Региональные стратегии государственных корпорацийПодготовка реструктуризации атомной отрасли: акционирование «Росэнергоатома» и первый машиностроительный актив «ТВЭЛ». - Консолидация государственных активов в транспортной отрасли: планы «Аэрофлота» по объединению и возможное слияние «Транснефти» и «Транснефтепродукта». - Терминал СИБУРа в Усть-Луге. На прошедшей неделе, на фоне продолжающихся разговоров об IPO «Роснефти» и переименовании «Сибнефти», основные события в государственном секторе экономике происходили в атомной и транспортной отраслях. Несмотря на то, что Федеральное агентство по атомной энергии РФ (Росатом) еще не завершило подготовку Программы развития и реструктуризации атомной отрасли, стало известно, что агентство намерено предложить Правительству РФ акционировать концерн «Росэнергоатом», управляющий российскими атомными электростанциями. Вопрос о возможности приватизации атомной отрасли давно обсуждается в государственных ведомствах и экспертном сообществе, но до сих пор не нашел однозначной поддержки. Впрочем, как заявил глава Росатома Сергей Кириенко, преобразование «Росэнергоатома» в ОАО может быть завершено уже к концу 2007 года. Акционирование «Росэнергоатома», который в настоящее время является федеральным государственным унитарным предприятием (ФГУП), — скорее техническая операция, поскольку предполагается, что в будущем 100% акций останется в собственности государства. Однако это позволит концерну выйти на полноценный рынок заимствований и привлекать инвестиции на общих условиях с другими госкорпорациями. Вопрос долгосрочных заимствований для атомной отрасли сейчас крайне актуален в связи с заявленными планами строительства в России до 2030 года 40 новых атомных энергоблоков. Так, уже на прошлой неделе «Росэнергоатом» подал в правительство Ленинградской области декларацию о намерениях строительства Ленинградской АЭС-2, которая заменит действующую станцию. Строительство может начаться в конце 2007 — начале 2008 годов и займет около восьми лет. Рассматривается возможность размещения ЛАЭС-2 в Сосновом Бору, а также в Ломоносовском либо Кингисеппском районах Ленинградской области. Инвестиции в проект оцениваются в 10 млрд. долл. Кроме того, на прошлой неделе «отметилась» другая атомная госкорпорация — «ТВЭЛ». Напомним, что ОАО «ТВЭЛ» было создано в 1996 году в соответствии указом Президента РФ и объединило шесть предприятий ядерно-топливного цикла. В настоящее время эта госкорпорация объединяет уже 14 предприятий, в основном занимающихся добычей, выработкой и утилизацией ядерного топлива, и продолжает расширяться. Так, на прошлой неделе стало известно о приобретении «ТВЭЛ» первого актива в атомном машиностроении. Им станет Подольский машиностроительный завод «ЗиО-Подольск», специализирующийся на производстве оборудования для тепловой и атомной энергетики, в частности паровых котлов для АЭС. По достигнутой договоренности нынешний владелец предприятия, холдинг «Электромашиностроительный альянс», передаст вновь созданной компании «ЭМАльянс-Атом» контрольный пакет акций «ЗиО-Подольск» и получит в ней 50% минус 1 акцию. Контрольный пакет перейдет «Атомэнергомашу», дочерней компании ОАО «ТВЭЛ». Сумма сделки не разглашается. Можно предположить, что реформирование атомной отрасли будет происходить вокруг двух госкорпораций — «Росэнергоатома» и «ТВЭЛа», — которые в результате объединят все значимые атомные активы. При этом «Росэнергоатом» будет реализовывать программу строительства и эксплуатации новых атомных электростанций (возможно, совместно с частными инвесторами), а «ТВЭЛ» станет поставщиком не только ядерного топлива, но производителем оборудования для АЭС. Существенные изменения, касающиеся консолидации государственных активов, возможны в ближайшее время также в транспортной отрасли. Так, «Аэрофлот» активно продвигает объединение принадлежащих государству активов в авиации. Компания рассчитывает удвоить свой уставный капитал за счет того, что государство оплатит дополнительную эмиссию госпакетами акций других крупных авиаперевозчиков: ФГУП «Пулково», ФГУП «ГТК «Россия», «Дальавиа» (100%), KrasAir (51%), «Владивостокавиа» (51%) и «Сибирь» (25,5%). Однако единой позиции Правительства о передаче госактивов «Аэрофлоту» пока нет. Консолидационные тенденции прослеживаются и в секторе трубопроводного транспорта. На минувшей неделе министр промышленности и энергетики Виктор Христенко озвучил, как вариант развития «Транснефти», возможность ее слияния в единую компанию с другой госкорпорацией — «Транснефтепродуктом». Однако это скорее не слияние, а поглощение одной компании другой. Ведь за 2005 год «Транснефть» перекачала около 454 млн. тонн нефти и заработала 172 млрд. руб., в то время как «Транснефтепродукт» ежегодно перекачивает лишь около 27 млн. тонн нефтепродуктов и получает около 12,5 млрд. руб. (данные за 2004 год). Отметим, что обе госкорпорации в настоящее время заняты проектами по строительству экспортных трубопроводов. В 2006-2008 гг. «Транснефть» должна построить первую очередь нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», инвестиции в которую составят 6,6 млрд. долл., а «Транснефтепродукт» уже возводит нефтепродуктопровод «Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск», инвестиции в которой оцениваются в 1,3 млрд. долл. При этом, если прокладка трубы до Финского залива идет без проволочек, строительство трубопровода к побережью Японского моря опять затягивается. По поручению Президента РФ Владимира Путина «Транснефть» приступила к обоснованию инвестиций нового маршрута Восточного нефтепровода. Рассматриваются два варианта: на расстоянии примерно 200 км севернее озера Байкал (по маршруту «Усть-Кут — Бодайбо — Таксимо — Сковородино») и 400 км (»Усть-Кут — Ленск — Нерюнгри — Сковородино»). Первый маршрут будет примерно на 1260 км длиннее первоначального проекта, второй — на 1600 км, что не сможет не сказаться на стоимости строительства. Развитием транспортной инфраструктуры озаботился и «СИБУР-Холдинг», который обнародовал на прошлой неделе планы по строительству в порту Усть-Луга на берегу Финского залива терминала по перевалке сжиженного газа. Предполагается, что на первом этапе мощность терминала составит 400 тыс. тонн пропан-бутана и в дальнейшем возрастет до проектных 1 млн. тонн в год. Строительство пускового комплекса займет около двух лет и потребует 40-50 млн. долл. инвестиций. Планируется, что через терминал будет экспортироваться продукция «Тобольскнефтехима», одного из крупнейших предприятий холдинга. Строительство собственного экспортного терминала позволит «СИБУРу» застраховаться от повышения железнодорожных тарифов и получить дополнительную выручку. Ведь экспортные цены на пропан-бутан в среднем на 30% выше, чем его стоимость на внутреннем российском рынке. Оставьте комментарий |
Наш адрес:
© 2006 «Институт региональной политики»
|