Ваше имя:

Имя адресата:

Email адресата:

Ссылка: http://www.regionalistica.ru/obzor/weekly/archive/y2007/may_2007/may2107/finvest210507/
Институт региональной политики
Информация об институте
Направления деятельности:

Итоги 21-28 мая Отправить ссылку  версия для печативернуть оформление

Иностранные инвестиции в регионы России

Олег Лысак

Невский Детройт прирастает японцами. - Французский дискаунтеры от Ашан. - Toyota наштампует кузовов. - Немцы наработают электричество в Тюменской области. - Strabag застроит Россию.

Японская компания Suzuki планирует построить в Санкт-Петербурге автомобильный завод. Инвестиции в создание нового производства превысят 100 млн долл., а проектная мощность завода достигнет 50 тыс. автомобилей в год. Ожидается, что завод Suzuki будет выпускать две полноприводные модели: внедорожник Grand Vitara и новую модель седана класса C, которая пока не появилась на рынке. Не исключено, что часть автомобилей, произведенных в Петербурге, в дальнейшем будет направляться на экспорт. В настоящее время переговоры с японской компанией находятся в стадии подписания контракта. Процесс согласования проходит достаточно тяжело. МЭРТ хочет закончить переговоры и подписать инвестиционное соглашение до Петербургского международного экономического форума, но технологически это практически невозможно. Сложности связаны прежде всего с большим объемом документации, которую необходимо согласовать обеим сторонам. Ранее в МЭРТ сообщали, что до конца апреля намерены провести окончательные переговоры с шестью автопроизводителями, среди которых, помимо Suzuki, назывались японская компания Mitsubishi, французская Peugeot-Citroen и китайская Great Wall.
В администрации Санкт-Петербурга перспективы переговоров с Suzuki также оценивают положительно. Концерну необходимо заключить несколько соглашений: на федеральном уровне подписывается соглашение о предоставлении таможенных льгот на ввоз комплектующих, а на городском - определяются условия сотрудничества и параметры выделяемого участка.
Компания рассматривает несколько предложенных участков, основным из которых является наиболее инженерно подготовленный и выгодный с логистической точки зрения участок в Шушарах. Таким образом, кластер автопроизводителей в этой промышленной зоне продолжит расширяться: уже сейчас там строятся заводы компании General Motors и Toyota. На последнем производство должно начаться уже в конце этого года. В случае успешного завершения переговоров городское правительство уже в этом году выделит Suzuki участок около 40 га под проектно-изыскательские работы, а в 2008 году компания сможет начать строительство. Участок, на который претендует Suzuki, в несколько раз меньше, чем у двух других японских производителей — Nissan собирается развернуть свое производство на 170 га, Toyota — на 220 га. Однако на первом этапе обе компании осваивают только около 50 га, зарезервировав остальную территорию под дальнейшее развитие. Однако несмотря на меньшую площадь, Suzuki, скорее всего, сможет рассчитывать на статус стратегического инвестора, так как, по информации Ъ, инвестиции в проект составят не менее 100 млн долларов, необходимых для получения этого статуса.
Компания Suzuki планирует приступить к производству автомобилей в Петербурге в 2010 - 2011 годах, мощность завода на первом этапе составит 26 тыс. автомобилей в год, в дальнейшем возможно расширение до 50 тыс. автомобилей. Сейчас на территории Российской Федерации действуют восемь предприятий, собирающих иномарки. Согласно прогнозу аналитического агентства «Автостат», в 2007 году сборочные предприятия на территории РФ выпустят около 400 тыс. автомобилей против 290 тыс. в 2006 году. Ввод новых заводов крупнейших мировых компаний, таких как Toyota, Nissan, Volkswagen и General Motors, позволит увеличить объем сборки автомобилей к 2010 - 2011 годам более чем до 1 млн единиц, таким образом, доля иномарок превысит долю традиционных российских марок.

Объем продаж японской корпорации Suzuki в 2006 г. достиг 23,4 млрд долл. Чистая прибыль компании составила 561 млн долл. Основные направления деятельности - автомобилестроение (2,2 млн автомобилей в 2006 г.) и производство мотоциклов (3,1 млн шт. в 2006 г.), а также производство легких катеров и лодочных моторов. Автомобильное производство приносит 77% выручки.

