Иностранные инвестиции в регионы России (27 августа – 9 сентября)Русско-немецкая гидравлика для Сухой SuperJet. – Бразильские ПАЗики с нижегородским акцентом. – Ростовская область напоит всю Россию «Кока-Колой». – Total заберет газ Штокмана себе. – Claasные трактора. - Немецкая «хрюшка» идет в регионы. – Финны утеплят Новгородскую область. – Русский бензин по английским технологиям. – Швейцарцы наварят шоколад в Подмосковье. На МАКС-2007 в Жуковском президент управляющего совета Liebherr International и акционер группы Liebherr Вилли Либхерр и председатель совета директоров ОАО «Гидромаш» Владимир Лузянин подписали соглашение о создании совместного предприятия ООО «Либхерр Аэроспейс — Нижний Новгород». С 2009 г. компания будет разрабатывать и производить гидравлические компоненты для гражданских самолетов. Продукция будет поставляться на предприятия Liebherr Aerospace в Германии и Франции. Кроме того, предполагается, что СП также будет выпускать комплектующие для разрабатываемого сейчас российского регионального самолета SuperJet 100. Инвестиции в проект составят около 15 млн евро. Сколько вложит каждая сторона, партнеры не уточняют. По словам Лузянина, 25%-ная доля создаваемого ООО будет принадлежать ему, остальное — Liebherr Aerospace, которая построит цех и поставит оборудование. На начальном этапе в СП будет работать около 50 человек, объем производства составит более 2500 авиакомпонентов в год. В 2006 г. Liebherr организовала в поселке Пыра под Дзержинском ООО «Либхерр — Нижний Новгород» для производства компонентов строительной техники. Как отметили в пресс-службе Liebherr, на этой же площадке разместится и ООО «Либхерр Аэроспейс — Нижний Новгород». По словам мэра Дзержинска Виктора Портнова, площадь участка — 120 га. Закладка первого камня намечена на сентябрь этого года. До сих пор Liebherr закупала у «Гидромаша» компоненты шасси и гидравлику для самолетов Embraer, Airbus А-380, Bombardier, Agusta Westland. Владимир Лузянин говорит, что в 2006 г. объем поставок «Гидромаша» группе Liebherr в денежном выражении составил 18 млн евро, а после создания СП портфель заказов для «Гидромаша» увеличится. Liebherr — крупный поставщик гидравлических систем для самого продаваемого в мире самолета Airbus А-320, а также для Airbus А-318, -340, -380. Совместное предприятие позволит группе снизить себестоимость комплектующих, а «Гидромашу» — получить современное оборудование, что сделает его конкурентоспособным на мировом рынке.
В июле группа «ГАЗ» заявила о создании СП по производству автобусов с Marcopolo на ГолАЗе. Сотрудничество с бразильцами может быть расширено, заявил на юбилее ПАЗа руководитель дивизиона автобусов Сергей Занозин. В ближайшие дни состоятся переговоры с Marcopolo о создании производства автобусов на ПАЗе, сообщил Занозин, а первые городские автобусы малой вместимости в Павлове могут быть выпущены уже в этом году. СП с ГолАЗом уже работает, в 2007 году будет выпущено 80 больших туристических автобусов, в 2008 г. — 300, проектная мощность нового производства составит 1000 машин в год. Доли партнеров в СП — 50 на 50. Производство на ПАЗе, возможно, будет создаваться в рамках того же СП, в которое стороны уже инвестировали по $2 млн, сообщил Сергей Занозин, но объем вложений в новое производство, а также его проектную мощность не раскрыл. Он рассказал, что автобусы будут собираться по полному циклу на основе разработок бразильской компании. Мелкосерийная «отверточная» сборка автобусов «МАЗ» в России уже есть в Нижнем, Ярославле, Самаре, Scania собирается начать ее в Санкт-Петербурге. В 2010 г. «Объединенные транспортные технологии» (консорциум Запорожского автозавода и корпорации «Богдан») в Нижегородской области планирует начать выпуск всех моделей автобусов «Богдан» (6000 в год). Но пока, если на ПАЗе будет не только сборка, но и сварка с окраской, это будет первый в России совместный автобусный проект полного цикла, констатирует аналитик «Капитала» Михаил Пак. По оценке вице-президента по развитию «Богдана» Василия Каплуна, сейчас группа «ГАЗ» занимает около 60% рынка автобусов в России, примерно 15% привозят иностранные производители, а 25% — белорусский МАЗ, башкирский НефАЗ и др. Весь рынок он оценил в 35 000-40 000 автобусов в год. Каплун считает, что цены нижегородских автобусов от Marcopolo вряд ли будут низкими: бразильская компания — один из мировых лидеров в производстве кузова, но использует чужие шасси — MAN, Mercedes. Автобусы, сделанные на ПАЗе, будут стоить до $50 000, согласился Занозин. Продукция обоих СП найдет сбыт в России, ведь рынок растет на 5-7% в год, заключает Каплун.
«Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» завершила сделку по покупке участка земли у фермера в Новоалександровской промзоне (Азовский район, Ростовская обл.). В настоящее время земля площадью около 26 га уже переведена из статуса сельскохозяйственной в промышленную. По словам директора по внешним связям и коммуникациями «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» Яны Гуськовой, строительство первой очереди завода мощностью 450 млн. л безалкогольных напитков в год планируется начать в ноябре и завершить менее чем за год, а до 2010-2015 гг. ввести в эксплуатацию вторую очередь и увеличить мощности предприятия до 500 млн л в год. Объем инвестиций в проект составит 140 млн евро. Ранее губернатор Ростовской области Владимир Чуб говорил, что администрация области окажет поддержку предприятиям в подготовке инфраструктурных сетей в Новоалександровской промзоне. В коммуникации, включая газопровод и электросети, администрация планирует вложить 288 млн руб., 233 млн руб. из которых «Кока-Кола» должна будет в течение пяти лет вернуть. Также будут проложены новый водовод к пос. Кулешовка, канализационная сеть в самой промзоне и еще одна автомагистраль к Азову. В марте гендиректор «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» Кит Сандерс говорил, что предприятие в Ростовской области станет одним из самых больших и современных заводов компании. Только на заводе планируется трудоустроить до 1000 человек, кроме того, будут вакансии в логистических, маркетинговых и других службах. Пока компания не меняла параметры проекта в связи с утверждением Сочи столицей Олимпиады-2014. Однако не исключено, что в процессе строительства планы будут скорректированы.
Условия, предложенные Total для вхождения в проект освоения Штокмановского месторождения, существенно отличаются от того, что предлагали до сих пор другим участникам проекта. Речь идет об экономических параметрах, а не политических. Степень рыночного риска и ответственность по достижению определенных параметров по бюджету и по срокам проекта разделена пропорционально между ‘Газпромом’ и Total. Инвесторы будут рисковать деньгами пропорционально доле своего участия в проекте в случае срывов срока ввода месторождения, возникновения технологических проблем и всяких прочих рисков компании специального назначения». Штокмановское газоконденсатное месторождение содержит доказанные ресурсы категории С1 и С2 в объеме 3,66 трлн. кубометров газа. Первая фаза проекта предполагает начало добычи в 2013 году и проектный объем — 23,5 млрд. кубометров в год. Стоимость этой фазы — $14-15 млрд. Держатель лицензии на освоение Штокмана ООО «Севморнефтегаз» заключит контракт с компанией спецназначения (оператором) на создание инфраструктуры и добычу газа. «Газпром» сохранит в ней 51%, Total получит 25%. Взамен Total поставит на свой баланс 25% от 1,22 трлн кубометров, которые должны быть освоены в ходе первой фазы проекта. Контрактные условия соглашения дают право Total отражать запасы на балансе в соответствии с процедурой SEC. За возможность поставить запасы на свой баланс французская компания заплатит Газпрому «некоторую сумму», размер которой партнеры раскрывать отказались. В течение года Total будет участвовать в разработке ТЭО проекта, уточнении его параметров, переговорах с подрядчиками, и только потом необходимо будет решать финансовые вопросы. Речь идет о том, что когда будет создана компания спецназначения для реализации проекта, Total оплатит деньгами свою долю в ней (25%). Соглашение действует только в рамках первой фазы проекта, рассчитанной на 