Ваше имя:

Имя адресата:

Email адресата:

Ссылка: http://www.regionalistica.ru/obzor/weekly/may0707/fedpol070507/
Институт региональной политики
Информация об институте
Направления деятельности:

Итоги 7-13 мая Отправить ссылку  версия для печативернуть оформление

Федеральная политика и регионы (1-14 мая)

Анна Осетрова

Что будет с российскими портами: в Мурманске прошло совместное заседание президиума Госсовета и Морской коллегии при правительстве РФ.Во всем виноват Чубайс!РАО ЕЭС вдвое повысило тарифы для энергонезависимой Мурманской области.Аварии на шахтах поможет остановить «Газпром»?

2 мая в Мурманске под председательством президента В. Путина прошло совместное заседание президиума Государственного Совета РФ и Морской Коллегии при правительстве РФ, посвященное проблемам развития инфраструктуры морского транспорта в России.

Президент напомнил собравшимся, что развитие морского транспорта – приоритетное направление инфраструктурного развития вообще, поскольку от уровня его конкурентоспособности зависит эффективность интеграции России в мировую транспортную систему и развитие всей российской экономики. При этом главными «болевыми точками» системы морского транспорта является портовая инфраструктура: общая нехватка портовых комплексов и зачастую неудовлетворительное состояние существующих портов на Балтике, Черном море, Дальнем Востоке и Северном морском пути.

На сегодняшний день морской транспорт является, пожалуй, наиболее востребованным и перспективным в общемировом масштабе. С его помощью выполняется почти 90% всех грузовых международных перевозок, а в России около 60% внешнеторгового грузооборота приходится именно на этот вид транспорта. Несмотря на то, что в настоящее время в России действует шестьдесят два морских порта, российские грузопотоки продолжают идти через иностранные порты, поскольку отечественные категорически не отвечают современным требованиям и потребностям российской экономики. Отечественные судовладельцы в этих условиях начинают вкладывать деньги в развитие иностранных портов. 60,3% российских грузоперевозок осуществляются под удобными для российских судовладельцев иностранными флагами, и число таких судов постоянно растет.

Причем, обвинять российский портовый бизнес здесь вряд ли уместно, поскольку бизнес есть бизнес, и он развивается там, где выгоднее. А в Европе предлагают освобождение от налогов на имущество, нулевой налог на прибыль на 10 лет и бесплатную аренду на 40 лет. В итоге объем перевозок в иностранных портах за счет российских грузоперевозчиков увеличился на 21% за последний квартал текущего года, а объем в российских портах – только на 5%.

Руководство страны, кажется, это видит и понимает, что нужно менять ситуацию. Возможно, поэтому тема совершенствования отечественного портового хозяйства со стабильной регулярностью звучит на федеральном уровне. Прошедшее мероприятие не стало исключением. В частности, президент России предложил приступить к разработке новой федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России на 2010 - 2015 годы». Причем, акцент предлагается сделать на обеспечении подходов к портам необходимой железнодорожной и автомобильной инфраструктурой, создании крупных логистических центров на основе принципов государственно-частного партнерства. Видимо, для этого на заседание были приглашены министр транспорта РФ И. Левитин и президент ОАО «РЖД» В. Якунин.

Также серьезно обсуждается вопрос о создании в крупнейших российских морских портах особых экономических зон с льготным режимом налогообложения. Главными претендентами на ОЭЗ являются дальневосточные порты Ванино (Хабаровский край) и Находка (Приморский край), северо-западные Усть-Луга (Ленинградская область) и Мурманск, южные Новороссийск и Туапсе (Краснодарский край). Первым этапом реализации этого начинания стало поручение президента, связанное с необходимостью решения вопросов землепользования в зонах морских портов.

 

Также в ходе поездки В. Путина в Мурманскую область он встретился с главой региона Ю. Евдокимовым. Похоже, что у российского президента действительно трепетное отношение к этому субъекту Российской Федерации, потому что с Ю. Евдокимовым он встречается уже в третий раз в этом году.

Здесь речь опять-таки шла о состоянии Мурманского транспортного узла и планах по его развитию. Мурманский порт - крупнейший заполярный порт России, доступный для круглогодичного захода океанских судов. В отличие от других портов Северо-Западного региона России, не замерзает круглый год. Кроме этого, через него осуществляется выход на трассу Северного Морского Пути. Поэтому его значение для российской транспортной системы и экономического развития в целом сложно переоценить, а вопрос о его развитии является чрезвычайно актуальным.

На встрече президента РФ с мурманским губернатором было принято решение о создании управляющей компании по развитию Мурманского транспортного узла, которая должна будет заниматься взаимодействием с инвесторами и федеральными властями. Скорее всего, именно эта компания станет организатором участия Мурманского порта в конкурсе на внедрение портовых ОЭЗ или заявки в Инвестиционный Фонд РФ.