 

Французская компания Aushan планирует активизировать развитие сети магазинов-дискаунтеров под принадлежащей ей маркой Atac. Ежегодно компания планирует тратить около 10 -15 млн долл. Первый российский Atac появился в Москве осенью 2005 года. Но с тех пор компания открыла только пять магазинов - три в Москве (на 87-м километре МКАД, около метро «Бабушкинская» и в Марьине) и два в Подмосковье (в Сергиевом Посаде и Щелкове). Теперь ритейлер решил начать активное развитие сети в России. В отчетности Auchan за 2006 год говорится, что в этом году компания откроет в стране еще семь Atac. Представитель компании отметил, что в 2007 году сеть будет развиваться в пределах Москвы и области, а в 2008 году планируется вывести сеть в регионы. Развитием Atac в России занимается отдельная компания «Атак Россия». В планах открытие около 10 - 15 магазинов ежегодно. Супермаркеты появятся не только в городах, где уже есть гипермаркеты «Ашан», но и в городах, где французский ритейлер пока не представлен. Atac будет конкурировать в первую очередь с дискаунтерами «Пятерочка» и «Копейка», а не с супермаркетами. У «Ашана» и Atac один закупочный офис и одна логистика на двоих. Компания устанавливает в Atac низкие цены на такие топовые товары, как молоко, хлеб.
Следует отметить, что заявленные темпы развития Atac в России существенно ниже, чем у конкурентов. «Копейка» открывает 10 - 15 магазинов за месяц, а «Пятерочка», по собственным данным, за прошлый год открыла 104 магазина. Представитель крупной консалтинговой компании говорит, что Atac анонсировал планы по активному развитию в России еще три года назад, когда собирался выходить на рынок. В прошлом году представители Auchan рассказывали, что хотят открыть 20 супермаркетов только в Москве. Либо что-то изменилось в стратегии, либо не нашли площадок.

Auchan основан в 1961 г. во Франции. Акционерами являются члены семьи Мюллье, а также сотрудники компании. Компания работает в 11 странах и владеет 373 гипермаркетами и 664 супермаркетами. Занимает шестое место в Топ-50 крупнейших российских ритейлеров Ъ по итогам 2006 года с оборотом 2,02 млрд долларов. Сейчас гипермаркеты «Ашан» работают в Москве и Подмосковье (десять объектов), Санкт-Петербурге (два), Нижнем Новгороде и Екатеринбурге (по одному).

 

29 мая глава представительства Toyota в Петербурге Ичиро Чиба сообщил, что концерн рассматривает вопрос об организации в промзоне Шушары (расположена на окраине Петербурга) штамповочного производства и выпуска пластиковых деталей. Скорее всего, они будут расположены на строящемся заводе Toyota в Шушарах. Инвестиции в создание новых производств господин Чиба оценил в 30 - 40 млн долл. , не назвав других параметров проекта (он еще не одобрен наблюдательным советом Toyota). Ранее в концерне говорили, что мощность завода составит 50 тыс. машин в год, а в перспективе может быть расширена до 200 тыс., соответственно, заводу понадобятся детали для сопоставимого количества кузовов автомобилей. Завод Toyota, по словам господина Чибы, заработает в 2008 году и выпустит 16 тыс. машин. Тестовые машины сойдут с конвейера в конце 2007 года. Таким образом, Toyota намерена организовать в России не только сварку и окраску кузовов автомобилей (как этого требует инвестсоглашение концерна с Минэкономразвития), но и штамповку кузовных деталей. Подобные планы, напомним, также есть у концерна Volkswagen, который строит завод в Калужской области мощностью 115 тыс. машин и стоимостью 370 млн евро. Кроме того, собственное производство штамповки намерен организовать PSA Peugeot-Citroen, который пока не выбрал площадку для строительства завода в России. Мощность завода PSA Peugeot-Citroen составит 60 тыс. машин, объем инвестиций в проект - 254 млн евро. Штамповочное производство в России создают те автоконцерны, которые имеют наиболее «серьезные намерения». Речь идет о больших объемах производства (как у Toyota и Volkswagen) или возможности экспорта автомобилей в другие страны. Volkswagen и Toyota не раз заявляли о намерении экспортировать машины с российских заводов. В частности, господин Чиба уточнил, что экспорт будет идти в сопредельные с Россией страны, например в Казахстан, и в этом случае модельный ряд выпускаемый на заводе расширится (сейчас планируется собирать только бизнес-седан Camry). В январе Toyota заявила о намерении разработать «бюджетный» автомобиль (ценой 6-7 тыс. долл), и эксперты не исключали, что концерн будет собирать его в России и экспортировать в Индию, Бразилию и Китай.
О планах выпуска в России бюджетной модели (7 тыс. евро) также заявлял Volkswagen. Локализация штамповки позволит автоконцернам серьезно снизить стоимость выпускаемых автомобилей. Глава направления оказания услуг предприятиям автопрома Roland Berger Борис Фирсов отмечает, что стоимость кузова составляет 20% от конечной стоимости автомобиля. Локализация штамповки, по словам эксперта, позволит снизить себестоимость машины примерно на 15%. Для той же Camry (цена в России - от 33 тыс. долл), отмечает господин Фирсов, такое удешевление является существенным.