20-25 лет. Максим Шеин из «Брокеркредитсервиса» отметил, что, имея право распоряжаться не менее 20% добытых ресурсов при пропорциональном разделении рисков проекта, компания может поставить запасы на баланс - согласно международным правилам учета. «В среднем за газовые ресурсы категории С1 и С2 платится $0,1-$2,7 за баррель нефтяного эквивалента. Исходя из имеющихся данных, Total должна будет заплатить $800 млн. Но поскольку в данном проекте много неизвестных, то диапазон может варьироваться на $300 млн в сторону уменьшения или увеличения»,– считает аналитик. Аналогичные условия «Газпром» планирует предложить и другим потенциальным участникам проекта. В сентябре будут разработаны новые предложения по выбору одного или двух партнеров из короткого списка претендентов. В шорт-листе остались норвежские Statoil и Hydro, сливающиеся в одну компанию, а также ConocoPhilips. Отличие позиций новых партнеров от положения Total будет заключаться в разном участии в корпоративном управлении компанией спецназначения. Total, владеющая блокпакетом в проекте, получила право принятия решения на равных с «Газпромом» по широкому кругу вопросов. Другие партнеры, которые могут приобрести только до 24% в проекте, не получат таких полномочий. Как отмечает аналитик Альфа-банка Константин Батунин, в этом случае иностранцы могут отказаться от вхождения в Штокман, хотя проект сулит очень высокие прибыли. В этом случае «Газпром» может разработать Штокман только с Total. Как отмечает Максим Шеин, Total является ведущим производителем СПГ в мире и одним из ключевых производителей газа на шельфе, поэтому способна предоставить все необходимые технологии.
Производство комбайнов — бизнес сезонный: крестьяне закупают машины до того, как начинается сбор урожая, а осенью продажи прекращаются. По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2006 г. завод «Клаас» не работал с сентября по январь. В этом году Claas нашел способ загрузить простаивающие мощности — в ноябре 2007 г. начнется сборка колесных тракторов для сельхозработ Atles 946 мощностью 280 л. с. Первая партия — 100 тракторов — будет готова в январе 2008 г. Объем инвестиций на первом этапе — 500 тыс. евро. Комплектующие будет поставлять французский производитель сельхозтехники Claas Renault Agriculture (дочернее предприятие Claas, купленное в 2003 г.). В настоящее время, компания начала переговоры с потенциальными российскими поставщиками комплектующих. По мнению Евгения Корчевого, гендиректора союза производителей сельхозтехники и оборудования для АПК «Союзагромаш», на рынке образовался «провал с выпуском тяжелых тракторов» (200-300 л. с.), поэтому Claas и другие компании стремятся занять пустующую нишу. Этот сегмент самый быстрорастущий: в 2005 г. продано тракторов иностранных производителей на сумму $49 млн, в 2006 г. — на $100 млн, прогноз на 2007 г. — $160-170 млн. Из отечественных производителей, по данным «Союзагромаша», лишь петербургский «Агротехмаш» недавно приступил к выпуску тяжелых тракторов — в июле 2007 г. произведено 30 тракторов К 5280 АТМ стоимостью 3,9 млн руб./шт. Ежегодно планируется выпускать 300 машин, говорит начальник отдела продаж «Агротехмаша» Дмитрий Маргишвили, оценивая платежеспособный спрос на такие трактора в 1000-1200 шт. в год. По данным «Союзагромаша», в 2006 г. в Россию импортировано 709 тяжелых тракторов (»пятого класса»): 253 поставил John Deere, 186 — New Holland, 81 трактор Atles 946. Стоимость трактора John Deere 8330 (281 л. с.) — 5,510-5,894 млн руб. Цена импортного Atles 946 — 5-5,5 млн руб., трактор российской сборки будет на 5-7%.
