Федеральная политика и регионыГлобальные проблемы соседствуют с локальными: В. Путин встретился с губернатором Самарской области К. Титовым. – Федеральный центр заплатил регионам за свои инициативы. – Регион региону рознь: опубликован доклад ПРООН «Регионы России: цели, проблемы, достижения». – Москва стратегическая: одобрена концепция Стратегии развития столицы до 2025 г. Центральным событием прошедшей недели стал саммит Россия-ЕС, который 17 мая принимала Самарская область. Резиденцию российского президента «Волжский утес» посетили сам В. Путин, канцлер Германии Ангела Меркель и председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. 18 мая состоялось менее заметное, но весьма значительное в региональном контексте событие. Речь идет о рабочей встрече президента В. Путина и губернатора Самарской области К. Титова, которая традиционно была посвящена обсуждению проблем и перспектив социально-экономического развития региона. К. Титов начал с чрезвычайно популярного на федеральном уровне сюжета: развития нанотехнологий. Губернатор предложен президенту поддержать создание в Самаре регионального межведомственного центра развития нанотехнологий на принципах софинансирования. Теоретический и кадровый задел для этого в регионе уже создан, но, как всегда, не решена проблема финансового обеспечения работы. Естественно В. Путин не смог не пообещать федеральную поддержку. Помимо планов по внедрению новых проектов, самарский губернатор обратил внимание на готовность региона к выпуску новой ракеты «Русь», промышленное производство которой по непонятным для него причинам перенесено на сентябрь 2012 года. Напомним, что новый тип ракет разработан в самарском ракетно-космическом центре «ЦСКБ-Прогресс» и представляет собой модернизированный вариант ракетоносителей «Союз». Отличие этой модификации от ее знаменитого предшественника заключается в том, что он сможет выводить на орбиту корабль с грузом не семь, а восемь с половиной тонн. К. Титов обратился к президенту с просьбой решить проблему переноса сроков запуска промышленного выпуска новых ракет. К. Титов отдельно коснулся темы строительства и реконструкции автомобильных дорог в регионе. Основную проблему, по его словам, составляют дороги областного подчинения: на их содержание катастрофически не хватает средств и требуется помощь федерального центра. Эта ситуации не уникальна и проблема действительно существует. Как известно, расходы эксплуатацию и ремонт автомобильных дорог регионального значения полностью ложатся на бюджеты субъектов РФ, подавляющее большинство которых на сегодняшний день дефицитны. В большинстве случаев средств на поддержание таких дорог в приемлемом состоянии не хватает, а значительные нагрузки с каждым днем усугубляют ситуацию. При этом региональные дороги зачастую выполняют функции дорог-дублеров федеральных трасс или соединяют их между собой, т.е. являются составной частью общефедеральных инфраструктурных коридоров и принимают на себе значительный транспортный поток. В структуре расходов федерального бюджета такая ситуация никак не отражается. Остается надеяться, что президент услышит просьбу губернатора Самарской области и предложит решение проблемы.
16 мая президент подписал закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год» в интересах субъектов РФ. Закон предусматривает перераспределение 2,238 млрд руб. бюджетам субъектов РФ на реализацию полномочий, переданных им в соответствии с Лесным кодексом. Среднее увеличение средств для каждого субъекта составило 34%. Кроме этого, в законе прописано выделение дополнительных субвенций в размере 183 млн рублей Ленинградской области, Корякскому и Ненецкому автономным округам субвенций на реализацию отдельных полномочий РФ в области лесных отношений. Закон также определяет направление 100 млн руб., предусмотренных на господдержку судостроения, в качестве вклада РФ в уставной капитал ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (г. Санкт-Петербург) и ее дочерних компаний ОАО «Западный центр судостроения» (г. Санкт-Петербург), «Северный центр судостроения и судоремонта» (г. Северо-Двинск Архангельской области), «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (г. Владивосток). Это событие связано с принятием важных для лесопользования и судостроения федеральных документов, финансирование которых не было предусмотрено в бюджете на текущий год (напомним, он был подписан президентом в декабре прошлого года). Теперь это нормативное противоречие официально устранено. Можно говорить о том, что федеральный центр заплатил регионам за свои инициативы.
