Стратегии государственных корпорацийНовый статус «Рособоронэкспорта». – Как получить «АвтоВАЗ»? – Башкирские интересы «Газпрома». – Странная реформа РЖД. Генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергей Чемезов недавно предложил Владимиру Путину создать государственную корпорацию, в которую на равных войдут и сам «Рособоронэкспорт», и подконтрольные ему промышленные предприятия – «АвтоВАЗ», «ВСМПО-Ависма» и другие. Во главе будет стоять управляющая компания, на 100% принадлежащая государству. Возможно, одной из причин создания госкорпорации стало введение санкций США против российского экспортера вооружений в августе 2006 года. Таким способом удастся отделить госпосредника, торгующего оружием, от его гражданских активов. Американцы были также недовольны прямым государственным контролем над «ВСМПО-Ависма». Авиастроительные корпорации США – основные покупатели российского титана, и на этом основании утверждалось, что Москва будет обладать информацией о производстве американских боевых самолетов. Опираясь на это, конкуренты могут пролоббировать запрет на закупки титана из России. Но главной причиной переформатирования «Рособоронэкспорта» в госкорпорацию называется оптимизация оперативного управления компанией. За несколько последних лет «Рособоронэкспорт» превратился в огромный концерн, получив пакеты акций нескольких крупных промышленных компаний. Но статус ФГУПа не позволяет принимать многие оперативные решения. Например, приходится согласовывать в верхах сделки стоимостью выше 10% уставного фонда, что приводит к неоправданным потерям времени. Решением этой проблемы, по мнению менеджмента компании, может быть создание государственной корпорации.
Пока решается вопрос с собственным статусом, «Рособоронэкспорт» намерен получить в собственность контрольный пакет акций крупнейшего российского производителя автомобилей – «АвтоВАЗа» – с минимальными издержками. Сейчас фактически завод владеет самим собой: 66,5% голосующих акций принадлежат его «дочкам», главные из которых AVVA (38,43%) и ЗАО «ЦО «АФК» (25,99%). «АвтоВАЗ» владеет 86% AVVA, AVVA вместе с «АвтоВАЗом» владеют 60% «ЦО «АФК». По сути, «АвтоВАЗ» контролирует председатель совета директоров – именно он голосует контрольным пакетом акций завода, принадлежащим «дочкам» компании. Возглавив завод в 2005 г., менеджеры «Рособоронэкспорта» сразу пообещали ликвидировать перекрестную схему собственности. Разработать схему ликвидации перекрестного владения акциями «Рособоронэкспорт» поручил «Тройке Диалог». Основное предложение «Тройки Диалог» – превращение 66,5% голосующих акций «АвтоВАЗа», которыми сейчас владеют «дочки» завода, в казначейские с последующим погашением. Таким образом, «Рособоронэкспорту» не придется выкупать контрольный пакет акций у самого «АвтоВАЗа», а «Тройка Диалог» уже собрала для «Рособоронэкспорта» 17% акций завода, которые станут контрольным пакетом после ликвидации перекрестной структуры собственности.
«Газпром» претендует на ряд нефтехимических активов в Башкирии. В их число входят «Салаватнефтеоргсинтез» и стерлитамакский «Каучук». Продать 53,92% принадлежащих правительству республики акций «Салаватнефтеоргсинтеза» (которые находились в доверительном управлении «Газпрома») Башкирия решила еще в прошлом году. В ноябре министерство имущественных отношений республики даже объявило спецаукцион, но за неделю до подведения результатов торгов сообщило о его отмене. «Газпром» считается наиболее вероятным претендентом на СНОС, особенно после обещания Алексея Миллера потратить в 2007 году на газификацию Башкирии 500 млн рублей. Возможность покупки «Каучука», технологически связанного с предприятиями «СИБУРа», также рассматривается не первый год, но экономическая целесообразность приобретения этого актива пока под вопросом.
Реформирование железнодорожной отрасли понемногу отходит от своего радикального варианта. На днях РАО «РЖД» удалось отстоять свою целостность – весь парк грузовых вагонов останется у госкомпании. Постепенно подвижной состав РЖД разделят между двумя «дочками» монополии – к такому компромиссу после полугода споров пришли Минтранс и РЖД. Первая «дочка» может быть создана уже в этом году, а в 2008 - 2009 гг. до 49% ее акций постепенно могут быть размещены на бирже: сначала на российской, затем на западной. Вторая «дочка» появится позднее, когда станет понятно, эффективно ли работает первая. При этом первая «дочка» должна получить парк для перевозки нефти, нефтепродуктов, удобрений, щелочных металлов и газов – там, где РЖД давно потеряла доминирующее положение (к началу 2006 г. доля РЖД в этих перевозках не превышала 25%). Логика подобного реформирования довольно туманна и вряд ли приведет к усилению конкуренции в сегменте грузовых перевозок и повышению эффективности работы РЖД. Также госкомпания хотела пассажирские перевозки в дальнем следовании передать еще одной «дочке», но Минтранс потребовал, чтобы пассажирская компания напрямую принадлежала государству и только вместе с вокзалами. В итоге Минтранс и РЖД договорились, что пассажирскими перевозками в дальнем следовании займется новая госкомпания, которая получит не только поезда, но и вокзалы. Правда, появится она не раньше 2009 г. и 100% ее акций предполагается передать в доверительное управление РЖД. Регионы: Башкортостан РеспубликаОставьте комментарий |
Наш адрес:
© 2006 «Институт региональной политики»
|