30 августа группа «РТМ» объявила о заключении с Media Markt предварительного договора аренды площадей в торговых центрах, которые строит девелоперское подразделение группы «РТМ-Девелопмент» в Самаре, Одинцове (Московская область) и Санкт-Петербурге. В Самаре торговый центр площадью 47 691 кв. м строится на ул. Физкультурной в Промышленном районе города с весны 2007 г. По словам заместителя гендиректора по маркетингу и аренде «РТМ-Девелопмент» Вадима Приходько, открытие центра запланировано на вторую половину 2009 г. Согласно договору Media Markt арендует 7500 кв. м, говорит Приходько. Срок аренды — 30 лет. Точная сумма инвестиций в проект на разглашается. Открывшийся в марте этого года Media Markt в Ростове-на-Дону площадью 7250 кв. м эксперты оценивали в $2,5-3 млн. По данным пресс-секретаря «Техносилы» Надежды Сенюк, вложения в один магазин могут составить около $400 за 1 кв м. Средняя ставка аренды для магазинов бытовой техники в Самаре — $35-45 в месяц, рассказал менеджер одной из торговых сетей. Стандартный ассортимент Media Markt — 45 000 наименований продукции. Открывая новые магазины в России, представители сети делали акцент на том, что Media Markt будет предлагать покупателям «самые выгодные цены». Как правило, Media Markt использует стандартную рекламную технологию: при открытии магазина буквально несколько десятков позиций продаются не только по низким ценам, но даже по убыточным, говорит Сенюк. Так же делает «Техносила» и «М.Видео». Через некоторое время компания убирает стартовые цены, и товар продается по тем же ценам, что и у других ритейлеров. Долго держать низкие цены Media Markt не выгодно, поскольку у нее нет собственной системы логистики, отмечает Сенюк. По ее словам, торговцы бытовой техникой сейчас конкурируют не столько за счет цен, сколько в маркетинговом и сервисном секторе. Скальская отказалась сообщить средний размер маркетингового бюджета Media Markt. По данным Сенюк, общий рекламный бюджет «Техносилы» на 2007 г. — около $50 млн. По данным «Финама», в Самаре «Техносила» занимает от 9% до 18% рынка продаж бытовой техники и электроники, «Эльдорадо» — 40%, «М.Видео» — 15-22%, «Мир» — 8-11%, «Сателлит» — 8-10%, остальное — местные фирмы. Объем cамарского рынка оценивается в $180 млн, говорит PR-директор компании «Мир» Елизавета Тотунова. По ее словам, самарский рынок насыщен, приход сильного игрока обострит конкуренцию, но кардинально не отразится на распределении сил на местном рынке бытовой техники и электроники. С ней согласна эксперт «Финама» Алла Одинцова, которая говорит, что рынок бытовой техники в Самаре растет на 20% в год, что дает возможность для вхождения новым игрокам. Media Markt сможет рассчитывать на 2-3% местного рынка, считает Одинцова.
