Ваше имя:

Имя адресата:

Email адресата:

Ссылка: http://www.regionalistica.ru/obzor/weekly/archive/y2007/may_2007/may1407/reggos140507/
Институт региональной политики
Информация об институте
Направления деятельности:

Итоги 14-20 мая 2007 Отправить ссылку  версия для печативернуть оформление

Стратегии государственных корпораций

Андрей Крамаренко

Спорная тяга.Шествие «Газпрома» по шельфу.Газ идет не туда.Развитие РЖД.

Борьба за право разработки авиадвигателя для российского истребителя пятого поколения разгорается с новой силой. На прошлой неделе руководство НПО «Сатурн» заявило, что по вине Минобороны работы по созданию двигателя остановлены, и выразило надежду на изменение ситуации. Причиной искреннего оптимизма «Сатурна», очевидно, стала отставка главкома ВВС Владимира Михайлова, который поддерживал разработки конкурента «Сатурна» – ФГУП «ММПП «Салют». Оценочно объем инвестиций в создание нового двигателя колеблется в пределах 2 – 3 млрд долларов – лакомый кусочек для любого российского оборонного предприятия (даже с учетом будущего укрупнения двигателестроителей).

Естественно, гендиректор «Салюта» Юрий Елисеев сообщил, что работа возглавляемого им предприятия над двигателем пятого поколения «идет строго по графику», а проблемы мо-гут быть разве что у «Сатурна». Впрочем, есть вполне обоснованные сомнения, что как результаты модернизации силами «Салюта» двигателя АЛ-31Ф, так и рыбинское «изделие «117С» тянут на гордое звание «двигателя пятого поколения». С другой стороны, «Сатурн» в целом за последние годы показывает гораздо большую способность к созданию новых продуктов, как это было с двигателем для SSJ (SaM146), разработкой двигателя АЛ-55 и газо-турбинными двигателями, и отстранять компанию от участия в разработке нового двигателя было бы как минимум неразумно. Да и кооперация между двумя государственными холдингами в двигателестроение сейчас представляется гораздо эффективнее, нежели конкуренция за доступ к гособоронзаказу.

 

«Газпром» и «Роснефть» практически поделили между собой перспективные участки на шельфе северных морей. Газовая монополия в середине апреля направила в Минприроды предложение, включающее список желаемых ею лицензий на шельфе Карского и Охотского морей. В их число попали три блока «Сахалина-3», к одному из которых интерес проявляет «Роснефть», а также «Сахалин-6», разведку которого осуществляет Urals Energy. Мало кто сомневается, что Миллер с Богданчиковым разделить между собой сферы влияния смогут, а вот конкурентам придется потесниться.

Наиболее обоснованным выглядит интерес «Газпрома» к освоению Штокмановского газоносного района, поскольку по итогам разведочного бурения на оторочках Штокмановского месторождения велика вероятность открыть большие газовые месторождения. А шельф Карского моря считается наиболее привлекательным с точки зрения вероятности обнаружения больших запасов природного газа.

Кроме того, «Газпром» хочет расширить свое присутствие на Сахалине. Но для этого ему придется договариваться о сотрудничестве с «Роснефтью», которая участвует в нескольких проектах на шельфе острова. «Газпром» хочет заполучить первый, второй и четвертый блоки проекта «Сахалин-3», а сама «Роснефть» разрабатывает третий блок – Венинский и присмат-ривается ко второму блоку – Айяшскому.

«Газпрому» интересен и «Сахалин-6», лицензией на разведку месторождений которого сегодня владеет «дочка» Urals Energy - OOO «Петросах». Вице-президент по развитию биз-неса Urals Energy Вячеслав Иванов заявил, что компании не касается интерес «Газпрома» к ее месторождениям, и подчеркнул, что она не ведет переговоров о сотрудничестве либо про-даже «Сахалина-6» «Газпрому» или «Роснефти». Кстати, акционеры «Сахалин-2» когда-то заявляли примерно то же самое, но в результате продали «Газпрому» контрольный пакет.

Дочке газовой компании – «Газпром нефти» – сейчас принадлежит лицензия на разработку Приразломного нефтяного месторождения на шельфе Печорского моря. Сама же «Роснефть» в качестве основного направления выхода на шельф видит Сахалинскую область и участки к западу от берегов Камчатки, которые считаются весьма перспективными, но пока масштабные геологические исследования там не начинались.

 

Не иначе как мысленно освоив весь российский шельф, менеджмент «Газпрома» объявил о намерениях компании удвоить объем экспорта газа к 2030 году – со 155 до 310 – 375 млрд куб. м. В общем-то ничего нового в этом нет: проекты все старые и уже давно обсуждаемые. В их числе North Stream, Blue Stream-2 (в Израиль и на Балканы через Турцию), «Восток-50» (в Китай и Республику Корея), «Алтай» и т.д. Осталась только одна загвоздка: объем внутреннего рынка газа. Учитывая, что «Газпром» не предусматривает резкий рост добычи, речь должна идти о снижении внутреннего потребления, либо о закупках газа в других странах. Второй вариант выглядит более реальным (например, рост импорта из Туркменистана по модернизированному Прикаспийскому газопроводу), однако он не настолько масштабный и всех потребностей удовлетворить не в состоянии.

