Иностранные инвестиции в регионы РоссииНевский Детройт прирастает комплектующими. – Немецкий Bosch из Нойдорфа. - Британцы заскладируют Подмосковье. – Немцы зацементируют Воронеж. Английская компания Stadco подписала вчера с правительством Ленинградской области меморандум о строительстве завода по производству штампованных деталей для кузовов автомобилей. Инвестиции в проект составят около 100 млн евро. Предприятие планируется запустить в 2009 г., оно будет производить штампованные детали для кузовов Ford Focus, которые собираются на заводе автокорпорации во Всеволожске. Компания уже договорилась с несколькими партнерами, которые также могут построить свои производства на площадке, выделенной Stadco. В частности, предварительное решение о проекте в Ленобласти принял совет директоров металлургической корпорации Corus. Она намерена производить стальной лист для завода Stadco. Кроме того, желание разместить производство вместе со Stadco выразила немецкая компания Benteler. Она близка к договоренности с Ford о поставках подвесок на всеволожский завод корпорации. Английская компания Stadco хочет сформировать кластер производителей автокомплектующих в области. Не исключено, что вслед за ними придут другие, более мелкие поставщики — например, инструмента. Все соглашения могут быть подписаны в течение двух – трех месяцев. Губернатор Ленобласти Валерий Сердюков сообщил, что областное правительство выделило Stadco 16 га земли в промзоне во Всеволожском районе около заводов Ford и Nokian Tyres. Пресс-секретарь российского подразделения Ford Екатерина Кулиненко подтвердила планы Stadco, сообщив при этом, что о планах остальных компаний Ford ей не известно. Stadco — один из крупнейших покупателей стали у Corus, но, как заявила представитель компании Аннанья Сарин, сама сталелитейная компания пока не принимала решения относительно собственного производства в России. Г-жа Сарин подчеркнула, что Corus изучает возможности для укрепления своих позиций на восточноевропейских рынках. Стоимость завода по производству автолиста обойдется Corus примерно в 150 - 200 млн евро. По его словам, локализация производства листа логична — Corus может покупать слябы или горячекатаный лист у российских производителей и дорабатывать его на прокатном стане во Всеволожске. Современные технологии позволяют разместить такое производство на небольшом участке. Автомобильную сталь в России производит северсталевский «Севергал». Решение о приходе производителей штамповки Stadco — важный этап в локализации автопроизводства в России. Но при этом в конкурентной борьбе у «Севергала» есть преимущества перед возможными конкурентами: уже запущенное производство по выпуску листа люкс для внешних деталей кузова класса, соответствующего последним требованиям мировых автопроизводителей. Stadсo входит в английскую Acertec group и производит штампованные кузовные детали. Выручка в 2006 году — 140 млн фунтов стерлингов ($258 млн.), операционная прибыль — 9,9 млн фунтов стерлингов ($18,3 млн.). Англо-голландская Corus Group образована в 1999 году путем слияния British Steel и голландской Hoogovens. В 2006 году компания произвела 18,3 млн т стали, выручка — 18,3 млн фунтов стерлингов.
21 июня BSH начала выпускать в России холодильники под маркой Bosch. Мощность нового предприятия составит около 500 тыс. холодильников в год. Объем инвестиций составил 47 млн евро. На полную мощность завод заработает в следующем году. Пока действует только первая производственная линия. Численность сотрудников пока составляет 150 человек. До конца года их будет уже 250 человек, а в следующем году — 500. Завод расположен в промзоне Нойдорф под Стрельной. На принадлежащей компании площадке, занимающей около 25 га, будет расположен также логистический центр, часть которого уже построена. Общие инвестиции в этот объект Гутберлет оценил примерно в 20 млн евро. Кроме того, компания заложила завод, который будет производить стиральные машины. Открыть его планируется в 2009 году. Его мощность также составит 500 тыс. изделий в год, инвестиции — около 40 млн евро. Большая часть холодильников, как и стиральных машин, предназначена для российского рынка. В планах BSH локализовать производство холодильников хотя бы на 50%. Хотя сейчас доля отечественных комплектующих не больше 20%. Российские компании поставляют трубки, упаковочные материалы, скоро начнутся поставки листовой стали с Новолипецкого меткомбината. Эксперты отмечают, что отечественный рынок продаж бытовой техники вырос в 2006 году на 15%, в этом году темпы роста будут аналогичными. Объем рынка в 2006 г. он оценивает примерно в $13 млрд. Открытие российского производства BSH не повлияет на расстановку сил на отечественном рынке холодильников. Холодильники немецкой компании позиционируются в средневысоком (17 тыс. - 24 тыс. руб.) и высоком (выше 24 тыс. руб.) сегментах. Их себестоимость и цену можно снизить, локализовав производство, но качество отечественных комплектующих пока оставляет желать лучшего. Развитие местного производства может привести к снижению стоимости холодильников BSH в России. Через год-два, когда завод выйдет на проектную мощность, цена может снизиться на несколько процентов. Это позволит немецкой компании войти в top-5 отечественного рынка холодильников. Лидер этого рынка — Indesit в 2000 г. приобрел за $119,3 млн завод холодильников “Стинол” в Липецке. Bosch und Siemens Hausgeraete (BSH) выпускает бытовую технику на 45 предприятиях в 15 странах. Торговые марки — Bosch, Siemens и по шесть специализированных и региональных марок. Консолидированная выручка в 2006 году — 8,31 млрд. евро, чистая прибыль — 364 млн. евро. По собственным данным, занимает 8% мирового рынка бытовой техники и около 10% российского рынка.
