Ваше имя:

Имя адресата:

Email адресата:

Ссылка: http://www.regionalistica.ru/obzor/weekly/archive/y2006/may06/may2206/regbiz220506/
Институт региональной политики
Информация об институте
Направления деятельности:

Неделя 22-28 мая Отправить ссылку  версия для печативернуть оформление

Региональные стратегии крупного бизнеса

Ростислав Туровский, Анна Четверикова

Развитие зернового экспорта и новые инвестиционные проекты в портах Черного, Балтийского и Японского морей. - Приход ТНК-ВР в Самарскую область. - Модернизация ЦБК «Волга» в Нижегородской области. - УГМК делает ставку на черную металлургию: новый завод в Башкортостане. - Группа О. Дерипаски концентрирует в своих руках производство экскаваторов и укрепляет позиции в московском строительном комплексе. - «Второе рождение» лесной промышленности в Красноярском крае: проект акционеров «Евразхолдинга».

Целый ряд интересных событий на прошлой неделе был связан со строительством зерновых терминалов в российских портах. Потребность отечественных агрохолдингов в портовых мощностях сейчас быстро растет. Власти страны предполагают, что ежегодный экспорт российского зерна при благоприятных условиях может быть выведен на уровень 12-15 млн. тонн. Уже сейчас экспортерам необходимы портовые мощности, позволяющие вывозить около 8 млн. тонн зерна в год. Отсутствие таких условий влечет за собой развитие новых инвестиционных проектов.

Ведущим регионом, через который идет экспорт российского зерна, является Краснодарский край. В Туапсинском морском торговом порту, который остается под контролем бизнес-группы В. Лисина (Новолипецкий металлургический комбинат), началось строительство зернового терминала. Проект был еще в феврале согласован с инвестиционным советом при администрации Краснодарского края. Его стоимость остается неизвестной, но по некоторым оценкам составляет порядка 45 млн. долл. Терминал должен быть построен до конца 2008 года, когда его мощность достигнет 2 млн. тонн в год. Первая очередь заработает во второй половине будущего года (900 тыс. тонн в год).

На сегодняшний день наибольшие объемы зернового экспорта проходят через порт в Новороссийске. В этом году здесь собираются обработать 2 млн. тонн зерна. Но в дальнейшем и в Новороссийском морском торговом порту планируется строительство нового зернового терминала, причем еще более мощного, чем в Туапсе. Реализация проекта начнется во втором квартале 2007 года, и по его итогам в Новороссийске появится зерновой терминал мощностью 3,6 млн. тонн в год. Добавим, что расширение зернового экспорта возможно и в г. Таганроге (Ростовская область), когда там произойдет смена собственника порта, и, возможно, появится стратегический инвестор.

Однако Краснодарский край  — это не единственный регион, где начинается строительство новых зерновых терминалов. В европейской части страны аналогичные планы существуют в Калининградской области. Но еще интереснее проект строительства первого крупного зернового терминала на Тихом океане  — в Приморском крае, предположительно во Владивостоке. Оба проекта собирается реализовать Сибирский аграрный холдинг, который базируется в Новосибирске. Компания планирует вложить около 100 млн. долл. до конца 2008 года в два своих проекта. Более мощный терминал в Приморском крае рассчитан на 3,5 млн. тонн. В свою очередь через Калининград планируется вывозить до 1,5 млн. тонн зерна.

Развитие всех этих проектов, однако, упирается в проблему, связанную с транспортными возможностями ОАО «Российские железные дороги» и железнодорожными тарифами. Например, экспорт сибирского зерна через дальневосточные порты рискует оказаться экономически невыгодным из-за огромных расстояний.

Важные изменения происходят в Приволжском федеральном округе. Следует обратить внимание на приход новых игроков в топливно-энергетический комплекс Самарской области, что во многом объясняется ослаблением ЮКОСа, пока еще доминирующего в этой сфере. Распродажа новых нефтяных участков тем временем происходит в интересах других компаний. Ранее наибольших успехов добивались «Татнефть» и небольшая частная компания «Самара-Нафта». Теперь в Самарской области появилась российско-британская ТНК-ВР. Ее дочерней компании «Оренбургнефть» удалось купить два из четырех разыгранных на аукционе участка  — Пешковский и Бугринский с прогнозными запасами 7,5 и 11,3 млн. тонн нефти соответственно. «Татнефть» приобрела один участок, еще один достался ООО «Регион-нефть», в то время как ЛУКОЙЛ успеха не добился вообще. Таким образом, в Самарской области фактически ликвидируется прежний статус ЮКОСа как абсолютно доминирующего игрока, однако новым компаниям, в том числе ТНК-ВР надо будет еще вкладывать средства в развитие своих месторождений.

