Ваше имя:

Имя адресата:

Email адресата:

Ссылка: http://www.regionalistica.ru/obzor/weekly/archive/y2007/aug_2007/aug0607/finvest060807/
Институт региональной политики
Информация об институте
Направления деятельности:

Итоги 6-12 августа Отправить ссылку  версия для печативернуть оформление

Иностранные инвестиции в регионы России (30 июля – 14 августа)

Олег Лысак

Российско-шведская Scania.Японские грузовички родом из Татарстана.Индусы будут варить сталь в Ленинградской области.Еще больше итальянских холодильников из Липецка.Еще больше немецких лекарств.«Нидан» покупают британцы.

Шведский автоконцерн намерен построить завод по сборке тяжелых грузовиков мощностью 10 тыс. машин в год. В Scania уточнили, что рассчитывают вывести российский завод на полную мощность «в течение четырех-пяти лет». Впрочем, в пресс-службе концерна оговорились, что проект находится «в начальной стадии» и переговоры с российскими властями на эту тему еще даже не начинались. Глава Scania в России Раймо Лехтио рассказал, что российский завод «станет одним из пяти крупнейших предприятий концерна в мире». Сейчас у Scania четыре производственных площадки по выпуску грузовиков: в Швеции, Польше, Франции и Бразилии. Российский завод станет пятым, и часть его продукции будет экспортироваться на Украину, в Белоруссию и Казахстан. Мощность первой очереди завода составит 10 тыс. машин, в дальнейшем объемы могут быть удвоены. Завод будет собирать грузовики, которые сейчас импортируются в Россию (с мощностью двигателя 230 - 580 л. с.), однако точнее будущий модельный ряд пока не определен. Инвестиции в создание производства оцениваются в несколько десятков миллионов евро, а запуск первой очереди намечен на 2009 - 2010 годы. Площадка под строительство завода пока не найдена. Концерн не хочет строить завод там, где будет большинство других иностранных автопроизводств, из-за возможного дефицита рабочей силы в регионе. У Scania уже есть в России собственное производство: концерн собирает автобусы на заводе ООО «Скания-Питер» методом отверточной сборки (в 2006 году выпущено 236 штук). На заводе грузовых автомобилей будет организовано производство полного цикла, включающее сварку и окраску кузова. Будет ли Scania пытаться получить под проект режим промсборки (позволяет импортировать компоненты по льготным таможенным тарифам), в компании пока не определились. Ранее о подобных планах заявляла Volvo, однако в Минэкономразвития говорили, что приказ о промсборке юридически не может распространяться на проекты по тяжелым грузовикам. Будущий завод Scania — третий проект строительства в России производства тяжелых грузовиков, объявленный за последние три месяца. Как мы уже писали, Volvo Group намерена построить в Калуге завод по сборке 15 тыс. тяжелых грузовиков в год стоимостью $100 млн. А на прошлой неделе о возможности создания аналогичного производства в России упоминал Андреас Реншлер, член правления DaimlerChrysler (продает грузовики Mercedes-Benz). Названные марки, по данным Scania, лидируют по объемам продаж в России: первое место занимает Scania (2,8 тыс. машин в 2006 году), второе - Volvo (2,3 тыс.), третье - Mercedes-Benz (775). Всего в 2006 году в Россию ввезено 9 тыс. новых тяжелых грузовиков, то есть доли Scania, Volvo и Mercedes-Benz составляют 31%, 26% и 8% рынка соответственно.

На открытие новых производств импортеров толкает рост рынка большегрузных автомобилей в России. По оценкам Deutshche UFG, за 2006 год он составил 38%: продажи выросли с 68 тыс. до 94 тыс. машин. Импорт из стран дальнего зарубежья (как новых, так и подержанных грузовиков) вырос на 60%, до 40 тыс. Импорт уже превышает продажи в России крупнейшего отечественного производителя крупных грузовиков КамАЗа (32 тыс. машин). Но КамАЗ активно экспортирует грузовики (в 2006 году - 11 тыс. машин) и не опасается потерять рынок. «Мы совершенно не обеспокоены открытием производств иностранных автоконцернов в России, поскольку рынок будет активно расти еще минимум два года»,- утверждают в пресс-службе КамАЗа. Кроме того, добавляют представители завода, иностранные производители работают главным образом в сегменте магистральных тягачей, тогда как КамАЗ в основном сосредоточен на рынке дорожно-строительной техники.