Что касается внутреннего рынка газа, то потенциал повышения энергоэффективности российской экономики весьма велик, но пока к его практической реализации пока никто не приступал. Скорее происходит обратная тенденция: промышленный рост в стране стимулирует увеличение потребления газа, которого на всех не хватает. Именно по этой причине за-морожены некоторые инвестпроекты РАО ЕЭС и ее дочек и это вызывает серьезные нарекания к «Газпрому» со стороны правительства. Как заявил глава департамента структурной и тарифной политики естественных монополий Минпромэнерго Вячеслав Кравченко, «Газпром» должен более четко спрогнозировать рост потребления, поскольку их расчеты не при-вязаны к жизни.

 

РЖД смогли пролоббировать значительный рост тарифов на грузовые перевозки в ближайшее время. Посчитав сумму инвестиций в модернизацию железнодорожной сети страны до 2030 года (около 10 трлн. руб.) и прослезившись, менеджмент госкомпании в жарких спорах с МЭРТ выбил повышение тарифов в 2008 – 2010 гг. на 11%, 9% и 8% соответст-венно. Крупные грузоотправители, особенно те, в продукции которых транспортная составляющая особенно велика (угольщики, производители удобрений и т.д.) вряд ли придут в восторг от этой новости, впрочем, выбора ни у них, ни у РЖД нет. Строить надо много, иначе транспортная сеть не выдержит постоянно растущего объема грузоперевозок.

На прошлой неделе разговоры о новых стройках шли очень активно. Во-первых, в Хабаровске прошло совещание рабочей группы по развитию Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла. Это развитие тормозится низкой пропускной способностью Кузнецовского тоннеля на широтном ходе ДВЖД, в результате чего объем грузоперевозок на участке «Комсомольск-на-Амуре – Советская гавань» не превышает 12,5 млн т в год.

Чтобы пропустить весь объем грузопотоков в порты Хабаровского края, необходимо построить новый Кузнецовский тоннель длиной 3,9 км, который должен пройти в обход старого. Длина обходного пути составит примерно 20 - 25 км. В ближайшие дни МЭРТ рассмотрит заявку РЖД о реализации проекта стоимостью 20,7 млрд руб. при поддержке Инвестиционного фонда (РЖД профинансируют 25% его стоимости, остальное – государство). С вводом нового тоннеля пропуск реконструируемого участка достигнет 30 млн т., но с учетом прогнозов по грузообороту ВСГТПУ в 2020 г. этого все равно недостаточно. Только при разработке Эльгинского месторождения угля и Нерюнгринских разрезов в Якутии к этому вре-мени объем потенциальных грузоперевозок может вырасти на 40 млн т.

Впрочем, на западе ситуация немногим лучше. По оценкам специалистов, чтобы перевозить ежегодно по БАМу 53 млн т. грузов, в развитие магистрали нужно вложить 317 млрд руб. Однако инвестпрограммой РЖД на усиление инфраструктуры всей сети предусмотрено 210 млрд руб. На модернизацию западного участка БАМа ВСЖД предлагает направить 63 млрд рублей. Речь идет о развитии участка железной дороги «Тайшет–Северобайкальск–Хани», который к 2010 году достигнет предела пропускной способности.

Проект разбит на три этапа: до 2010 года с объемом финансирования 19,3 млрд рублей, на 2010 - 2015 годы - 16,5 млрд рублей и 2015 - 2030 годы - 27 млрд рублей. На первом этапе, предполагается модернизация участка: будут установлены четыре разъезда и построены вторые пути на двух перегонах. Это позволит увеличить пропуск поездов на 175%. Второй этап включает восстановление пяти разъездов, а также строительство вторых путей еще на двух перегонах. На третьем этапе предлагается установить высоковольтную линию ВЛ-500 кВ на участке Лена-Восточная - Северобайкальск и третью нитку ВЛ-220 кВ до подстанции Новый Уоян. Также планируется восстановить 7 разъездов и построить вторые пути на четырех перегонах. В итоге пропуск поездов увеличится от первоначального уровня на 300%.

Регионы: Хабаровский край

Оставьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <em> <i> <strike> <strong>

Наш адрес:

  • Россия, 105066, Москва,
    ул. Нижняя Красносельская, д. 40/12, бизнес-центр «Новь»
  • e-mail:
  • Телефон: (495) 987-3755,
    (495) 987-3756,
    (495) 987-3758

    Факс: (495) 987-3759
  • Схема проезда Схема проезда









































Электоральная география.com - политика на карте

Журнал ПОЛИТЭКС - ПОЛИТическая ЭКСпертиза



Наша кнопка:
Институт региональной политики

© 2006 «Институт региональной политики»