Британская инвесткомпания Raven Russia планирует начать строительство на участке (22,4 га), расположенном на 9-м км от МКАД по Каширскому шоссе. На этой территории вместе с российской компаний RDI Group британцы на паритетных условиях планируют построить логистический комплекс площадью чуть более 100 000 кв. м. Строительство подразумевает две очереди: первая будет сдана к концу 2008 г., вторая — во II квартале 2009 г. Объем инвестиций партнеры не разглашают: в сообщении Raven Russia говорится, что конечная стоимость объекта после завершения строительства и сдачи площадей в аренду составит $117 млн, а его ставка доходности — примерно 13%. Эксперты области недвижимости считают, что на строительство этого комплекса придется потратить около $100 млн. На Каширском направлении в ближайшие три-пять лет спрос на складскую недвижимость будет превышать предложение. Новый строящийся склад может быть использован как транзитный пункт хранения товаров, перевозимых в регионы. Юг Подмосковья — наиболее перспективное направление с точки зрения строительства складской недвижимости. Большая часть грузов в регионы идет как раз через Каширское и Симферопольское шоссе. Кроме того, южное направление имеет развитую инфраструктуру. Впрочем, при этом Raven Russia и RDI Group придется столкнуться с высокой конкуренцией: на южном направлении уже есть такие крупные логистические проекты, как “МЛП-Подольск” (200 000 кв. м), “Северное Домодедово” (1,1 млн кв. м) от “Евразии Логистик”. Также в Домодедове строит склад на 600 000 кв. м и канадская компания Giffels. Проект с RDI Group — не первое совместное предприятие у Raven Russia. Вместе с Aldama Limited фонд возводит логистический терминал “Восточный” (300 000 кв. м) в Ногинском районе. На его строительство планируется потратить $184 млн. Совместно с группой компаний “Авалон” англичане собираются возвести в крупных городах России и стран СНГ около 1 млн кв. м складских помещений общей стоимостью около $775 млн. А турецкая EGL Holdings помогает Raven Russia строить логистический центр (55 000 кв. м) недалеко от аэропорта “Шереметьево”. Британский фонд Raven Russia создан по инициативе британского девелопера Raven Mount для вложений в недвижимость в России. Портфель компании — 1,7 млн кв. м общей конечной стоимостью $1,65 млрд. Выручка в 2006 г. — 19,7 млн фунтов стерлингов, прибыль до уплаты налогов — 5,5 млн фунтов. Капитализация компании на 15 июня — $922 млн. RDI Group специализируется на сельском хозяйстве и девелопменте складской, торговой и жилой недвижимости. Управляет АПК “Агрооснова”, владеющей 28 000 га земли в Подмосковье. Поголовье скота -16 000 голов. Владельцы и финансовые показатели не разглашаются.
