Новости госкапитализмаЭта вездесущая вертикаль. – Дисфункции вертикали. – Газовая загогулина. – Любители халявы. – Рублем по нанотехнологиям.Рос(с)танкостроение. – Труба преткновения. – Ж/д-дискаунтер. Эта вездесущая вертикаль…Российскую власть отличают две особенности: непреодолимая любовь к гигантизму и стремление распространить свою вертикаль на все сферы общества и экономики. Оставив политическую плоскость, обратимся за примерами к плоскости экономической. Вот уже вертикально встала нефтянка, и, докупив на торгах остатки ЮКОСа, «Роснефть» вышла в лидеры по всем позициям – по добыче, по переработке, по запасам, по количеству АЗС и даже по долгам. Впрочем, с долгами все понятно: во-первых, вместе с дочками ЮКОСа компания приобрела подтвержденные судом обязательства перед ними почти на 10 миллиардов долларов, то есть, по сути, Богданчиков платил на аукционах сам себе. Во-вторых, на балансе «Роснефти» появилось 9,44% собственных акций – почти 9 млрд по нынешней капитализации. В-третьих, часть купленных активов, а именно «Томскнефть», компания удачно продала ВЭБу по сходной цене, обеспечив рефинансирование 3,4 млрд долларов долга за счет российских пенсионеров. В общем-то понятно, что и с оставшимися 50% акциями «Роснефть» будет вполне комфортно управлять своими томскими активами, но зато будет чем окончательно расплатиться за «Юганскнефтегаз» – а то уже неудобно перед кредиторами получается. Красивая, но сомнительная схема для нефтяной промышленности: вместо инвестиций в добычу «Роснефть» и «Газпром» будут еще долго расплачиваться перед кредиторами за покупку ЮКОСа и «Сибнефти» соответственно.
Дисфункция вертикалиЛюбая вертикаль, стоящая ровно или криво, дает своим держателям возможность заработать на хлеб насущный разными законными, но не всегда идеологически выдержанными способами. Например, купило некое ООО «Юнитекс», хозяева которого известны только тов. Артемьеву из ФАС, почти пятьсот АЗС ЮКОСа в Центральной России за 12,5 млрд рублей. А через месяц вдруг продало их «Роснефти», но уже за 16,3 млрд рублей. Сразу же вертится в голове вопрос, а кто же эти счастливчики, разбогатевшие почти на 150 млн долларов? Ведь даже если вычесть зарплату поднимателя карточек на аукционе, генерального директора и главного бухгалтера, которых представили тов. Артемьеву, рентабельность получается куда выше, чем при торговле наркотиками. Скорее всего, эти некто прекрасно знали, что «Роснефть», не проявлявшая до этого никакого интереса к автозаправкам ЮКОСа, через месяц их возьмет и купит. В свою очередь, владельцы ООО «Прана», вероятно, тоже хорошо знали, что они покупают не только офис ЮКОСа и железнодорожные цистерны, но и что-то еще, о чем тов. Ребгун скромно умолчал. И что «Роснефть» потом купит подороже и офис, и торговые фирмы ЮКОСа, и даже цистерны. Выводы, что называется, делайте сами… Та же дисфункция вертикали долгое время позволяла (и позволяет сейчас) совершенно неизвестным общественности лицам получать достойную прибыть от продажи газа в Украину через «РосУкрЭнерго». А с недавних пор – и от продажи нефти «Газпром нефти» через подконтрольные неким лицам трейдинговые структуры. Что ж, госкапитализм – тоже капитализм. Хотя существует и управа на таких «некто» - статья 169 ГК «Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности». Много лет сидела тихо эта статья в Части I Гражданского кодекса, пока не нашли ее ретивые правительственные юристы и с помощью оной экспроприировали на прошлой неделе у незадачливых родственников тов. Рахимова контрольный пакет акций бывшего «Башкирского капитала» (ряд НПЗ и нефтехимических предприятий в Уфе). Хорошая статья, позволяет пересмотреть почти любую сделку. Как говорится в Определении Конституционного Суда РФ от 8 июня 2004 г. N 226-О (выданном как раз в ответ на жалобу ОАО «Уфимский НПЗ»): Понятия «основы правопорядка» и «нравственность», как и всякие оценочные понятия, наполняются содержанием в зависимости от того, как их трактуют участники гражданского оборота и правоприменительная практика, однако они не являются настолько неопределенными, что не обеспечивают единообразное понимание и применение соответствующих законоположен. В переводе на русский это означает, что понятие «нравственности» в гражданском обороте зависит от текущей ситуации и нужд строительства госкапитализма. Ждем-с новостей…