Японская компания Toyota Motor Corporation была основана в 1937 г. Численность занятых в 2006 г. составила 300 тыс. человек, объем продаж - 202 млрд долл. Производственные мощности компании располагаются во всех регионах мира (кроме Австралии). Объем выпуска автомобилей в 2006 г. превысил 8 млн шт., компания заняла первое место в мире по этому показателю.

 

Немецкая компания E.ON начинает определяться с проектами, в которые готова инвестировать в России. На неделе состоялось подписание соглашения о создании СП между E.ON и «СТС-Энерджи» - «E.ON-СТС». Компания, которую зарегистрируют в Тюменской области, будет управляться на паритетных началах. Новое совместное предприятие с тюменскими энергетиками подпишет соглашение о строительстве генерирующих мощностей. Планируется, что это будет 3000 МВт установленной мощности и новые генерирующие мощности в 1000 МВт. В первую очередь будут направлены инвестиции в объеме свыше 1 млрд долл. Новая компания в России будет называться ЗАО «E.ON-СТС Энергия». Сначала она займется строительством газотурбинной электростанции. По словам собеседника, для регулирования интересов сторон создана австрийская холдинговая компания. Она будет решать возможные правовые вопросы в Европе. Предприятие позволит создать 5 тыс. новых рабочих мест. Председателем совета директоров «E.ON-СТС Энергии» станет Артем Биков, ныне председатель совета директоров ООО «Интертехэлектро - Новая генерация», бывший советник Анатолия Чубайса. Ранее он также возглавлял ОАО «Тюменьэнерго».

E.ON давно говорит о своем интересе к российской энергетике. В стратегии работы на российском энергорынке концерн определил регионы Урала и Западной Сибири как приоритетные. На проекты в них компания готова потратить свыше 2 млрд евро. Строительство заявленных мощностей можно оценить минимум в 600 - 800 долл. за 1 кВт. Стоимость строительства 1 кВт мощности (ПГУ) в Тюменской области обойдется в примерно 800-900 долл. Тюменская область наряду с Москвой и Санкт-Петербургом является одним из приоритетных регионов, где РАО «ЕЭС» намерено вводить значительные мощности. 3000 МВт установленной мощности в принципе значимая величина для Тюмени. Даже несмотря на то что в данный момент ярко выраженного дефицита в тюменской энергосистеме не наблюдается, потребность в дополнительных генерирующих мощностях может появиться уже в ближайшие три-четыре года, а это как раз тот срок, за который могут быть построены новые блоки. Уже в 2008 году тюменская энергосистема может испытать дефицит электроэнергии порядка 700 МВт. Создание такого СП говорит о том, что E.ON интересуется greenfield-проектами в генерации наряду с существующими ОГК. Ряд отраслевых экспертов, считает, что стратегия E.ON в России ориентирована на строительство новых мощностей, а не на покупку существующих. Приход такого инвестора, как E.ON, в Россию можно приветствовать, ибо ни у одного отечественного стратегического инвестора нет такого колоссального опыта по работе на дерегулированном рынке и строительству новых мощностей, как у него. Концерн E.ON в конце мая намерен объявить о своей стратегии дальнейшей международной экспансии. Как отмечал глава концерна Вульф Бернотат, мировой энергетике предстоит широкомасштабная волна инвестиций и жесткая борьба за доли рынка. Отметим, E.ON неоднократно заявлял о желании утвердиться в турецкой и российской электроэнергетике.

