь», «Мечел», «Евразхолдинг» и ММК, которые уже владеют портовыми активами в Приморье, а также к угольной компании СУЭК, строящей порт в Хабаровском крае. Став одним из лидеров в развитии собственных портовых комплексов, «Сибуглемет» займет стратегически выигрышную позицию, поскольку его портовыми мощностями собираются пользоваться и другие угольные компании Кузбасса – как уже упомянутые - «Южкузбассуголь», Распадская угольная компания, так и другие - «Белон» и Сибирский деловой союз. Объем инвестиций в порт Суходол оценивается в 100 миллионов долларов, его предполагаемый грузооборот в 6-8 миллионов тонн в год.

Два других заметных инвестиционных проекта в регионах на прошлой неделе были связаны с черной металлургией. Один из них предполагает строительство мини-завода по выпуску спецсталей и мелкосортового проката для машиностроения в Нижегородской области, причем непосредственно в областном центре. Проект будет реализован на площадке Горьковского металлургического завода, небольшого предприятия, выпускающего специнструмент и занимающегося производством стали для своих нужд на уровне 50 тыс. тонн в год (производство проката составляет 30 тыс. тонн в год). Собственник завода – московская компания «Астрея». В ее планы входит создание завода, который будет выпускать 250 тыс. тонн стали и 240 тыс. тонн проката в год. Стоимость инвестиционного проекта превышает 140 миллионов долларов. Его реализация, однако, обещает быть небыстрой, она растянется до 2012 г.

Тем временем в Ленинградской области группа ИСТ декларирует очередной проект по развитию промышленного производства в городе Тихвин. Ранее мы уже сообщали о ее планах по превращению Тихвина в крупный центр железнодорожного машиностроения, специализирующегося на выпуске грузовых вагонов. Кроме того, как выяснилось, группа намерена реанимировать проект по строительству Тихвинского ферросплавного завода. Его предполагаемая мощность составляет 135 тыс. тонн феррохрома в год, цена проекта – 100 миллионов долларов. Уже в следующем году группа ИСТ надеется начать производство, используя сырье из Казахстана и Турции. Напомним, что она также владеет Братским заводом ферросплавов в Иркутской области.

В то же время перспективы этого проекта вызывают определенные сомнения у экспертов, также как, впрочем, и перспективы производства грузовых вагонов. Дело в том, что на внутреннем рынке потребности в феррохроме уже закрыты, и речь может идти только об экспорте. На мировых рынках сейчас не лучшая конъюнктура для феррохрома. Не исключено, что этот проект может «зависнуть», также как и многие другие инвестиционные проекты в Ленинградской области (например, производство глинозема компанией «Фосагро», не говоря уже про замороженный проект нефтяного терминала «Сургутнефтегаза» в бухте Батарейной).

Наряду с черной металлургией растущий интерес инвесторов привлекает лесная отрасль. Ее новым заметным центром может стать Томская область, пока не входящая в число лидеров и специализирующаяся на добыче энергоносителей и нефтехимии. Инициатором проекта по развитию здесь лесной промышленности является группа «Партнер-Омск», базирующаяся в одноименном областном центре. Эта группа специализируется на торговых операциях, но теперь хочет попробовать себя в производстве. Главная ставка будет сделана на плиты МДФ и изделия из них. Группа «Партнер-Омск» собирается заниматься лесозаготовкой в шести районах Томской области, построить новый завод по производству плит МДФ (260 тыс. кубометров в год) и изделий из них (200 тыс. кубометров в год) и новый лесопильный завод (80 тыс. кубометров пиломатериалов в год). Конечно, компания не относится к числу лидеров в отрасли, но сам факт создания нового производства и оживления лесной промышленности в Томской области имеет большое значение. Стоимость проекта составляет около 140 миллионов долларов.

Однако не только добыча и переработка сырья привлекают сегодня инвестиции в регионах. На общем фоне выделяется проект столичной АФК «Система» в Татарстане, реализуемый на базе инвестиционно-производственного технопарка «Идея» в Казани (этот технопарк создан в 2002 г. по решению республиканского правительства). В столице Татарстана АФК «Система» предполагает запустить четыре инновационных проекта, ориентированных в основном на городские нужды. В частности речь идет о промышленной очистке питьевой воды с применением нанотехнологий, современной переработке мусора. Есть и производственный проект (медицинское оборудование). Объем инвестиций оценивается примерно в 50 миллионов долларов.

Интерес инвесторов вызывают и транспортные проекты, причем не только портовые терминалы вроде того, который «Сибуглемет» собирается строить в Приморье. Например, начинается возрождение небольших аэропортов в курортном Краснодарском крае. В Геленджике таким проектом занимается «Базовый элемент», о чем мы уже сообщали. В Ейске на Азовском море реконструкцией аэропорта занялся столичный бизнесмен Э.Янаков, председатель совета директоров компании «Амурский уголь», входящей в группу «Русский уголь». Как известно, «Русский уголь» имеет прочные позиции в соседней Ростовской области, но теперь решил заняться и Кубанью. Конечно, аэропорт в Ейске не станет крупным. Однако сделать несколько постоянных направлений и привлечь к сотрудничеству несколько авиакомпаний здесь вполне можно.

Обратило на себя внимание и новое приобретение компании «Трансмашхолдинг». Она специализируется на железнодорожном машиностроении, но сейчас впервые решила заняться автодорожным строительством. С этой целью «Трансмашхолдинг» приобрел контрольный пакет акций предприятия «Новосибирскавтодор», которое выполняет более половины дорожно-строительных работ в одном из важнейших сибирских регионов. Если «Трансмашхолдинг» в Новосибирской области пока представлен не был, то бизнес-группа И.Махмудова, к которой он относится, имеет здесь прочные позиции. Она контролирует компанию «Новосибирскэнерго». Интересно, что столичный бизнес все больше интересуется инфраструктурными проектами в Новосибирской области – столичном регионе Сибирского федерального округа. Здесь идет строительство логистических комплексов, а АФК «Система» купила недавно компанию «Сибмост», занимающуюся строительством мостов и путепроводов.

В пищевой промышленности интересной особенностью прошлой недели стало укрепление московских компаний в их конкуренции с петербургскими. Московский кондитерско-булочный комбинат «Черемушки» совершил прорыв в Петербург, купив там ОАО «Пекарь». До сих пор «Черемушки» работали только в Москве, где им принадлежат еще два предприятия. В то же время петербургские бизнесмены Д.Троицкий и Д.Коржев, бывший владельцы компании «Мултон», продали свой последний производственный актив – Очаковский молочный завод в Москве. Новым собственником завода стал один из лидеров отрасли «Вимм-билль-данн», который уже является крупнейшим в Москве производителем молочных продуктов и соков. Теперь к своим комбинатам в Лианозово и Царицыно «Вимм-билль-данн» сможет присоединить достаточно известное и раскрученное предприятие в Очаково.

Регионы: Татарстан Республика, Краснодарский край, Приморский край, Кемеровская область, Ленинградская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Томская область, Москва, Санкт-Петербург

Оставьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <em> <i> <strike> <strong>

Наш адрес:

  • Россия, 105066, Москва,
    ул. Нижняя Красносельская, д. 40/12, бизнес-центр «Новь», корпус 20
  • e-mail:
  • Телефон: (495) 987-3755,
    (495) 987-3756,
    (495) 987-3758

    Факс: (495) 987-3759
  • Схема проезда Схема проезда









































Электоральная география.com - политика на карте

Журнал ПОЛИТЭКС - ПОЛИТическая ЭКСпертиза



Наша кнопка:
Институт региональной политики

© 2006 «Институт региональной политики»