В пятницу губернатор Новгородской области Сергей Митин, президент и главный исполнительный директор финской компании Paroc Group Oy AB Вяйнё Туомисало и глава Чудовского муниципального района Виктор Зуев подписали договор о намерениях по возведению завода теплоизоляционных материалов в Чудове, сообщила пресс-служба губернатора. Для этих целей компания выбрала участок площадью 60 га. К осени планируется завершить оценку его пригодности для целей Paroc и принять окончательное решение об инвестициях, говорится в сообщении компании. В областном правительстве ожидают, что к 2010 г. будет построена первая очередь завода по выпуску минеральной ваты, инвестиции составят 90 млн евро. В дальнейшем компания может вложить в расширение производства еще 30 млн евро. Минеральная (базальтовая) вата используется для утепления жилых помещений, внутренних перегородок и конструкций. Проектную мощность завода финская компания пока не раскрывает. По оценке гендиректора «Пеноплэкс СПб» Кирилла Иванова, она может превысить 200 тыс. тонн в год. Это приблизит Paroc к производителям, которые уже построили свои предприятия в России. «Ursa Евразия», у которой есть заводы в Чудове и Серпухове, по данным «Финама», занимает 30% российского рынка. У датской Rockwool International тоже два завода — в Выборге и Железнодорожном и 25% рынка, французская Saint-Gobian Isover занимает 15%. Пресс-секретарь Rockwool Russia Полина Кулешова заявила, что Paroc является прямым конкурентом ее компании, но отказалась от дальнейших комментариев. Российский рынок теплоизоляционных материалов составляет 15-18 млн куб. м и растет на 15-20% в год. И таким образом, к 2011 г. объем производимой в стране теплоизоляции может достичь около 30 млн куб. м. Российские заводы экспортируют теплоизоляцию в страны СНГ и Прибалтики. По пенопласту экспорт не превышает 5%, по стекловате — 15%, базальтовой вате — 10-15%, экструзионному полистиролу — 10%. Часть продукции чудовского завода Ursa идет на экспорт. Импорт теплоизоляционных материалов незначителен, по стекловате он не превышает 5%, экструзионному полистиролу и минеральной вате — 10%. Спрос на теплоизоляцию постоянно растет и строительство нового завода вряд ли отразится на рынке.
Британская Imperial Energy, несмотря на все претензии со стороны Росприроднадзора готова развивать бизнес в России. Компания собирается не только наращивать объемы добычи, но и заняться нефтепереработкой. Сейчас Imperial Energy ведет переговоры с инвесторами о строительстве НПЗ мощностью 1 млн т с возможностью последующего расширения. В настоящее время компания завершает подключение Майского, Фестивального, Двойного и Снежного месторождений к системе трубопроводов «Транснефти». Для этого уже построены два нефтепровода общей протяженностью 208 км. Промышленная эксплуатация трубопроводов может начаться уже в октябре, сейчас по ним ведется пробная прокачка нефти. Одновременно Imperial Energy ведет переговоры с рядом компаний о строительстве в Томской области нефтеперерабатывающего завода мощностью 1 млн т (две очереди по 500 тыс. т) с перспективой расширения. Imperial Energy получила предложение поставлять на будущий НПЗ свою нефть. Кроме того, компания может стать одним из инвесторов проекта, а затем получить до 10% в уставном капитале завода. О других участниках строительства НПЗ известно лишь то, что это компании Новосибирска и Челябинска. По мнению аналитика ФК «Уралсиб» Евгении Дышлюк, стоимость проекта не превысит 300 млн долл. При этом нефтепереработка будет для британской компании весьма прибыльным бизнесом: нефтепродукты стоят дороже, чем сырая нефть, и при этом облагаются более низкой экспортной пошлиной, поясняет эксперт. По подсчетам г-жи Дышлюк, при текущих ценах на «черное золото» экспорт 1 млн. т сырой нефти может приносить Imperial Energy порядка 200 млн долл., а 1 млн т нефтепродуктов — около $400 млн. Пока окончательно не определено, будет ли компания основным поставщиком нефти на новый НПЗ в Томской области. Однако возможности для этого есть — только на трех месторождениях к концу 2010 года компания планирует добывать 1,6 млн т нефти. В ближайшее время Imperial Energy не будет покупать лицензии на новые участки недр, а сосредоточится на разработке имеющихся месторождений, отметила Екатерина Кирсанова. Основным препятствием для деятельности Imperial Energy в России остаются разногласия с Росприроднадзором относительно размеров запасов компании: данные аудита по зарубежной методике SPE существенно превышают оценки запасов по российской классификации. Между тем зарубежные и российские геологи используют совершенно разные методики оценки запасов, и сравнение их результатов не представляется возможным. Тем временем старший аналитик нефтегазового сектора ИФК «Метрополь» Алексей Кокин отмечает, что сегодня для любой иностранной компании инвестиции в добычу нефти в России связаны с высокими рисками. Эксперт не исключает, что заявления об отказе от покупки новых лицензий и возможном участии в строительстве НПЗ отчасти носят политический характер: Imperial Energy таким образом демонстрирует, что готова выполнять условия своих лицензионных соглашений. Imperial Energy владеет лицензиями на 15 месторождений в Томской области, в том числе на Фестивальное, Киев-Еганское, Снежное и Майское. Согласно независимому аудиту DeGolyer and MacNaughton, доказанные и вероятные запасы компании составляют 802,6 млн барр. нефти. Сегодня Imperial Energy добывает около 6 тыс. барр. в сутки. К концу 2007 года показатель добычи должен составить 10 тыс. барр./сут., к концу 2008 года — 25 тыс. барр./сут., к концу 2009 года — 35 тыс. барр./сут.