Концерн Scania (Швеция) выпускает грузовики, автобусы, а также двигатели для транспорта и судостроения. Работает в 100 странах мира, численность сотрудников - 32,8 тыс. человек. Продажи в 2006 году - €70,7 млрд, чистая прибыль - €5,9 млрд.

 

30 июля Северсталь-Авто и компания ISUZU подписали учредительные документы о создании совместного предприятия. «Северстальавто-Исудзу» будет зарегистрировано в Елабуге (Республика Татарстан). Завод заработает в первой половине 2008 г., его мощности составят 25 тыс. машин в год. На нем будет выпускаться вся коммерческая модельная линейка Isuzu, включая грузовые автомобили серий С, F и N, а также автобусы. Доля «Северсталь-Авто» в проекте составит 66%, у Isuzu будет 29%, а еще 5% получит компания Sojitz (торговый дом Isuzu). Поначалу Isuzu хотела ограничиться 5%-ной долей, но потом сочла проект стратегически важным и фактически будет контролировать 34% в СП. Финансировать проект партнеры будут пропорционально долям через допэмиссию акций «Северстальавто-Исудзу». Инвестиции в проект составят 350 млн руб. ($13,7 млн). Партнерам удалось сэкономить, например, благодаря тому, что «Северсталь-Авто» будет использовать для Isuzu окрасочную линию завода в Елабуге по выпуску Fiat Ducato, отмечает аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. Иностранные автоконцерны один за другим сообщают о планах собирать грузовики в России. В сегменте тяжелого грузового транспорта ежегодный рост продаж иномарок составляет 70%, среднего — около 30%. «Северсталь-Авто» запускает проект в выгодное время и планирует занять хорошую долю на рынке грузовиков. Грузовики Isuzu, которые «Северсталь-Авто» будет собирать в Татарстане, будут по цене конкурировать в основном с корейскими машинами, к примеру с Hyundai. Представитель ТагАЗа (завод, в том числе, выпускает и Hyundai Porter) говорит, что конкуренции со стороны японцев в компании не боятся: их техника традиционно дороже корейской, но не уступает по качеству. По оценке отраслевых экспертов, рынок коммерческого автотранспорта в 2006 - 2014 гг. будет расти на 7% в год.

«Северсталь-Авто» выпускает и продает автомобили «УАЗ», Isuzu, Ssang Yong, Fiat. 42% акций «Северсталь-Авто» находится в свободном обращении, 58% контролирует Вадим Швецов. Выручка в 2006 г. — $1,23 млрд, чистая прибыль — $67 млн. Isuzu — один из крупнейших в мире производителей легких, среднетоннажных и тяжелых грузовиков, внедорожников и автобусов. Выручка за финансовый год, закончившийся 31 марта 2007 г., составила $14,1 млрд, чистая прибыль — $784,4 млн.

 

1 августа представители индийской Jindal Stainless обсудили с вице-губернатором Ленобласти Григорием Двасом строительство сталелитейного завода. Для этого им нужно около 100 га земли. На следующей неделе администрация Ленобласти представит им перечень подходящих участков, рассказал пресс-секретарь комитета по экономике и инвестициям правительства Ленинградской области Александр Бутенин. Глава российского представительства Jindal Stainless Махендра Агарвал рассчитывает, что завод будет построен в Кингисеппском районе, рядом с портом Усть-Луга. «Мы выбрали Ленобласть потому, что тут есть порт», — отмечает Агарвал. Инвестиции в строительство составят примерно $60 млн. Мощность завода — 400 тыс. тонн слябов из нержавеющей стали в год. Агарвал рассчитывает, что завод удастся построить в течение двух лет. Оборот предприятия, по его словам, будет превышать $1,2 млрд, срок окупаемости проекта - приблизительно пять лет.

Аналитик «Уралсиба» Кирилл Чуйко сомневается, что за $60 млн можно построить завод такой мощности. «Скорее речь идет о переносе производства», — предполагает эксперт. Агарвал уверяет, что завод будут строить с нуля. По его словам, продукция завода в Ленобласти будет экспортироваться преимущественно на индийские предприятия Jindal Stainless. В перспективе индийская компания рассматривает возможность строительства второго завода, который будет производить изделия из нержавейки. Производство слябов будет организовано в России из-за более дешевого сырья — железной руды или металлолома, объяснил менеджер. Завод Jindal Stainless станет самым большим производителем нержавейки в России. Аналитик Deutsche UFG Александр Пухаев говорит, что в прошлом году в нашей стране было произведено всего 105 тыс. тонн этого металла. Объем мирового рынка нержавеющей стали он оценивает примерно в 20 млн. тонн в год. Крупнейший в России производитель нержавеющей стали — «Мечел» - в 2006 году произвел более 60 тыс. тонн изделий из нержавейки. Компания выпускает готовую продукцию из нержавейки для внутреннего рынка, поэтому Jindal Stainless не будет им прямым конкурентом. Эксперты считают, что на производстве слябов в России Jindal Stainless сможет сэкономить. В России затраты на производство тонны нержавеющей стали составляют примерно $300-350, а в Европе и Индии — $400-450. Но эти конкурентные преимущества в будущем могут нивелироваться из-за роста цен на лом и электроэнергию, отмечают эксперты: на внутреннем рынке спрос на лом в будущем году может удвоиться.