Газовая загогулинаПравда в газовой отрасли вертикаль воткнуть не удалось. Вернее, вертикаль-то стоит, ибо контроль над «Газпромом» удалось обеспечить куда легче, чем над ЮКОСом, но стоит как-то криво. Непослушная вертикаль совершенно не хочет следовать направляющим из Белого дома. Сколько ни жаловались Греф, Кудрин и Чубайс премьеру Фрадкову на «нехорошего» Миллера, который не дает газа, – Миллеру даже не икалось. Хотя странно, куда весь газ делся? В России 26% только доказанных мировых запасов и почти 40% прогнозных, но вот на внутреннем рынке газа не хватает. До сих пор стоит Северо-Западная ТЭЦ в Петербурге, скомканы инвестпрограммы ОГК-6 и других дочек РАО ЕЭС. Конечно, можно развивать в Центре угольную генерацию, но вот беда – уголь надо возить из Кузбасса, а на это уже не хватит пропускной мощности РЖД. Можно и АЭС строить, но тоже незадача: программу развития приняли, а энергетическое машиностроение оказалось не готово создавать по два энергоблока в год – может всего лишь 0,75. Пришлось срочно создавать СП с Alstom, однако не панацея – урана тоже ведь не хватает! Здесь хотя бы надо иметь прогноз добычи газа, чтобы понять, куда энергетику развивать – ан нет! Не дает «Газпром» его ни Грефу, ни Чубайсу, ни даже Фрадкову. Может, Путин знает планы монополиста – но спросить его все об этом стесняются. А коварный «Газпром» тем временем грозится покорить весь европейский и восточноазиатский газовый рынок, купить британскую Centrica и даже кусочек ENI. Слава богу, из Великобритании газового монополиста погнали: дескать, нарушает энергетическую безопасность. Но планы увеличить поставки в Европу и Азию почти на 150 млрд кубометров газа в год остались. Где столько топлива возьмет «Газпром», учитывая, что собственная его добыча давно уже не растет? Можно взять в Туркменистане и Узбекистане, о чем и договорились Путин с Каримовым, Назарбаевым и Бердымухаммедовым в мае. Но хитрый Туркменбаши-2 не желает и дальше находиться в горячих объятиях северного соседа, а мечтает продавать газ по 260 дол. за 1000 кубометров, как все нормальные люди. Одновременно Азербайджан запустил Южно-Кавказский газопровод (Баку – Тбилиси – Эрзурум), так что теперь можно шантажировать Москву Транскаспийской трубой. Хамид Карзай опять предлагает тянуть трубу в Пакистан через родной Афганистан – тоже выход, равно как и газопровод в Китай. Как вы думаете, много ли «Газпрому» в таких условиях продадут в Туркменистане? Кстати, «Газпром» подумал-подумал и все же решил пустить иностранцев в Штокман. Но не всех, а особо избранных, которыми у нас с недавних пор считаются французы. Во-первых, у них не отобрали Харьягу (а могли бы). Во-вторых, дали 25% акций и возможность крупно проинвестировать Штокмановский проект. Взамен Total, по слухам, поделится с кем-нибудь кусочком Харьяги, и этим кем-нибудь будет явно не «ЛУКОЙЛ». Впрочем, палки в колеса могут повставлять норвежцы, которые уже давно раскатали губу на Штокман, поскольку Norsk Hydro принадлежит 40% оного СРП в Харьяге. Однако в ответ на жалобные вопли Statoil «Газпром» сказал, что у него остался еще кусочек Штокмана и он готов им поделиться за хорошее поведение.
Любители халявыКстати об энергетиках. На несчастье сочинцев, вынужденных отныне терпеть у себя не только толпы туристов, но и строителей, РАО ЕЭС и РЖД решили провести коренной апгрейд всей инфраструктуры на побережье за федеральный счет. После объявления Сочи городом проведения Олимпиады в 2014 году инвестпрограмма региона по электроэнергетике увеличилась более чем на 30 млрд рублей – почти до 84 миллиардов. РАО «ЕЭС России» обещает модернизировать и построить здесь 1129 МВт новых мощностей. Поскольку привлечь частных инвесторов будет трудно, обновление энергосистемы почти полностью оплатит государство. Тут речь идет и о подводном кабеле, и о Сочинской ГЭС, и о прочем генерирующем и распределительном хозяйстве. Казалось бы, на такие деньги можно воткнуть ГЭС где-нибудь в энергодефицитном Забайкалье для развития промышленности, но теперь, похоже, Восток страны опять подождет. РЖД тоже в долгу не осталось, рассказав о намерениях освоить 60 миллиардов рублей бюджетных денег на развитие инфраструктуры. Здесь и легкое метро из центра города в Красную Поляну, и скоростная линия от Адлера до аэропорта. Ручаюсь, что Якунин вспомнит еще и о скоростной линии Москва–Сочи, придуманной им под впечатлением от «Синкансена». Якунин подзабыл, что расстояния у нас не японские, и такая дорога обойдется примерно в 180 миллиардов долларов. Не проще ли на куда меньшие деньги построить в сочинском аэропорту вторую взлетно-посадочную полосу, а в Шереметьево – третью, подарить «Аэрофлоту» 20 Боингов-737 и успешно возить всех желающих на Олимпиаду и не только? Кстати, на 60 миллиардов рублей можно было построить в той же Восточной Сибири 500 километров железных дорог, соединив, например, Транссиб с БАМом где-нибудь между Тайшетом и Тындой.
