Стратегии государственных корпорацийТаганрогское слияние. – Восточная стратегия «Газпрома» До последней недели в славном городе Таганроге наблюдалась странная ситуация в авиационной промышленности. Конструкторское бюро, специализирующееся на проектировании самолетов-амфибий – ТАНТК им. Бериева – входило в состав корпорации «Иркут», а сборочный завод – ОАО «Таганрогская авиация» («ТАВИА») – был сам по себе. Сборка спроектированных в Таганроге популярных амфибий Бе-200 осуществлялась в Иркутске на мощностях ИАПО. Алексей Федоров, генеральный директор и владелец «Иркута», в свое время намеревался получить контроль над заводом в свои руки, поскольку мощностей в Иркутске на все модели (Су-30МК, Як-130 и Бе-200) просто не хватало. Однако не получилось: то ли времени не хватило, то ли еще что-то помешало. С тех пор Федоров, став гендиректором «МиГа», возглавил ОАК, в которую влился некогда подконтрольный ему «Иркут». Но о таганрогском слиянии Федоров не забыл. Первые конкретные организационные меры, направленные на слияние таганрогских авиапредприятий, были предприняты в ноябре прошлого года. Тогда решением внеочередного собрания акционеров ОАО «Таганрогская авиация» был освобожден от исполнения своих обязанностей генеральный директор компании Николай Савицких, а его кресло занял гендиректор расположенного по соседству ТАНТК Виктор Кобзев, возглавивший оба предприятия. Сразу после назначения он обнародовал программу развития авиазавода, согласно которой в перспективе на базе объединенных предприятий предполагается создание гидроамфибийного авиастроительного центра с полным циклом сборки самолетов Бе-200. На прошлой неделе в Таганроге первый вице-премьер РФ Сергей Иванов провел совещание, главной темой которого стал вопрос объединения в единое ТАНТК и «ТАВИА» под эгидой ОАК. Иванов ознакомился с представленным ему руководством ТАНТК бизнес-планом, целью которого являются завершение сертификационных испытаний Бе-200, подготовка его производства, серийный выпуск и продажа в России и на внешних рынках. Стоимость инвестпроекта составляет 2,79 млрд рублей. Первый вице-премьер представленный план в целом одобрил, пообещав ему господдержку. Однако о том, в каком именно виде она будет оказана и в какую сумму выльется, на предприятии пока не сообщают.
«Газпром» в последнее время переходит на стандартную схему работы. Берется лакомый, но чужой актив, желательно принадлежащий иностранной компании, потом появляется Минприроды в лице тов. Митволя и ищет разные поводы, как бы под этот актив подкопаться. А поскольку «неподкопных» активов в России нет даже у самого «Газпрома», то через некоторое время «подкоп» начинает грозить доверчивому иностранному владельцу отзывом лицензии. «Газпром» же все это время старательно делает вид, что проект ему совершенно неинтересен, а газа у него и на Ямале достаточно. Но время от времени делаются заявления, что монополист-де готов поучаствовать в проекте на благо Родины. Как только капитализация актива после перехода «подкопа» в финальную стадию резко падает, появляется «Газпром» и предлагает «немного долларов». Предложение, от которого просто невозможно отказаться – иначе бесплатно отберут. Ничего не напоминает? «Сахалин-2», например? Или Ковыкту? «Газпром» много лет делал вид, что Ковыкта ему совершенно неинтересна, однако взял и купил ее у ТНК-BP за 1 млрд долларов. И правда: вдруг потом пригодится? А еще «Газпрому» долго был неинтересен газ проекта «Сахалин-1». Ну совершенно неинтересен. Правда, Митволя в «Сахалин-1» не пустит Богданчиков, поскольку у «Роснефти» 20% акций проекта, а «Роснефть» сейчас сама кому угодно проверку Митволем устроит. Но зато у «Газпрома» есть любимая песня, которую он время от времени поет РАО «ЕЭС России» про то, как у него не хватает газа на всех. Зампред правления монополии Александр Ананенков заявил, что без газа с проекта «Сахалин-1» топливных баланс Востока России рушится без надежды на восстановление. Казалось бы, всего 10 млрд куб. м в год, а какова важность! Ну и заодно предложил продать все топливо «Газпрому» на строящийся завод LNG на юге Сахалина (когда-то его – до Митволя – строила Royal Dutch/Shell). Там его можно будет сжижать и экспортировать в Мексику, после чего газовый баланс Дальнего Востока придет в полный порядок. Еще «Газпром» хочет лицензию на Чаяндинское месторождение в Якутии с запасами 1,24 трлн. куб. м. Наверное, получит… Регионы: Ростовская областьОставьте комментарий |
Наш адрес:
© 2008 «Институт региональной политики»
|