Новости госкапитализма (9-22 июля)Хитрый «Газпром». – Облом РЖД. – «Аэрофлот-2». – Новая жизнь. – Ударная стройка госкапитализма. Хитрый «Газпром»Хитрый-хитрый… Как наш газовый монополист поиграл с иностранцами на Штокмане – книжки писать надо и анекдоты сочинять. Все majors хотели войти в этот проект, но в последний момент «Газпром» отменил конкурс и объявил, что разрабатывать месторождение будет сам. Казалось, чего же проще? Всего-то надо научиться добывать газ на шельфе Баренцева моря и найти где-нибудь 15 миллиардов долларов на первый этап. Именно такие гадкие мелочи и мешают великим делам. Поняли это в «Газпроме» и решили иностранцев допустить. Главным претендентом считалась норвежская Statoil – уж кому, как не норвежцам делиться богатым опытом добычи нефти и газа на шельфе северных морей? Но «Газпром» выбрал Total. Об этом я уже писал два недели назад, но сейчас внимание привлекли подробности сделки. «Газпром» и Total делят компанию, которая будет заниматься непосредственно разработкой месторождения, в пропорции 75 : 25. По окончанию первой фазы в 2032 году Total должна будет продать «Газпрому» долю в этой компании, а дальше газовый монополист будет осваивать Штокман самостоятельно. При этом лицензией будет владеть дочка «Газпрома» – «Севморнефтегаз». Газ со Штокмана «Газпром» будет продавать сам себе, а потом заниматься его дальнейшей дистрибуцией. А вот прибыль будет делиться «честно», как сказал сам Миллер, но в детали вдаваться не стал. Вопрос: а что от этого получит сама Total? Газ не дают, лицензия тоже у чужого дяди. А вдруг «Газпром» будет покупать топливо по внутренним ценам? Ну эдак по 20 дол. за 1000 куб. м, а продавать потом в Европу по 260 дол.? Тогда можно прибыль и 50 : 50 делить – затраты все равно не окупятся. Интересно, французы об этом подумали?
Облом РЖДКак известно, РЖД очень неохотно инвестирует в строительство и модернизацию железных дорог, предпочитая перекладывать это на плечи грузоотправителей. Но под дело государственной важности можно и раскошелиться. Таким делом оказалась модернизация линии Карымская – Забайкальск в Читинской области, по которой в Китай экспортируется нефть. После того, как «Роснефть» заняла у китайцев деньги на «Юганскнефтегаз» под будущие поставки, вопрос о расширении железной дороги оказался более чем актуальным. И РЖД тут же вложили 14 миллиардов рублей в модернизацию дороги, выполняя заветы президента и заодно рассчитывая нажиться на незадачливых нефтяниках. Но не тут-то было! Оказывается, что в РЖД совсем забыли о нефтепроводе ВСТО, который «Транснефть» ударными темпами планирует достроить уже в 2008 году. Этот нефтепровод от Тайшета дойдет до Сковородино в Амурской области, соответственно, оставляя не у дел две нефтеналивных эстакады - в Уяре и Мегете, и линию на Забайкальск. Именно об этом сокрушался недавно тов. Якунин, который, видимо, плохо понял намерения тов. Богданчикова. Спрашивается, о чем думали в РЖД, когда вкладывали 20 миллиардов рублей в дороги и нефтеналивные эстакады в Восточной Сибири? Однако повесть о том, как не поняли друг друга Сергей Михайлович с Владимиром Ивановичем, обязательно будет иметь счастливый конец. Во-первых, без РЖД нефтяники все равно никуда не денутся – от Сковородино надо еще довезти нефть до терминала «Транснефти» в бухте Козьмино, и тут РЖД может по полной отыграться, включив в тариф амортизацию линии в Забайкалье. А на случай, если Сергей Михайлович с Семеном Михайловичем пожалуются Владимиру Владимировичу, у РЖД есть беспроигрышный выход – повысить цены на пассажирские перевозки. Пассажиров-то уже давно защищать некому: ФАС занята куда более интересными делами…
