Региональные стратегии государственных корпорацийХлопонин делит ЮКОС. – «Газпром» проявляет интерес к проекту «Сахалин-1». – Одна «Транснефть» вместо двух. – «Совкомшип» или «Новофлот»? – 450 самолетов за 5 лет. – Объединенному судостроению быть! На минувшей неделе в центре обсуждения оказалась топливная промышленность Красноярского края. Во-первых, принадлежащая на 50% «Газпром нефти» компания «Славнефть» анонсировала проект строительства нефтепровода от Куюмбинского месторождения нефти в Эвенкийском муниципальном районе края до железнодорожной станции Карабула в Нижнем Приангарье. Протяженность нефтепровода составить 320 км, примерная пропускная способность - более 1 млн т нефти в год, стоимость – около $330 млн. Согласно планам компании, в дальнейшем нефтепровод может быть продлен до ст. Нижняя Пойма и соединится с существующей системой нефтепроводной системы «Транснефти». Видимо, внушение от премьера Михаила Фрадкова не прошло даром, и компании начнут активнее осваивать месторождения в Восточной Сибири. А раздел имущества ЮКОСа идет своим чередом, причем не всё, очевидно, достанется «Роснефти» и «Газпрому». Случайно или нет, но практически одновременно с планами «Славнефти» губернатор Красноярского края Александр Хлопонин заявил, что ранее принадлежащий ЮКОСу Ачинский НПЗ может быть выкуплен в госсобственность. По его словам, в этом случае может быть реализована схема поставок на НПЗ нефти с месторождений в Нижнем Приангарье.
«Газпром» начал переговоры о сотрудничестве с Exxon Mobil Corp. в рамках проекта «Сахалин-1». Речь пока не идет о покупке контрольного пакета акций проекта – «Газпром» всего лишь обратился к участникам «Сахалина-1» с призывом отказаться от газопровода в пользу СПГ. Exxon Mobil, возглавляющий проект, хотел бы экспортировать газ по трубопроводу Сахалин – Хабаровск – Владивосток – Китай в КНР, но не может найти покупателя. В то же время российский газовый монополист, владеющий контрольным пакетом соседнего проекта «Сахалин-2», имеет долгосрочные контракты с Японией, США и Южной Кореей на поставку СПГ, экспорт которого планируется начать в 2008 году с терминала на юге Сахалина. «Газпром» заинтересован в переориентации всего сахалинского газа на свой завод по производству СПГ, мощности которого можно пропорционально расширить, в то же время заместив сахалинский газ в поставках Китаю собственным с месторождений на Ямале и в Восточной Сибири.
Две государственные трубопроводные компании объединяются. Премьер-министр РФ Михаил Фрадков направил в администрацию Президента документы, описывающие схему объединения «Транснефти» и «Транснефтепродукта». Поглощение «Транснефтепродукта» планируется осуществить за счет допэмиссии акций «Транснефти». Сначала ОАО «Транснефтепродукт» будет исключено из списка стратегических предприятий, затем акции «Транснефтепродукта» будут оценены и переданы в уставный капитал «Транснефти», при этом монополии надо будет провести допэмиссию акций (акциями «Транснефтепродукта» государство оплатит дополнительные обыкновенные акции монополии). А дополнительная эмиссия привилегированных акций, возможно, будет размещена на бирже.
Определилась процедура слияния еще двух транспортных госкомпаний. Речь идет о затянувшемся процессе объединения ОАО «Совкомфлот» (100% акций в госсобственности) и ОАО «Новошип» (госдоля с учетом бумаг дочерних компаний пароходства – 87,4%) – двух крупнейших отечественных танкерных операторов. Объединение произойдет путем внесения в уставной капитал «Совкомфлота» 67,13% акций «Новошипа», принадлежащих государству. Для оплаты сделки «Софкомфлот» разместит на бирже допэмиссию своих акций (ее объем будет рассчитываться исходя из оценок госпакета «Новошипа» – все пароходство оценивается примерно в 0,85 – 1,0 млрд долларов). После слияния общие активы составят более 4 млрд долларов, по дедвейту флота новая компания станет второй среди классических танкерных компаний (на первом месте Frontline, на третьем - Teekay) и четвертой с учетом индустриальных перевозчиков – японских Mitsui O.S.K Lines и Nippon Yusen Kaisha. Общий флот «Совкомфлота» и «Новошипа» – 113 судов, в том числе 97 танкеров (без учета заказанных). При этом «Новошип» сохранит самостоятельное юридическое лицо и регистрацию в Новороссийске, соответственно, не будет негативных последствий для бюджета Краснодарского края. Однако адекватность решения правительства из двух больших и успешных компаний сделать одну гигантскую остается под вопросом: ряд экспертов полагает, что новая компания столкнется с серьезными организационными трудностями.