Индийская Jindal Stainless Limited выпускает различную продукцию из нержавеющей стали. Компания основана в 1970 г., входит в промышленный холдинг Jindal Organization. Имеет заводы в Индии, Индонезии, США. Мощность — до 790 тыс. тонн в год. Консолидированная выручка за финансовый год, закончившийся в марте 2007 г., — 52,7 млрд. индийских рупий ($1,22 млрд.), чистая прибыль — 3,53 млрд. рупий ($81,87 млн.). По данным Reuters на июнь 2007 г., крупнейшие акционеры — Sun Investments Ltd (6,62%), Reliance Capital Asset Management Ltd (4,98%).

 

Итальянский производитель морозильной техники Mondial Group зарегистрировала в Грязях ООО «Мондиаль групп-Ист», а также подобрала участок под свой завод промышленного и коммерческого холодильного оборудования на территории ОЭЗ «Липецк» площадью 6 га. Объем инвестиций составит более 40 млн евро, мощность – 100 тыс. штук в год. Как пояснили в РосОЭЗ, на днях компания должна представить бизнес-план и заявку на получение статуса резидента. По данным РосОЭЗ, в Липецке итальянцы планируют выпускать более 30 наименований холодильников для торговых центров, хладокомбинатов, мясо- и рыбоперерабатывающих комплексов, общепита. Рынком сбыта, как уточнили в Mondial, станут Россия, Белоруссия, Украина.

По данным консалтингового дома «Грифон», емкость рынка холодильного оборудования РФ – $800 млн, ежегодный прирост продаж – около 25%, он обеспечивается за счет развития крупных торговых сетей. Вместе с тем, как полагают эксперты, доля импортной техники невелика – 20%, 70% – продукция, собранная в России из зарубежных комплектующих, а часть оборудования, собранного из отечественных деталей, составляет не более 10%. Среди заграничных компаний, продукция которых распространена на российском рынке, доминируют итальянские Arneg и Costan, в первую десятку входят германская Linde, финская Norpe и испанская Koxka. Несмотря на интенсивный рост продаж, рынок отличается жесткой конкуренцией и значительным превышением предложения над спросом. Между тем Mondial выбрала правильную стратегию, поскольку наиболее экономически выгодным сейчас оказывается осуществление сборки в России. Качество российской сборки вполне удовлетворительно, что позволяет производителям снизить таможенные пошлины и транспортные расходы, а потребителям купить оборудование по более низкой цене и в более краткие сроки. Елена Белова, замгендиректора компании «Русский проект», являющейся официальным дилером Mondial Group в РФ, заметила, что продукция итальянской фирмы представлена на российском рынке незначительно. Наибольшим спросом пользуются винные холодильные шкафы, бонеты и морозильные лари. Mondial вышла в страну недавно, ее брэнд известен мало, а продукция занимает нижний порог среднего ценового сегмента. «Несмотря на европейское качество, оборудование компании по стоимости уступает отечественным холодильникам», – пояснила госпожа Белова, добавив, что конкуренция на рынке крайне жесткая, поэтому проект Mondial будет успешен в том случае, если компании за счет производства в России удастся снизить цены на свою продукцию, сохранив итальянское качество, а также наладить хорошую сервисную сеть.

Mondual Group станет третьей в регионе итальянской компанией после Indesit Company, занимающейся выпуском бытовых холодильников и стиральных машин, и ООО «Сест-Люве» (стопроцентная «дочка» итальянской фирмы Sest SpA), которое недавно открыло завод по выпуску испарителей и конденсаторов для холодильников и торговых прилавков. На данный момент в ОЭЗ «Липецк», помимо ООО «Сест-Люве», только три зарегистрированных резидента: российские компании ООО «Биоэтанол» (производство биотоплива из сельхозкультур), ООО «Белон-Метакон» (металлоконструкции и панели «сэндвич» для объектов промышленного строительства), а также предприятие по выпуску стеклотары – ООО «ЧСЗ-Липецк». По информации руководителя липецкого управления РосОЭЗ Владимира Лаврентьева, «Мондиаль групп-Ист» разместится рядом с заводом Sest SpA, что удобно, поскольку второй объект будет поставлять комплектующие для первого.