Barry Callebaut открывает фабрику в г. Чехов (Московская область). Мощность завода составит 25 тыс. тонн продукции в год, на предприятии будет занято 70 человек. Инвестиции в проект составили 25 млн швейцарских франков (около €17 млн). С открытием фабрики компания рассчитывает в ближайшие два-три года удвоить свои продажи в России. До сих пор шоколадную массу и глазурь BC поставлял в Россию со своего польского завода. Открытие собственного производства в Подмосковье в BC объясняют «огромным потенциалом российского рынка». Управляющий директор BC Патрик де Месенейер, ссылаясь на данные Euromonitor, еще год назад прогнозировал, что в 2009 году потребление шоколада в России превысит аналогичный показатель в Великобритании. По оценке коммерческого директора компании «Ай-Си-Эс» Алексея Ражбы, в 2006 году потребление шоколада в России выросло на 15%. Емкость рынка шоколадных изделий по итогам 2006 года оценивается в $3,5 млрд. Шоколадную массу и глазурь от BC в России закупают практически все производители. При этом транснациональные корпорации - Nestle, Mars Inc., Kraft Foods — заключают с швейцарским концерном контракты на глобальном уровне. Поставки BC для Nestle во Францию, Италию и Россию ежегодно составляют 43 тыс. тонн. «Объемы производства шоколадной продукции растут, а наши мощности в России ограничены,- поясняет представитель российского офиса Nestle Марина Зибарева.- Поэтому мы закупаем шоколадную массу у BC в пиковые даты в дополнение к собственному сырью». Председатель совета директоров компании «Конфаэль» Ирина Эльдарханова рассказывает, что пыталась закупать глазурь у российских производителей, однако была вынуждена отказаться от сотрудничества с ними и теперь работает исключительно с BC. «Пусть импортируемая из Польши глазурь дороже, зато мы уверены в качестве, которое сегодня не может гарантировать ни одна российская фабрика»,- отмечает она. Продукция чеховской фабрики BC будет того же качества, что и польская, при этом сократятся сроки доставки, полагает госпожа Эльдарханова. Собственное производство BC в Подмосковье позволит мелким производителям шоколада экономить на логистических услугах при доставке сырья, считает директор по маркетингу Рузской кондитерской фабрики Юлия Бабурина. Однако рассчитывать на снижение расценок на шоколадную массу и глазурь с открытием российской фабрики не стоит, говорят кондитеры. «Наоборот, мы не исключаем даже подорожания,- говорит Ирина Эльдарханова.- Швейцарцы предупреждали, что могут повысить расценки из-за роста мировых цен на сырье». В июле цены фьючерсов на какао-бобы в Лондоне достигли годового максимума, £1146 за тонну. Правда, к началу сентября они подешевели до £960 за тонну. Barry Callebaut образован в 1996 году в результате слияния бельгийской Callebaut и французской Cacao Barry. Концерн сегодня представлен в 24 странах. Выручка в 2006 финансовом году составила €2,734 млрд, EBITDA — €260 млн, чистая прибыль — €117,4 млн. Регионы: Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Ростовская область, Самарская область, Томская областьОставьте комментарий |
Наш адрес:
© 2008 «Институт региональной политики»
|