Рублем по нанотехнологиямВот и до гигантомании дошли. У нас же как принято: если телебашня – то самая высокая в мире, если мартеновская печь – то самая большая, если водохранилище – то самое глубокое. Если корпорация по развитию нанотехнологий – то самая богатая. Недавно Госдума приняла в первом чтении законопроект «О Российской корпорации нанотехнологий». По проекту этому «Роснанотех» получит стартовый капитал аж в 5 миллиардов долларов. Израильский и финские венчурные фонды (YOZMA и SITRA), поднимавшие местный хай-тек на заоблачную для России высоту, и рядом не стояли. Впрочем, у нас и масштабы другие… Остаются только два вопроса: что такое нанотехнологии и кто будет осваивать такие деньжищи? Похоже, что это слово всем в правительстве нравится, но вот об остальном наши чиновники имеют весьма смутное представление. Я, кстати, тоже. Зато я посмотрел, кто будет ковать светлое нанотехнологическое будущее страны. Оказывается, самая большая популяция будущих специалистов обитает в Кабардино-Балкарском государственном университете имени Х.М. Бербекова, из которого в следующем году выпустится первая партия нанотехнологов. Они уж точно сумеют освоить эти 5 миллиардов.
Рос(с)танкостроениеДругие вертикали удалось воткнуть в машиностроении. Поскольку машиностроение большое, то простор для втыкания есть, и поместилось их здесь не полторы, как в нефтегазе, а куда больше. Недавно подумал, что Чемезова можно будет назвать человеком года в госкапитализме. Вроде Богданчиков набрал больше, а Греф нараздавал, но Чемезов практически с нуля создал огромного промышленного монстра в лице «Рособоронэкспорта», за что ему отдельное спасибо от почитателей отечественного ВПК. Впрочем, будущее покажет. По стопам Чемезова идут и другие ответственные товарищи во главе с помощником президента Путина Виктором Ивановым и президентом ассоциации производителей станкоинструментальной продукции «Станкоинструмент» Георгием Самодуровым. Они предлагают сформировать холдинг на базе госпакетов акций московских ОАО «Станкоимпорт», ОАО «ВНИИинструмент» и ОАО «ВНИИалмаз», а также ОАО «Микрон» (Владимир). Кроме того, утверждают упомянутые ответственные товарищи, ряд частных компаний «готовы передать часть своих активов в уставный капитал холдинговой компании». Речь идет об Ивановском заводе тяжелого станкостроения, краснодарском ОАО «Седин», московском ОАО «Красный пролетарий» и Петербургском станкостроительном заводе ТБС. По свидетельству знакомого регионального эксперта, для краснодарского завода это единственный выход от зарастания травой: оборудование старое, основное производство дышит на ладан (не от хорошей жизни предприятие занялось выпуском прищепок, карманных фонариков и т.п.), да и с кадрами туго. Не удивлюсь, если на остальных флагманах станкостроения ситуация похожая. Вот интересная задача: к монопольно-командной системе возвращаться не хочется – она однажды уже доказала свою несостоятельность, а иначе не получится – некоторые отрасли вымрут подчистую. Вот и пошла у нас волна создания гигантских холдингов в авиастроении, судостроении, двигателестроении, производстве ВВ, спецметаллургии, композитных материалах, оборонных электронных системах и т.д. Только вот иногда случаются истории про хвост и собаку. Помнится, недавно Шаймиев с Миннихановым долго сопротивлялись вхождению КАПО им. Горбунова в ОАК, а на днях передали туда любопытный документ под названием «Оснащение авиакомпаний России ближнемагистральными самолетами Ту-334». Понятное дело, что уважаемые президент с премьером не сопротивлялись, а просто торговались, но чтобы так быстро! И уже совсем непонятна ситуация, когда под столь благое дело просятся средства из Инвестиционного фонда. Немного, правда, всего 7,5 млрд рублей – на техническое перевооружение и запуск Ту-334 в серийное производство. Впрочем, Татарстан был первым, кто привлек деньги из Инвестфонда совершенно нетрадиционным способом – под НПЗ в Нижнекамске, федеральную выгоду найдя в увеличении стоимости экспортируемой нефти (за счет переработки всей высокосернистой нефти Татарстана внутри республики). В случае с Ту-334, правда, выгоды не столь очевидны. Хотя это как посмотреть. Ту-134 выводится из эксплуатации в течение ближайшего времени. Главным пострадавшим будет «Аэрофлот», который, в отличие от основных конкурентов (S7 и AiRUnion), до сих пор возит пассажиров по России на старых тарантасах. Компания с 2008 года теряет 14 бортов, возместить их нечем, поскольку сертификация продукции Embraer и Bombardier в России успешно срывается, а SSJ будет еще неизвестно когда. Тут и Ту-334 неожиданно подоспел, закрывая собой эксплуатационную дыру, а заодно помогая татарской промышленности осваивать деньги Инвестфонда. Думаю, заступники у этой идеи найдутся не только в Татарстане, главное, чтобы появился механизм лизинга этих самолетов – а то ведь даже «Аэрофлот» не возьмет.
