Стратегии государственных корпораций (4-17 июня)Газпром и Ковыкта. – Газ из угля. – Новая АЭС в Воронежской области. – Скажем «нет» «Газпромбанку»! – Матрешка из «Связьинвеста». То, что «Газпром» метит в Ковыкту, уже давно было секретом Полишинеля. Впрочем, сам газовый монополист никогда не признавался, что его интересует крупнейшее за Енисеем газовое месторождение. Действительно, зачем «Газпрому» лишний газ? Но как только стало понятно, что лицензию у «РУСИА Петролеум» все-таки отберут, появился повод обозначить свой интерес к проекту. О том, что «Газпром» заинтересован в урегулировании спорных вопросов по Ковыкте и может стать участником проекта, вице-премьер Дмитрий Медведев заявил во время Петербургского международного экономического форума. Однако, уточнил он, прежде необходимо решить административный вопрос, а уже потом заканчивать переговоры «Газпрома» и ТНК-ВР. Остается только гадать, то ли Медведев таким образом дал сигнал Роснедрам не отзывать лицензию, то ли просто сделал хорошую мину при плохой для ТНК-BP игре. Вероятно, «Газпром» все-таки посчитал потребность в газе и решил, что откладывание разработке Ковыкты еще на десяток лет чревато либо дефицитом газа в стране, либо невыполнением экспортных контрактов. По словам гендиректора «Газпром экспорта» Александра Медведева, «Газпром» планирует увеличить долю на европейском газовом рынке и довести ее с нынешних 26 - 27% до 33% к 2015 г. Таким образом, поставки «Газпрома» в Европу должны вырасти со 155 млрд куб. м до 232 - 266 млрд куб. м в 2015 г. К этому надо прибавить еще поставки до 40 млрд куб. м в Китай и поставки на растущий внутренний рынок. Раньше «Газпром» рассчитывал на бездонные запасы Туркменистана, поскольку у того нет других путей экспорта, но Ашхабад недвусмысленно дал понять, что намерен строить новые экспортные газопроводы в Китай и Индию, а для России газа может и не остаться. Впрочем, Туркменистан еще толком ничего не решил, и то, какие газопроводы будут все-таки заполняться топливом, определится не скоро. Чем чреват дефицит газа на внутреннем рынке для менеджмента «Газпрома» при нынешнем закручивании гаек, в общем-то, понятно: как минимум отставкой, как максимум – перевоспитанием под Туруханском. Уже сейчас «Газпром» находится в жестком противостоянии с РАО «ЕЭС России» и его генерирующими дочками по вопросу поставок газа для новых мощностей, и лишние 30 - 40 (как минимум) млрд куб. м газа в год ему не помешают.
«Газпром» нашел новые ресурсы газа: в ближайшее время он начнет разработку шахтного метана в Кузбассе. Потенциал метано-угольных пластов региона монополия оценивает в 13 трлн кубометров. Однако участники рынка говорят, что добывать такой газ сложно и не слишком рентабельно, а в России эффективно только параллельно с добычей угля. Монополия может сделать это в рамках создания СП с СУЭК. По словам зампреда правления «Газпрома» Александра Ананенкова, «в самое ближайшее время, уже в этом году» компания начнет «интенсивные работы по угольным разрезам в Кемерово по разработке месторождений метана, который находится в угле». Он уточнил, что в 2008 - 2009 годах «Газпром» готов приступить к промышленной разработке шахтного метана в Кузбассе, суммарные запасы которого оцениваются в 13 трлн кубометров. Перспективы добычи метана в Кузбассе пока еще весьма туманны, но ничего невероятного с нынешними ценами на газ нет, особенно учитывая потенциальный дефицит голубого топлива в России.
Российская энергетика жива не только газом, более того, потенциальный дефицит традиционного топлива заставляет обращать пристальное внимание на АЭС. На прошлой неделе между Росатомом и ФГУП «Атомэнергопроект» состоялось подписание контракта на сооружение первого и второго энергоблоков Нововоронежской АЭС-2. Это головная АЭС, строящаяся с нулевого цикла в рамках федеральной целевой программы «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007–2010 годы и на перспективу до 2015 года». В сооружение станции предусмотрено инвестировать более 130 млрд рублей за весь период строительства. Ввод в промышленную эксплуатацию энергоблока №1 запланирован в 2012 году, энергоблока №2 – в 2013 году. Другой вопрос, что в России дефицит уранового топлива существует уже сейчас, и как он будет решаться – вопрос далеко не праздный. Именно нехватка природного урана, наряду с маломощным энергетическим машиностроением, сдерживают активное расширение атомной энергетики в Европейской России.
«Газпромбанк» получил по носу от государства. Иначе трудно назвать его безуспешную попытку купить 14,4% акций «Новошипа», принадлежащие сейчас Intrigue Shipping – 100-процентной дочке самого «Новошипа». Против продажи этого пакета акций «Газпромбанку» представители государства в компании высказались на собрании совета директоров. Вероятно, что это решение было пролоббировано со стороны «Совкомфлота», которому присутствие сильного миноритария в «Новошипе» было совершенно ни к чему. Ситуация, однако, весьма показательная: впервые «Газпрому» вместе с его многочисленными дочками было указано на дверь. В то же время непонятно, что именно «Газпромбанк» привлекло в Новороссийск, поскольку судоходный бизнес его никогда не интересовал.
Многострадальный «Связьинвест» продолжают реформировать. Государство пытается продать крупнейшего оператора фиксированной связи в России уже давно, умудрившись по ходу дела ввести в убыток самого Джорджа Сороса. Однако Сорос из игры уже вышел, и теперь с блокпакетом «Связьинвеста» мучается Евгений Евтушенков в лице «Комстар-ОТС». Поскольку «Ростелеком» – крупнейший актив «Связьинвеста» – обслуживает линии связи силовых структур, долгое время разговор шел о выделении его из «Связьинвеста» и продаже последнего вместе с подконтрольными ему семью межрегиональными компаниями связи (МРК). Новым креативным экспромтом чиновников стала идея объединения телекоммуникационных активов «Связьинвеста» на базе «Ростелекома». Последний может выпустить дополнительные акции, которые будут оплачены акциями МРК, а «Связьинвест» можно будет ликвидировать. По расчетам МЭРТ, доля государства в «Ростелекоме» в этом случае составит примерно 54% голосующих акций. А вот «Комстар-ОТС», отдавший в декабре 2006 г. 1,3 млрд долл. за блокпакет «Связьинвеста», получит в объединенном «Ростелекоме» лишь около 18%. Очевидно, что первый вариант выгоден АФК «Система», которая в случае выделения «Ростелекома» из «Связьинвеста» может стать мажоритарным акционером последнего. Второй вариант более интересен государству, которое сохраняет таким образом контроль над всеми операторами связи, и «Газфонду», в интересах которого «КИТ-Финанс» скупил около 35% голосующих акций «Ростелекома». Несмотря на то, что вторая схема несравненно более сложная для реализации, нетрудно предположить, по какому сценарию пойдет реформирование «Связьинвеста». Оставьте комментарий |
Наш адрес:
© 2006 «Институт региональной политики»
|