На минувшей неделе был опубликован доклад российского представительства Программы развития ООН (ПРООН) «Регионы России: цели, проблемы, достижения». Акцент документа сделан на изучении «индекса развития человеческого потенциала», который увеличился практически во всех регионах, однако в «сильных» регионах ситуация улучшалась быстрее, чем «слабых», в результате неравенство социально-экономического положения еще более усилилась. Различия между регионами теперь настолько велики, что напрашиваются сравнения с другими странами. Экономисты Всемирного банка подсчитали, что, если бы регионы России были государствами, по ВРП они заняли места с 32-го по 119-е из 173 стран. Эксперты ПРООН оценили также доли населения, живущего в регионах с разными показателями индекса человеческого потенциала. В развитых (таких регионов только четыре) живет 15% населения, в регионах с показателем выше среднего по стране — 11% населения, ниже среднего — 68%, в беднейших — 6%. Очевидно, что проблема сглаживания существующих диспропорций регионального развития – одна из ключевых задач федеральной власти. Но как это сделать пока совершенно не ясно. Основным инструментом выравнивания на текущий момент, как известно, является перераспределение доходов с помощью бюджетных трансфертов. Создаются и новые инструменты — приоритетные национальные проекты, Инвестиционный фонд, особые экономические зоны, которые за счет развития отдельных отраслей и инфраструктурных проектов должны способствовать региональному развитию регионов. Однако в целом политика федеральная региональная политика оказывается малоэффективной. Основным предложением экспертов ПРООН, способным переломить ситуацию и обеспечить эффективную ликвидацию региональных диспропорций, является, казалось бы, простой путь: для разных регионов нужны разные цели и разные стратегии развития и лучших результатов достигают программы, разработанные на местах, что предполагает децентрализацию ресурсов и более значительная самостоятельность регионов. С этим тезисом сложно не согласиться, однако в современных политических условиях реализация такого сценария, видимо, малореальна.
16 мая на заседании правительства Москвы был одобрен проект Стратегии развития г. Москвы на период до 2025 года. По замыслу Юрия Лужкова приоритетами первого для российской столицы стратегического документа должны стать
Главный акцент был сделан на необходимости решения жилищной проблемы. Для этого, по глубокому убеждению мэра столицы, следует озаботиться ростом доходов горожан и пересмотреть систему строительства жилья в Москве в пользу молодых семей и малообеспеченного населения, а не жилья, которое строит инвестор и продает по спекулятивным ценам. Способы решения остальных стратегических задач озвучены не были, т.к. это должно быть сделано до октября 2008 года, когда мэрия планирует закончить разработку самой стратегии развития Москвы до 2025 года. Эту задачу столичные власти планируют доверить ученым и экспертам в области стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития регионов. Конечно, само по себе намерение московских властей создать долгосрочную стратегию развития города позитивно. Тем более, Москва, пожалуй, единственный в России город-миллионник, не имеющий такого документа, что как минимум странно, как максимум не допустимо. Причем, проблемы из-за его отсутствия возникают постоянно. Современная ситуация такова, что в Москве сейчас все решается на уровне отдельных домов, единая пространственная логика, официально закрепленная в стратегических документах, практически отсутствует. Очевидно, что такой подход требует пересмотра. Кроме этого, Москве надо наконец определиться, предназначена она для бизнеса, для туризма или для промышленности. Совмещать все это в равнозначных масштабах все сложнее. Это не означает, что все остальные направления, кроме приоритетного, будут ликвидированы. Однако ранжирование целей и задач должно быть, по крайней мере, оформлено. Регионы: Самарская область, МоскваОставьте комментарий |
Наш адрес:
© 2006 «Институт региональной политики»
|