«Аэрофлот-2»В продолжение старой темы об отдельно стоящих вертикалях. Есть у нас удивительная отрасль, где вертикаль не стоит, а летает. Называется пассажирский авиатранспорт. Вертикали там много: 52% акций «Аэрофлота», 49% акций AiRUnion, 25% акций S7, целиком и полностью ГТК «Россия», а также ФГУАПы «Кавминводыавиа», «Дальавиа» и т.д. Однако недавно Борис Абрамович при поддержке МЭРТ пролоббировал создание AiRUnion с преимуществом частного капитала, хотя в нем у государства получался контрольный пакет. Но, в конце концов, все порешили, что государство как авиаперевозчик выступает неэффективно, и пусть лучше в новом альянсе будет рулить хозяин «КрасЭйр». Также речь идет о продаже госпакета акций S7, которые «Росимуществу» особо не нужны. Про неэффективность авиационных госкомпаний можно слагать многие тома. «Аэрофлот» со своим «ненавязчивым сервисом», старыми «тушками» и еще более возрастными бортпроводницами – притча во языцех. Сайт ГТК «Россия» (четвертого по величине перевозчика в стране) настолько убог, что даже нельзя купить on-line билет. ФГУП «Дальавиа» недавно приказал долго жить. Из государственного «Шереметьево» сбежали в «Домодедово» все авиакомпании, которые могли сбежать. Остались только государственные «Аэрофлот», ГТК «Россия», «Ямал» и иностранные клиенты «Шереметьево-2» (только потому, что пропускная способность «Домодедово» уже на пределе). На внутреннем рынке частные AiRUnion, S7, «Трансаэро», ВИМ-Авиа давно уже теснят госкомпании. Самое логичное решение - это продать весь несостоятельный балласт «Росимущества», избавившись от головной боли и осчастливив пассажиров. Однако не тут-то было! Почивший было ФГУП «Дальавиа» подарили «Аэрофлоту». Теперь ФГУП «Кавминводыавиа» (пока еще вполне живой) планируется объединить с ГТК «Россия». Слить госкомпании — дело нехитрое. Однако будет ли хоть какой-нибудь эффект от этого?
Новая жизньМы уже ТАПОиЧ похоронили, решив, что ничего, кроме кастрюль, флагман узбекской промышленности делать не может. Началось все с того, что в конце 2006 г. Ташкентский авиазавод получил субподряд по строительству 38 Ил-76 и Ил-78 в рамках китайского заказа, чем сильно «обрадовал» «Рособоронэкспорт». Сергей Чемезов заявил о «больших сомнениях в том, что ташкентские авиастроители вообще способны построить то количество самолетов, которое они законтрактовали». Китаю предложено аннулировать контракт, заключив новый – на поставку более современной версии военно-транспортных самолетов Ил-76МФ. Его исполнителем предполагается ульяновский авиазавод «Авиастар-СП», на котором с 2010 года планируется развернуть серийное производство Ил-76. Схема, в общем-то, проста: сначала актив доводится до безжизненного состояния (ибо у ТАПОиЧ других покупателей нет), потом покупается по сходной цене. Уже в апреле было заключено соглашение об эксклюзивной продаже до 2010 года всех самолетов ТАПОиЧ через структуры ОАК. А на прошлой неделе Сергей Иванов объявил, что «Ташкентское авиационное производственное объединение имени Чкалова» войдет в ОАК. Вот только зачем?
Ударная стройка госкапитализмаИ напоследок – немного приятного. «Транснефть» сварила тысячный километр нефтепровода ВСТО. Сие знаменательное событие почтили главы осчастливленных трубой регионов и чиновники Минпромэнерго высокого уровня. Сам Семен Михайлович радостно размахивал персональной каской, в которой он уже 14 лет строит трубы, славил строителей и нефтяников. И себя тоже славил: мол, и быстро работаем, и слаженно, и даже перенос нефтепровода от Байкала к Лене на сроки строительства не повлиял (хотя нехорошие экологи долго норовили испортить «Транснефти» жизнь). Даже сравнил свое детище с БАМом. И правильно сравнил. БАМу-то уже тридцать лет и три года, а до сих пор не окупился. Госкапитализм, в общем-то, не предполагает оценку экономической эффективности стратегических проектов - на то они и стратегические. РЖД тоже модернизировали линию Карымская–Забайкальск под стратегические нужды. Вот и в нашем случае тариф на прокачку не определен, срок окупаемости наступает приблизительно в 2028 году, нефтяники, как оказывается, со своими скважинами к строительству трубы не поспевают. Но нефтепровод строится, пусть даже его стоимость уже выросла в два раза. Строится, потому что надо. Оставьте комментарий |
Наш адрес:
© 2006 «Институт региональной политики»
|