Труба преткновения«Транснефть» не смогла договориться с акционерами КТК во главе с Chevron Corp. о расширении мощностей трубопровода. Ничего удивительного, хотя российский пакет акций нефтепровода передавался из Росимущества к монополии именно с расчетом, что Вайнштоку будет проще решить старую проблему. Напомним, что нефтепровод Тенгиз–Новороссийск («Каспийский трубопроводный консорциум») и терминал Южная Озерейка-2 были введены в действие в 2001 г., и в прошлом году через КТК было прокачано чуть больше 31 млн тонн казахстанской нефти. В принципе проект предусматривал расширение пропускной способности до 67 млн тонн в год. Однако все упирается в то, что КТК для своих частных акционеров никогда не был центром формирования прибыли, поэтому тарифы на прокачку нефти были низки (сейчас – всего около 29 дол. за тонну), ставки по кредитам, привлеченным у своих же акционеров, – высоки (11 – 12%), а момент окупаемости – безнадежно далек. В какой-то момент Россию это перестало устраивать, и она стала блокировать расширение трубы. Но несмотря на очевидную заинтересованность сторон и на тот факт, что пробкам в Босфоре появилась реальная альтернатива в виде строящегося нефтепровода Бургас–Александруполис, договориться акционерам КТК так и не удалось. Однако Россия привлекла дальнобойное и пока безотказное оружие в виде ФНС, которая сразу же вкатила КТК налоговые претензии на 270 млн долларов за два года и стала проверять дальше. Пока еще Chevron, ExxonMobil и Shell не оценили всех масштабов катастрофы, однако у нас есть еще тов. Митволь, с которым Shell уже очень хорошо знакома. Поэтому, думаю, решение не за горами – надо только позвать Росприроднадзор.
Ж/д-дискаунтерИ напоследок – о веселом. Как известно, пассажирские перевозки являются глубоко убыточными для РЖД. Причем настолько убыточными, что компания вынуждена регулярно повышать цены на проезд в поездах дальнего следования. Уже сейчас сложилась ситуация, когда цены на авиаперелет на большинстве направлений ниже стоимости купейного билета, а на некоторых – ниже плацкарты. Например, в Ростов-на-Дону S7 предлагает лететь всего за 1600 рублей, а РЖД – ехать в купе за 3500 руб. или в плацкарте за 1400 руб. При этом пассажирские перевозки для РЖД все равно остаются убыточными. Вообще при таком раскладе рекомендуется делать сэппуку. Однако орлы Якунина вместо этого предложили пустить поезда пониженной комфортности, проезд на которых будет обходиться примерно на 20% дешевле, чем сейчас в плацкарте. Пользующимся время от времени услугами РЖД становится непонятно, куда же еще можно снизить комфортность? Оказывается, можно: достаточно только убрать коврики, биотуалеты (во как!), обогрев вагонов и разместить пассажиров в купе в три слоя – т.е. по шесть человек. Буду внимательно следить за тем, что получится у РЖД. Но тестировать на своей шкуре не буду – здоровье дороже. Лучше переплатить 500 рублей, но долететь до Ростова на «Боинге» за полтора часа. 1 комментарий to “Новости госкапитализма”Оставьте комментарий |
Наш адрес:
© 2006 «Институт региональной политики»
|
Июль 17th, 2007 at 3:38 pm
Очень содержательный обзор. Кратко и понятно. Язык - просто приз зрительских симпатий!!!