E.ON является одной из крупнейших мировых энергетических компаний. Количество сотрудников в 2006 г. составило 81,000 занятых, объем продаж - 68 млрд евро. Основными напралениями деятельности являются электрогенерация и газораспределение. Ключевые рынки: Центральная Европа, Великобритания, Северная Европа и Северо-Запад США.

 

31 мая 2007 года в ходе визита президента России Владимира Путина в Австрию Strabag подписала несколько крупных строительных контрактов. Компания возведет для группы «Корстон» четыре торгово-гостиничных центра (в Москве, Нижнем Новгороде, Астрахани и Липецке). Объем инвестиций составит около 500 млн евро, говорится в официальном пресс-релизе Strabag. Общая площадь объектов - 400 000 кв. м, отельная база - 1000 номеров. Вице-президент «Корстона» Лисандро Платцер уточнил, что начать строительство планируется в одном из областных центров в этом году, комплекс в Москве появится после 2009 г. «Корстон» рассматривает возможность привлечения Strabag и к другим проектам группы. Второй контракт Strabag касается возведения района «Академический» в Екатеринбурге (проект группы «Ренова» Виктора Вексельберга). До 2020 г. на участке площадью 1300 га будет построено 9 млн кв. м жилой и 5 млн кв. м коммерческой недвижимости. Инвестиции - 400 млрд руб. Третий договор подписан с правительством Волгоградской области. По сообщению официального сайта областной администрации, речь идет о строительстве платной автодороги в объезд Волгограда. На эти цели планируется направить 45 млрд руб., половину из которых выделит федеральный бюджет, половину - Strabag. К строительству, которое будет вестись по схеме государственно-частного партнерства, предполагается приступить уже в будущем году. Представляющая интересы Олега Дерипаски компания Rasperia Trading договорилась о покупке 30% акций Strabag в апреле 2007 г. Стороны ждут одобрения сделки антимонопольными службами Австрии и России.
Strabag выпустит 25 млн новых акций (уставный капитал увеличится до 95 млн. акций), которые будут проданы по 42 евро за штуку. Еще 3,5 млн акций продадут акционеры. Сумма сделки составит 1,2 млрд евро. По словам главного исполнительного директора Strabag Ханса Петера Хазельштайнера, которые приводятся в пресс-релизе, переговоры по этим проектам были проведены без участия Олега Дерипаски. Однако он рассчитывает, что новый акционер поможет обеспечить «множество подобных сделок». В этом году Strabag в России ожидает выручки в 400 млн евро, портфель заказов с учетом последних сделок составит 3 млрд евро (в 2006 г. - 1,5 млрд евро). Дерипаска обладает мощнейшими рычагами для лоббирования интересов Strabag. Он знает людей, у него есть понимание и видение реалий российской действительности и бизнес-чутье, поэтому портфель проектов Strabag будет только увеличиваться.

Strabag Societas Europaea (Strabag SE) - австрийский строительный холдинг. 50% плюс 1 акция компании принадлежит Finanz Industrie Management AG (FIMAG) семьи Хазельштайнер и Лерхбаумер, остальное - Raiffeisen Group. Консолидированная выручка группы за финансовый год, закончившийся в июне 2006 г., - 7 млрд. евро, прибыль после уплаты налогов - 94,6 млн. евро.

Регионы: Тюменская область, Москва, Санкт-Петербург

Оставьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <em> <i> <strike> <strong>

Наш адрес:

  • Россия, 105066, Москва,
    ул. Нижняя Красносельская, д. 40/12, бизнес-центр «Новь», корпус 20
  • e-mail:
  • Телефон: (495) 987-3755,
    (495) 987-3756,

    Факс: (495) 987-3759,
    (495) 987-3758
  • Схема проезда Схема проезда









































Электоральная география.com - политика на карте

Журнал ПОЛИТЭКС - ПОЛИТическая ЭКСпертиза



Наша кнопка:
Институт региональной политики

© 2008 «Институт региональной политики»