Из отечественного авиапрома доносятся только хорошие новости, вот и на этот раз ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» объявило о новом этапе сотрудничества с Внешэкономбанком: ВЭБ до конца года приобретет не менее 10% акций ГСС. Также, напомним, в начале 2008 года может быть завершена сделка по приобретению итальянской Alenia Aeronautica пакета ГСС в размере 25% плюс 1 акция. «Гражданские самолеты Сухого» таким образом активно привлекают финансирование под весьма амбициозную программу создания регионального лайнера Sukhoi SuperJet-100. А тем временем ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) скорректировала перспективный план производства магистральных пассажирских самолетов на ближайшие пять лет. Представленный ОАК на рассмотрение Военно-промышленной комиссии при Правительстве перспективный производственный план на период 2008 – 2012 годы предусматривает изготовление на российских авиационных заводах более 450 магистральный пассажирских самолетов различного класса. Речь идет об изготовлении более 50 Ту-334 (решается вопрос о возобновлении серийного производства), более 100 Ту-204/214, 20 Ил-96, более 200 самолетов региональных самолетов SuperJet-100, разрабатываемых ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», и более 70 самолетов Ан-148. Правда, за счет чего отечественный авиапром, который в 2006 году выпустил целых 12 лайнеров, сможет столь серьезно нарастить производство, а также кто будет покупателем всей этой техники, пока не уточняется. Зато на прошедшей в Москве под эгидой Совета Федерации, Роспрома и «Рособоронэкспорта» Всероссийской конференции, посвященной развитию оборонно-промышленного комплекса, представитель «Рособоронэкспорта» назвал удручающие цифры, показывающие реальное состояние военно-промышленного комплекса страны. Износ оборудования в среднем составляет в отрасли 67%, а есть секторы, где этот показатель еще хуже, в частности в радиоэлектронном комплексе – 74%. На технологическое переоснащение предприятий российской «оборонки» ежегодно требуется порядка 140 млрд рублей бюджетных средств, в то время как сейчас эта цифра составляет порядка 30 млрд рублей. Каким образом это соотносится с планами резкого увеличения производства в некоторых отраслях – вопрос неоднозначный.
Но главная новость недели в госсекторе пришла из судостроения. Указом Президента была образована ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). Она будет учреждена в 4-месячный срок, а 100% ее акций будут находиться в госсобственности. Указ предусматривает также учреждение на правах дочерних акционерных обществ ОСК трех крупных региональных структур: «Западный центр судостроения» в Санкт-Петербурге, «Северный центр судостроения и судоремонта» в Северодвинске и «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» во Владивостоке. В ОСК войдут практически все государственные судостроительные активы и проектно-конструкторские бюро, в том числе преобразованные из ФГУП в ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро», «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро», «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург), «Машиностроительное предприятие «Звездочка» (Северодвинск), «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (Северодвинск), Дальневосточный завод «Звезда» (Большой Камень, Приморский край), «Хабаровский судостроительный завод» и др. предприятия, а также находящихся в федеральной собственности 20.96% акций ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург), 33.53% акций ОАО «Завод «Красное Сормово» (Нижний Новгород) и 51% акций ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (Калининград), 10% акций ОАО «Николаевский-на-Амуре судостроительный завод» (Николаевск-на-Амуре Хабаровского края), 20% ОАО «Амурский судостроительный завод» (Комсомольск-на-Амуре). Предполагается, что путем консолидации активов и создания одного вертикально-интегрированного холдинга появится возможность восстановить позиции России на мировом рынке гражданского судостроения и укрепить позиции военного судостроения, которое в последнее время испытывает серьезное недоинвестирование в проектные разработки и модернизацию производственных мощностей. Регионы: Краснодарский край, Красноярский крайОставьте комментарий |
Наш адрес:
© 2006 «Институт региональной политики»
|