Компания GWCC планирует построить терминал европейского класса «А» в Нижегородской области. Инвестиции в строительство составят от 35 млн до 40 млн евро. Центр расположится на участке примерно в 9 га, а площадь складских залов составит от 45 тыс. до 50 тыс. кв. м. По словам губернатора области В. Шанцева, основная задача администрации состоит в том, чтобы оказать концерну содействие в оформлении необходимых документов, решить технические вопросы. Срок строительства подобного центра составляет 1,5 - 2 года, поэтому, считает губернатор, необходимо сократить подготовительный период. По его словам, участие в этом проекте примет ОАО “Российские железные дороги” (РЖД). “Это позволит использовать железнодорожный, автомобильный, авиационный и водный транспорт”, — подчеркнул он. Планируется, что GWCC будет сама и владеть терминалом, и эксплуатировать его, вопрос участия Нижегородской области в качестве собственника комплекса не обсуждался. Срок окупаемости проекта может достигнуть пяти лет. При этом надо учитывать, что спрос на услуги класса А в Нижнем сравнительно невысок: учитывая близость Нижнего Новгорода к Москве, компании предпочитают обеспечивать поставки, минуя остановку в Нижнем. С другой стороны, компании, торгующие, например, аудио-, видео- и бытовой техникой, или фармацевтические сети будут заинтересованы создать в Нижнем региональные распределительные центры. Это всего 420 км от Москвы, но цена аренды палетто-мест здесь будет ниже. Появление мультимодального терминала может способствовать развитию аэропорта Нижнего Новгорода: ряд компактных розничных товаров выгодно доставлять авиатранспортом, а московские аэропорты перегружены. Мультимодальный логоцентр в Нижнем позволит замкнуть на себя уже существующие и будущие потоки генеральных грузов по Транссибу, автомагистрали М7 (Москва — Нижний Новгород — Казань — Уфа) и Волге, идущие с востока и юга. Планы построить логистический терминал вблизи нижегородского аэропорта губернатор Валерий Шанцев обнародовал еще в конце 2005 г. Среди потенциальных инвесторов чиновники называли, в частности, “Росевродевелопмент”, Российско-Азиатскую инвестиционную компанию. Кроме того в планах компании GWCC построить до 2010 года центры, подобные нижегородскому, в каждом российском городе-миллионнике. Германская компания Garbe основана в 1965 г. Бернардом Гарбе. Специализируется на планировании, строительстве, продаже и сдаче в аренду объектов коммерческой и жилой недвижимости, а также складских терминалов и логистических центров в транспортных узлах Германии и Европы. Финансовые показатели компании не раскрываются. По информации нижегородской администрации, GWCC входит в концерн Garbe, разрабатывает и реализует проекты сооружения складских терминалов и логистических центров.
Немецкая компания Heidelbergcement построит цементный завод в Семилукском районе Воронежской области на базе ОАО «Воронежское рудоуправление» («Рудоуправление»). Представители компании заявили, что пока о намерениях германской стороны говорить преждевременно, но подтвердили, что руководитель Heidelbergсement по России Христиан Кнелл приезжал осматривать Латненское месторождение огнеупорных глин. Как рассказал главный геолог «Рудоуправления» Валерий Михин, кроме огнеупоров, запасы которых составляют 52 млн тонн, месторождение содержит суглинки в объеме 100 млн тонн, 246 млн тонн мела и 100 млн тонн песка. По его мнению, подобная сырьевая база позволит организовать производство цемента годовой мощностью 2 млн тонн, причем запасов хватит на 50 лет. В строительство цементного завода, рассчитанного на выпуск 2 млн тонн в год, придется вложить 220 - 370 млн евро. В связи с дефицитом цемента в Центральной России и особенно Московской области, подобное производство востребовано и вложения окупились бы достаточно быстро. Впрочем, успех проекта серьезно зависит от того, насколько инвесторам удастся решить вопрос с энергоресурсами. По расчетам, цементному производству понадобится не менее 20 млн. кубометров природного газа в год. Если предприятие намерено работать на коммерческом топливе, то оно рискует существенно увеличить себестоимость продукции, в которой газ составляет 28 - 30%. В Воронежской области уже строится один цементный завод мощностью 1 млн тонн в год: «Евроцемент груп» возводит его на базе ОАО «Подгоренский цементник», принадлежащего компании. Между тем, увеличение производства цемента крайне востребовано в регионе. Воронеж потребляет 1,8 млн тонн цемента ежегодно, и львиная его доля закупается на Украине. Heidelbergсement, основанный в 1873 году в Гейдельберге (Германия), является одним из крупнейших в мире производителей цемента и стройматериалов. Его мощности расположены более чем в пятидесяти странах, в том числе в Центральной и Восточной Европе. В РФ Heidelbergсement контролирует Сланцевский цементный завод «Цесла» (Ленинградская область) и Вольский цементный завод «Коммунар» (Саратовская область). Концерн уже объявил о намерении построить в Краснодарском крае завод-двухмиллионник и вложить 150 млн евро в увеличение мощностей ОАО «Цемент» (Алтайский край) с перспективой консолидации контрольного пакета. В 2006 году оборот компании составил 9,2 млрд евро. Регионы: Воронежская область, Ленинградская область, Нижегородская область, Москва, Санкт-ПетербургОставьте комментарий |
Наш адрес:
© 2008 «Институт региональной политики»
|