Позднее, уже на заседании Госсовета и Морской коллегии В. Путин объявил о необходимости создания Арктического совета под председательством главы российского правительства, который будет курировать вопросы развития Арктической зоны РФ в целом и возрождение полноценного грузопотока по Северному морскому пути.

Однако наиболее животрепещущей темой встречи стало обсуждение двукратного увеличения тарифов на электроэнергию в регионе и проблем, которые это может вызвать. Дело в том, что РАО ЕЭС России и Федеральная служба по тарифам решили в течение одного года «подравнять» тарифы на Северо-Западе. Причем Мурманская область технологически не связана с Единой энергетической системой страны, она энергетически самодостаточна. В итоге, трейдинговые подразделения РАО ЕЭС покупают электроэнергию на региональных генерирующих мощностях по 35 копеек и тут же продают ее потребителям по 67 копеек. По словам губернатора, этим создается видимость того, что электроэнергия покупается где-то в Иркутской области или в Оренбурге.

Ю. Евдокимов считает, что это просто противозаконно и очень критично для экономики возглавляемого им региона. Действительно, дешевая электроэнергия – это один из основных факторов размещения в регионе крупных промышленных производств, и увеличение тарифов может нанести существенный ущерб бюджету области и отразиться на эффективности работы предприятий, в первую очередь, предприятий цветной металлургии. О своем видении проблемы губернатор поспешил доложить главе государства. В. Путин, в свою очередь, распорядился подготовить проект резолюции в адрес ФАС и РАО ЕЭС с целью ликвидации сложившейся ситуации.

 

3 мая В. Путин встретился с губернатором Кемеровской области А. Тулеевым. Поводом для встречи стал доклад губернатора о ходе расследования причин аварии на шахте «Ульяновская», которая произошла 19 марта. Глава Кемеровской области сообщил, что обещанная помощь шахтерским семьям оказана в полном объеме. Серьезным вопросом остается проблема обеспечения безопасности труда шахтеров. По мнению А. Тулеева, необходимо значительное ужесточение законодательных требований к ведению угледобывающей деятельности на федеральном уровне, усиление ответственности собственников и руководителей предприятий за безопасность труда, внедрение новой техники и технологий, ужесточение трудовой дисциплины на угледобывающих предприятиях.

В частности, прозвучало предложение об усиление роли и влияния на безопасность труда со стороны Ростехнадзора: необходимо закрепить за этой структурой больше полномочий, вернуть утраченное значение инспекторам службы на шахте. Еще одним способом повышения безопасности шахтерского труда является налаживание добычи метана из угольных пластов. Такие разработки уже ведутся совместно с ОАО «Газпром», учеными-угольщиками, собственникам предприятий.

 

Активно развивается и сотрудничество угольщиков и «Газпрома» в направлении замещения газовой генерации угольной. Это оправдано с экологической точки зрения и принципами экспортной политики России в сфере реализации газового топлива. Если прежде угольные станции заменяли газовыми из экологических соображений, то современные технологии позволяют строить экологически чистые угольные электростанции. Кроме этого, угольное топливо в перспективе станет единственной альтернативой газу, т.к. в отличие от газа в стране нет дефицита угля. Разведанных российских запасов энергетического угля хватит еще на 400 - 500 лет.

А.Тулеев сообщил президенту, что передал председателю правительства РФ перечень первых двадцати семи газовых электростанций России, которые можно перевести на уголь. Эти объекты выбраны совместно с «Газпромом». Их переоборудование на уголь будет стоить гораздо дешевле, поскольку предполагает строительство на газовых станциях новых угольных блоков. Это позволит использовать существующую производственную инфраструктуру: подъездные пути, выгрузочные приемные пункты, агрегаты, котлы и другое оборудование. Отметим, что перевод этих станций на уголь высвобождает 27 млрд куб. м газа, что в случае его экспорта даст «Газпрому» около 5,4 млрд долларов дополнительных доходов. Кроме этого, эти проекты привели бы и к росту добычи угля на 30 млн тонн в год.

Регионы: Кемеровская область, Мурманская область

Оставьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <em> <i> <strike> <strong>

Наш адрес:

  • Россия, 105066, Москва,
    ул. Нижняя Красносельская, д. 40/12, бизнес-центр «Новь»
  • e-mail:
  • Телефон: (495) 987-3755,
    (495) 987-3756,
    (495) 987-3758

    Факс: (495) 987-3759
  • Схема проезда Схема проезда









































Электоральная география.com - политика на карте

Журнал ПОЛИТЭКС - ПОЛИТическая ЭКСпертиза



Наша кнопка:
Институт региональной политики

© 2006 «Институт региональной политики»