Крупные инвестиции уже запланированы в Нижегородской области, где столичная «Ост Вест Групп» развивает свой главный промышленный актив  — уникальный целлюлозно-бумажный комбинат «Волга». Первый этап модернизации комбината уже начался и пройдет до 2007 года, на этом этапе инвестиции составят более 75 млн. долл. Второй этап в 2007-2010 гг. будет более масштабным и потребует инвестиций в объеме более 500 млн. долл. Компания предполагает запустить новую бумагоделательную машину мощностью 400 тыс. тонн продукции в год и начать производство мелованной бумаги. Предполагается перейти на новое, более дешевое сырье  — древесину лиственных пород. Но при этом хозяева комбината рассчитывают на государственную поддержку своих инвестиционных планов, надеясь попасть в федеральную целевую программу глубокой переработки древесины.

Добавим, что в Нижегородской области стали известными и новые планы Объединенной металлургической компании, которая в последние месяцы ставит амбициозные задачи по превращению в металлургическую компанию полного цикла. Важной специализацией ее главного предприятия  — Выксунского металлургического завода является производство колесных пар в связи с крупным заказом ОАО «РЖД». В 2007-2008 гг. ОМК собирается вложить в колесопрокатное производство более 30 млн. долл.

Одним из ведущих инвесторов в Башкортостане тем временем становится УГМК. Под ее контролем в республике ведется добыча меди. Теперь УГМК приняла решение развивать черную металлургию. В Башкортостане уже работает Белорецкий металлургический завод, который входит в группу «Мечел». Однако его масштабное расширение в ближайшие годы не планируется. Предложение УГМК позволяет не только построить новый завод, но и оживить экономически город Агидель на северо-западе республики, в котором ранее планировалось, а затем было заморожено строительство Башкирской АЭС. Соглашение о сотрудничестве, подписанное между УГМК и властями республики, предусматривает инвестиции в объеме 386 млн. долл. и строительство завода мощностью 545 тыс. тонн проката в год. Это позволит усилить позиции Башкортостана в российской черной металлургии. Одновременно произойдет и укрепление позиций УГМК, которая пока располагает в этой отрасли только заводом в г. Серов Свердловской области. Планы компании предполагают строительство новых электрометаллургических комбинатов в Ульяновске, Тюмени и вот теперь в Агидели.

Из других бизнес-групп следует обратить внимание на группу О. Дерипаски, которая на прошлой неделе проявила активность в Центральном федеральном округе. Во Владимирской области она получила контроль над ОАО «Экскаваторный завод «Ковровец» (г. Ковров). Формально крупнейшим акционером завода остается ЗАО УК «Имбера». Но в то же время группа ГАЗ создает совместное предприятие с участием принадлежащего ей ОАО «Тверской экскаватор» и завода «Ковровец», которое будет находиться под ее контролем. Таким образом, бизнес-группа О. Дерипаски делает еще более прочным свое лидирующее положение в производстве российских экскаваторов и в целом на рынке строительно-дорожной техники, где ей принадлежат ведущие предприятия  — брянский «Арсенал» и челябинский «Стройдормаш». Впрочем, пока неясно, насколько велики будут инвестиции группы ГАЗ в развитие «Ковровца», который утратил значительную часть своих позиций на рынке. Можно предположить, что все будет зависеть от общей конъюнктуры отечественного рынка.

В Москве группа О. Дерипаски укрепляет позиции в явно более перспективном и прибыльном секторе, увеличив свой пакет акций компании «Главмосстрой» до 75%, а компании «Монтажспецстрой»  — до 83%.

В заключение обратим внимание на новый инвестиционный проект в Красноярском крае, который вписывается в масштабную программу развития лесопереработки в этом регионе, лесные ресурсы которого пока используются в недостаточной степени. Акционеры «Евразхолдинга», владеющие компанией ЗАО «МС Менеджмент», собираются строить в Канске завод по производству влагостойкой фанеры на площадке завода легких металлоконструкций «Маяк». Объем инвестиций оценивается в 80-100 млн. долл., а мощность предприятия должна составить немалые 250 тыс. кубометров фанеры в год. Запуск этого проекта, так же как и нового целлюлозно-бумажного комбината в Нижнем Приангарье и некоторых других производств, позволит превратить Красноярский край в одного из лидеров российской лесной промышленности.

Регионы: Башкортостан Республика, Нижегородская область, Самарская область

Оставьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <em> <i> <strike> <strong>

Наш адрес:

  • Россия, 105066, Москва,
    ул. Нижняя Красносельская, д. 40/12, бизнес-центр «Новь», корпус 20
  • e-mail:
  • Телефон: (495) 987-3755,
    (495) 987-3756,
    (495) 987-3758

    Факс: (495) 987-3759
  • Схема проезда Схема проезда









































Электоральная география.com - политика на карте

Журнал ПОЛИТЭКС - ПОЛИТическая ЭКСпертиза



Наша кнопка:
Институт региональной политики

© 2006 «Институт региональной политики»