Концерн Mondial Group образован в 1997 году, состоит из четырех фабрик, их общая площадь – 132 тыс. кв. м. Имеет филиалы во Франции, Испании, Швейцарии, Румынии. Прогнозный оборот в 2007 году – 100 млн. евро.

 

Немецкая компания Stada к 99% «Нижфарма» добавит активы российского фармпроизводителя «Макиз». Сумма сделки будет зависеть от итогов, которые «Макиз» покажет в 2007 г., и, скорее всего, составит около 125 млн евро, но не более 135 млн евро ($171 - 185 млн), говорится в сообщении Stada. Покупателем выступает «Нижфарм», который приобретет 100% акций ЗАО «Макиз-фарма», «Скопинфарм» и «Биодайн Фармасьютикалс». Продавцами выступили «различные группы» частных инвесторов. Сделка будет закрыта до конца года. «Макиз» войдет в структуру группы компаний Stada, однако сохранится как юридическое лицо. Весь ключевой менеджерский состав сохранит свои позиции. Тем не менее, по его словам, представители Stada будут принимать участие в выработке стратегии развития компании.

Сделка не повлияет на уже заключенные «Макиз» контракты. В мае компания заключила соглашение о создании на паритетных началах СП с индийской Hetero Drugs Limited. Стороны договорились выпускать в России антиретровирусные (АРВ) препараты для борьбы со СПИДом. За вторую половину 2006 г. и первую половину 2007 г., по данным Фармэксперта, доля «Макиз» на российском рынке лекарственных препаратов составляла 0,33%, Stada — 1,71% (18-е место среди производителей). Доля крупнейшего игрока на российском рынке, Sanofi-Aventis, в 2006 г. была 5,15%. После сделки доля Stada будет сравнима с долями Roche и Nycomed и позволит немецкой компании войти в топ-15 производителей. «Макиз» — небольшая, но высокотехнологичная компания, говорит Давид Мелик-Гусейнов из «Фармэксперта», это один из немногих российских производителей, имеющих сертификат GMP. «Я думаю, что Stada в первую очередь интересовали именно производственные мощности», — рассуждает аналитик. «Логичная покупка, все три компании — Stada, «Нижфарм» и «Макиз» — являются производителями дженериков, так что в России Stada сможет расширить производство без изменения характера бизнеса», — согласен Режис Ломм, глава представительства компании Pfizer International в России. К тому же, по его словам, с покупкой «Макиз-фармы» Stada сможет усилить свое присутствие в программе ДЛО. По данным «Макиз-фармы», в прошлом году поставки в рамках ДЛО составили 2/3 всех продаж компании. В этом году ДЛО составит максимум 50% от объема продаж.

Немецкая Stada Arzneimittel AG экспортирует свою продукцию в 39 стран. По данным Reuters, институциональным инвесторам принадлежит 39,32% акций компании, крупнейшим является Morgan Stanley & Co. Int. Ltd. (3,2%), 54% находится у паевых инвестиционных фондов. Консолидированная выручка группы в 2006 г. — 1,245 млрд евро, чистая прибыль — 91,8 млн евро. Продажи группы в России в прошлом году — 87,5 млн евро. Stada контролирует 99,58% акций нижегородского «Нижфарма». ЗАО «Макиз-фарма» владеет одноименным заводом в Москве (мощность — 1 млрд таблеток в год) и предприятием «Скопинфарм» в Рязанской области (500 млн таблеток и 30 млн капсул в год). По данным компании, объем продаж в 2006 г. составил 1,92 млрд руб. с учетом НДС. По данным СПАРК на 1 февраля 2007 г., совладельцами ЗАО «Макиз-фарма» в равных долях являются ООО «Эрфарм» (100%-ная «дочка» ЗАО «СИА Интернейшнл Лтд.») и кипрская Grinnell Trading Ltd.

