Ваше имя:

Имя адресата:

Email адресата:

Ссылка: http://www.regionalistica.ru/obzor/weekly/archive/y2007/may_2007/may1407/regbiz140507/
Институт региональной политики
Информация об институте
Направления деятельности:

Итоги 14-20 мая 2007 Отправить ссылку  версия для печативернуть оформление

Региональные стратегии крупного бизнеса

Владимир Краснослободцев, Андрей Крамаренко

Опять не хватило газа.Новый газ для ТГК-8.Новая гавань.Связь третьего поколения.Солнечный кремний.Толмачево – сибирские Шушары.Строительная империя Олега Дерипаски планирует расширение.

Все больше строительных починов российских энергетиков упираются в глухую стену «Газпрома». Вслед за Северо-Западной ТЭЦ в Санкт-Петербурге и двумя новыми энергоблоками ОГК-6 под Москвой и Санкт-Петербургом с дефицитом голубого топлива столкнулось РАО «ЕЭС России», которое планировало строительство второго энергоблока на Калининградской ТЭЦ-2. Первый энергоблок на станции РАО ЕЭС запустило в октябре 2005 г., прошлой осенью планировалось начать строительство второго – тоже на 450 МВт. Проблемы станции заключаются в износе газотранспортной системы, которая может пропускать лишь 1,2 млрд куб. м газа в регион (первый блок ТЭЦ получает половину этого газа, хотя для работы на максимальной мощности ему нужно до 750 млн куб. м) и в нежелании «Газпрома» поставлять больше топлива на внутренний рынок.

 

На Юге России энергетики уже сейчас рассматривают возможности избавиться от монополии «Газпрома» в поставках топлива. Сейчас ТГК-8 («Южная генерирующая компания») 85% газа для своих электростанций получает от «Газпрома», в результате это выходит дороже, чем в среднем по стране, и препятствует планам компании по расширению генерирующих мощностей. К 2011 г. ТГК-8 планирует реконструирует нескольких своих станций и построит новый газовый блок на Астраханской ТЭЦ-2 на 410 МВт. К 2016 г. ТГК-8 планирует увеличить мощности на 22% до 4403 МВт и потратить на это около 75 млрд руб.

Новым поставщиком газа может стать «ЛУКОЙЛ», который реализует масштабную инвестпрограмму по развитию нефте- и газодобычи на Каспии, а заодно является вторым по величине акционером «Южной генерирующей компании». «ЛУКОЙЛ» прогнозирует рост своей добычи на Северном Каспии до 20 млн тонн нефти и 18 млрд куб. м природного газа к 2022 – 2026 гг. Если «ЛУКОЙЛ» станет продавать газ дешевле «Газпрома», то ТГК-8 будет заинтересована покупать газ у него не только для новых, но и для действующих станций. Выгодно это и «Газпрому», который уже давно не считает внутренний рынок газа своим приоритетом и максимально переориентирует поставки на экспорт. Это логично, учитывая разницу внутренних и мировых цен на топливо, однако чревато возникновением дефицита газа внутри страны. Впрочем, все упирается в вопрос, даст ли «Газпром» доступ «ЛУКОЙЛУ» к своей трубе или нет (как это происходит с многочисленными независимыми производителями газа).

 

На побережье Финского залива появится еще один терминал для перевалки автомобилей: правительство Ленинградской области одобрило проект компании «Терминал «Новая гавань». Мощность терминала составит 250 000 машин в год, а на втором этапе — еще и 1,7 млн т контейнерных грузов. Он расположится вблизи бухты Вистино, недалеко от строящегося порта Усть-Луга. Инвестиции в него составят 120 млн долл., заработать терминал может через два года.

В прошлом году в Россию было ввезено около 720 000 новых и 260 000 подержанных иномарок, и еще два-три года импорт будет расти примерно на 10% в год, но потом начнет падать после запуска производства на российских заводы Toyota, Nissan, Volkswagen и др. Однако учитывая, что сейчас около 75% машин, импортируемых в Россию, поступают в перегруженные финские порты, а оттуда — на специальных грузовиках, простаивать терминал точно не будет. Тем более, что иностранные производители иномарок, открывшие свои заводы в России, будут нуждаться в складских площадях терминалов — ведь им придется в любом случае доставлять в Россию машинокомплекты для последующей сборки.

 

Компания МТС первой из операторов «большой тройки» начнет строить в Москве сеть связи поколения 3G. Технически сеть будет готова к концу этого года. Однако новые услуги на ее базе будут доступны только после того, как военные освободят для оператора частоты. По словам президента МТС Леонида Меламеда, в течение трех лет компания готова вложить в сеть третьего поколения 1 млрд долл. Но никаких особенных услуг на первом этапе абонентам предлагаться не будет: для начала планируется предложить высокоскоростной доступ в Интернет и только в будущем — возможность делать видеозвонки и смотреть ТВ в хорошем качестве.

«Вымпелком» и «Мегафон», также имеющие лицензии на строительство сетей третьего поколения в Москве, пока к активной фазе не приступали. Ближе к концу года оба оператора могут провести тендеры на поставку оборудования, однако сроки и объем инвестиций пока не разглашаются.

В целом, шаг МТС можно оценить как достаточно рискованный – в России услуги 3G могут еще долго оказаться невостребованными подавляющим большинством абонентов, как это было, например, с услугой i-mode. Причин может быть несколько, и в первую очередь – относительно высокие цены на телефоны, поддерживающие стандарт третьего поколения и позволяющие владельцу почувствовать всю прелесть быстрого интернета. Впрочем, конкуренты, в отличие от МТС, уже давно запустили в Москве доступ в интернет по технологии EDGE – так что компании есть куда торопиться.