 

Акционеры ОАО «Нидан Соки» и британской Lion Capital достигли соглашения, по которому Lion Capital покупает «Нидан«. Завершение сделки ожидается в сентябре, ее условия не разглашаются. Часть сделки будет профинансирована заемными средствами, которые предоставит Goldman Sachs, сказано в сообщении. В настоящее время 100% ОАО «Нидан Соки» принадлежит кипрской Nidan Holding Limited. Ее бенефициары — Игорь Шилов (55%), Леонид Шайман (35%) и Чаба Бальер (10%) — могут стать миноритарными акционерами компании — покупателя «Нидана». Гендиректор «Нидан Соки» Андрей Яновский раскрыл структуру сделки: «К нынешним совладельцам компании просто добавится еще один». Размер пакета, который получит Lion Capital, Яновский не называет. Сделка требует одобрения Федеральной антимонопольной службы. Туда заявок от покупателей ОАО «Нидан Соки» не поступало, сообщил представитель службы. Яновский в интервью «Интерфаксу» оценил «Нидан» в $800 млн (с учетом того, что Coca-Cola в июле заплатила за «Аква Вижион» 191,5 млн евро). В прошлом году исполнительный директор «Нидана» Ольга Еремеева говорила, что к весне 2007 г. компания будет стоить $600-700 млн. Аналитик FIM Мария Давыдова, исходя из текущих коэффициентов сравнимых компаний и прогнозов финансовых показателей «Нидана», считает справедливой оценку компании в $700-900 млн. «Нидан» давно искал стратегического инвестора. В декабре 2006 г. стало известно, что компания рассматривает и возможность IPO на российских биржах. Акционеры «Нидана» общались со многими потенциальными инвесторами, говорит Яновский. «Мы понимаем, сколько мы стоим, — объясняет выбор инвестора Яновский. — Эта сделка с Lion Capital было быстро, просто и вкусно». Важным фактором стал и опыт Lion Capital на европейском рынке, добавляет он. До недавнего времени главным претендентом на «Нидан» считалась PepsiCo. Ее главный конкурент — Coca-Cola приобрела в России уже два актива — «Мултон» и «Аква Вижион» (бренд Botaniq). А у PepsiCo собственных соковых мощностей в России до сих пор нет: соки Tropicana разливаются на «Нидане». Вице-президент по делам корпорации PepsiCo в России Александр Шальнев не стал комментировать вопрос об интересе PepsiCo к российским активам. «Нидан» станет первым приобретением Lion Capital в России. Но фонд не новичок на рынке безалкогольных напитков. На паритетных началах с фондом Blackstone Lion Capital он владеет компанией Orangina — одним из ведущих европейских производителей безалкогольных напитков с годовыми продажами 1,8 млрд л и выручкой около 1 млрд евро. Месяц назад Orangina закрыла сделку по покупке 99,7% киевского завода безалкогольных напитков «Росинка». Яновский говорит, что ни возможная консолидация «Нидана» с «Росинкой», ни выход Orangina на российский рынок пока не обсуждаются. «Бизнес-аналитика» оценивает объем российского рынка соков в 2006 г. в 2,57 млрд л, или $3 млрд. «Нидан», по данным аудита розничной торговли, занимал 15,6% рынка в стоимостном выражении (в 2005 г. — 15,4%) и был четвертым после «Лебедянского» (28%), «Мултона» (21,1%) и «Вимм-Билль-Данна» (19,3%). ОАО «Нидан Соки» владеет заводами в Новосибирске (мощностью 180 млн. л) и подмосковных Котельниках (560 млн.). Основные бренды — «Моя семья», «Чемпион», Caprice, «Да!». В 2006 г. произвел 434,1 млн л сока и сокосодержащих напитков; доход — 6,6 млрд руб., чистая прибыль — 345 млн руб. (данные из годового отчета компании). Lion Capital LLP — частный инвестфонд со штаб-квартирой в Лондоне. Специализируется на инвестициях в потребительский сектор; с начала 1990-х гг. инвестировал более 3 млрд. евро.

Регионы: Ленинградская область, Липецкая область

Оставьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <em> <i> <strike> <strong>

Наш адрес:

  • Россия, 105066, Москва,
    ул. Нижняя Красносельская, д. 40/12, бизнес-центр «Новь», корпус 20
  • e-mail:
  • Телефон: (495) 987-3755,
    (495) 987-3756,

    Факс: (495) 987-3759,
    (495) 987-3758
  • Схема проезда Схема проезда









































Электоральная география.com - политика на карте

Журнал ПОЛИТЭКС - ПОЛИТическая ЭКСпертиза



Наша кнопка:
Институт региональной политики

© 2008 «Институт региональной политики»