 

В Сосновом Бору (Ленинградская область) будет создано новое предприятие по получению поликристаллического кремния. Расположено предприятие будет на земельном участке экспериментально-исследовательского комплекса ФГУП «НИИ электрофизической аппаратуры» им. Д.В. Ефремова.

Инвестиции в проект составят более 350 млн долларов. Общая численность рабочих и служащих, обеспечивающих эксплуатацию комплекса, составит около 400 человек. Ввод в эксплуатацию производственных мощностей предприятия будет осуществляться постепенно в четыре очереди до 2012 года. Мощность предприятия ориентирована на производство 5 тыс. тонн поликристаллического кремния в год. Инвестором проекта является ЗАО «Международный научный центр энергии солнца».

Спрос на поликристаллический кремний – следствие подписания Киотского протокола по снижению загрязнения окружающей среды и производству значительного объема энергии за счет чистых и возобновляемых источников энергии. В России – это первый проект по производству поликристаллического кремния, подошедший к финальной стадии реализации.

 

На прошлой неделе мы говорили о развитии промышленно-инфраструктурной зоны Шушары под Санкт-Петербургом. В этом обзоре речь пойдет о подобной зоне под Новосибирском. Компания «Евразия логистик», принадлежащая казахскому банку «Тураналем» заявила о начале строительства в июне 2007 г. транспортно-логистического комплекса класса А «Толмачево». Общая площадь комплекса предполагается в 500 000 кв. м, что делает его одним из крупнейших проектов в России. Стоимость проекта также велика – 350 млн долл. Ранее «Евразия логистик» уже планировала строительство логистического комплекса в Новосибирске в конце 2006 г. площадью в 280 000 кв.м., однако переоценка рынка складской недвижимости и увеличение дефицита площадей в городе отразилась в росте площадей будущего комплекса. Создание нового комплекса «Евразия логистик» предполагает на 70% покрыть современный дефицит складских помещений в городе.

Толмачево расположено на западной окраине города Обь – пригорода Новосибирска в 15 - 20 км от центра города. Оно имеет исключительно выгодное транспортное положение, т.к. находится при входе в город с западной стороны федеральной автотрассы М-53 Омск-Новосибирск-Красноярск и у начала объездной дороги. Здесь же в Новосибирск входит Транссибирская железнодорожная магистраль и располагается грузовая станция. Располагается крупнейший в Сибири международный аэропорт «Толмачево». Местность равнинная, не занятая застройкой в направлении запада и севера. Рядом находятся жилые кварталы – источник трудовых ресурсов. В итоге Толмачево – идеальное место для создания новых производственных и складских зон города, потенциал которой далеко еще не исчерпан.

Сейчас в Толмачево имеется только один логистический комплекс класса А – логопарк «Сибирь» в 10 000 кв.м., созданный Национальной Логистической Компанией. Сейчас НЛК занимается расширением существующих площадей логопарка. Определенный интерес к инвестициям в Толмачево проявляют китайские инвесторы, об этом стало известно в рамках состоявшегося на прошлой неделе визита Председателя Госдумы РФ Бориса Грызлова в Китай.

Вполне возможно, что на месте Толмачево в ближайшем будущем вырастет крупнейший в Сибири инфраструктурный узел, который может привлечь гипермаркеты Ашан, Merto Cash&Carry, чей приход в Новосибирск ожидается в 2007 - 2008 гг.

 

Компания «Главстрой», входящая в империю Олега Дерипаски намерена в ближайшие три года инвестировать в производство строительных материалов $300 млн. До 2010 г. «Главстрой» намерен построить как минимум десять заводов в шести регионах России. Кокретнее в планах компании - завершение строительства деревообрабатывающего завода в городе Котельнич Кировской области (объем инвестиций уже составил 8 млн долл), открытие предприятия состоится в конце 2007 г. В 2009 г. «Главстрой» планирует ввести в эксплуатацию заводы по производству извести в Рязанской области и по производству газобетонных конструкций в Красноярском крае и Иркутской области стоимостью по 30 млн долл. каждый. Три завода будут сооружены в Краснодарском крае: по производству газобетонных конструкций в Усть-Лабинске и по выпуску силикатных и железобетонных изделий. Для этих целей создано ООО «Главстрой-Усть-Лабинск». Четыре предприятия построят в Московской области: два - по производству газобетонных конструкций, одно — силикатных изделий и одно — ЖБИ.

Основной целью «Главстроя» является создание собственной базы строительных материалов в базовых для компании регионах. Сейчас покупка старых предприятий и реконструкция оказывается менее выгодной, чем создание с нуля новых мощностей. Примечательно наличие в этом списке Усть-Лабинска – родного для О. Дерипаски города, где подконтрольные ему структуры активно участвуют в пищевой промышленности города и сельском хозяйстве окружающего его районов.

Регионы: Краснодарский край, Калининградская область, Ленинградская область, Новосибирская область, Москва

Оставьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <em> <i> <strike> <strong>

Наш адрес:

  • Россия, 105066, Москва,
    ул. Нижняя Красносельская, д. 40/12, бизнес-центр «Новь», корпус 20
  • e-mail:
  • Телефон: (495) 987-3755,
    (495) 987-3756,

    Факс: (495) 987-3759,
    (495) 987-3758
  • Схема проезда Схема проезда









































Электоральная география.com - политика на карте

Журнал ПОЛИТЭКС - ПОЛИТическая ЭКСпертиза



Наша кнопка:
Институт региональной политики

© 2008 «Институт региональной политики»