Стратегии государственных корпорацийТакой желанный газопровод. – РЖД оценивает эффективность будущих линий. – Не титаном единым… Подковерная борьба между «Роснефтью» и «Газпромом» за газ проекта «Сахалин-1», похоже, завершается. Неопределенность с путями поставок газа на внешние рынки, отдалявшая начало его добычи, была спровоцирована «Газпромом», который хоть и входил в состав акционеров проекта, но желал поучаствовать в дележе газа. Самым реальным путем транспортировки голубого топлива считается газопровод Сахалин – Владивосток – Китай. «Газпром» уже предлагал для решения проблем с транспортировкой газа использовать свой терминал СПГ на юге острова, но особых восторгов у акционеров проекта «Сахалин-1» это не вызвало. И вот «Газпром» решил зайти с другого бока, договорившись с властями Хабаровского края о покупке принадлежащих им 47,59 процентов акций ОАО «Дальтрансгаз» (оператора газопровода Оха – Комсомольск-на-Амуре – Хабаровск) за 10,4 млрд рублей. Сама «Роснефть», напрямую и через дочку («Сахалинморнефтегаз»), владеет 25 процентами акций «Дальтрансгаза» и 20 процентами акций «Сахалин-1», поэтому без ее согласия вряд ли обошлось. «Газпром» давно пытался договориться с «Роснефтью» о приобретении ее доли в газопроводе, но нефтяная компания предлагала обменять ее на какое-нибудь нефтяное месторождение «Газпром нефти» на условиях, совершенно неприемлемых для «Газпрома». Для «Газпрома» получение контроля над свободным сахалинским газом (газ проекта «Сахалин-2» уже законтрактован потребителями в Японии, Корее и США) очень важно с точки зрения реализации восточной программы. Впрочем, сама восточная программа газового монополиста пока еще не утверждена окончательно. Кроме того, «Роснефть» получила на распродаже ЮКОСа контроль над «Востсибнефтегазом», владеющим лицензией на газодобычу в Юрубчено-Тохомской зоне – в одном из крупнейших месторождений в Восточной Сибири, наряду с Ковыктинским и Чаяндинским. Сама «Роснефть», похоже, пока еще не решила, что делать со всеми так удачно свалившимися на нее активами ЮКОСа, тем более, что на них претендует еще и «Газпром». В этой связи обсуждается продажа части непрофильных активов (в первую очередь, энергетических и телекоммуникационных) для получения средств на оплату долгов госкомпании, которые уже перевалили за 36 млрд долларов. Кроме прочего, могут быть проданы «Газпрому» или «Газпром нефти» компании «Томскнефть» или «Востсибнефтегаз». Впрочем, у внучки «Роснефти» на балансе есть еще 9,44% акций материнской компании, которые считаются первыми претендентами на продажу братскому индийскому (или малазийскому) народу, поэтому «Газпрому» сибирские активы ЮКОСа могут и не достаться.
Мега-проекты РЖД, обозначенные в стратегии развития компании до 2030 года, похоже, начинают обретать некую осязательную форму. Компания начинает разработку технико-экономических обоснований для всех проектов, которые войдут в стратегию развития железнодорожного транспорта. Старший вице-президент ОАО «РЖД» Борис Лапидус сообщил, что основным разработчиком документа станет отраслевой научно-исследовательский институт «ГипротрансТЭИ», который привлек к работе лучшие кадры других организаций, включая специалистов Счетной палаты РФ. По его словам, уже сформирован перечень из шестидесяти одной железнодорожной линии, которые могут быть построены к 2030 году. Среди них семь имеют стратегическое значение для государства, пять – социальное. Остальные линии строятся под перспективные грузопотоки. Для каждого инфраструктурного проекта готовится ТЭО. Главным критерием выбора проектов новых линий станет величина предполагаемого грузооборота, а также время окупаемости. В числе перспективных направлений рассматриваются проекты строительства линий в Якутии и сооружения объектов инфраструктуры на приграничных направлениях. Планируется также строительство железнодорожной ветки до Магадана. Кроме того, предполагается создание железнодорожной инфраструктуры в регионах, где она до сих пор отсутствует.
ФГУП «Рособоронэкспорт» теперь будет заниматься консолидацией еще и в подотрасли боеприпасов и спецхимии. Сергей Чемезов обратился к главе Роспрома Борису Алешину с предложением создать Ассоциацию производителей промышленных взрывчатых веществ, куда войдут шесть отраслевых предприятий. Предложения «Рособоронэкспорта» вписываются в общую концепцию компании, берущей на себя функции реформирования всего оборонно-промышленного комплекса России. Предложение очень показательное – «Рособоронэкспорт» от политики консолидации наиболее перспективных направлений ВПК постепенно переходит к управлению отраслью в целом, в том числе и такими депрессивными секторами, как производство взрывчатых веществ. «Рособоронэкспорт» предлагает объединить в «Апровзрыв» (Ассоциацию производителей промышленных взрывчатых веществ) следующие предприятия: ФГУП «Новосибирский механический завод «Искра», ФГУП «Новосибирский завод искусственного волокна», ФГУП «Муромский приборостроительный завод» (Владимирская область), ФКП «Завод имени Свердлова», ФГУП «ДВПО «Восход» (Хабаровский край), ФКП «Бийский олеумный завод» (Алтайский край). Эти предприятия являются производителями патронированных и нефасованных эмульсионных взрывчатых веществ и динамитов. Основными потребителями их продукции являются предприятия ВПК и горнодобывающая отрасль. До сих пор «Рособоронэкспорт» предпочитал создавать госхолдинги путем внесения в уставный капитал одной из своих дочерних структур госпакетов акций отраслевых предприятий. Однако на этот раз речь идет о создании ассоциации, в которой концерн будет лишь одним из участников. Этот ход должен облегчить прохождение проекта в Роспроме, поскольку Чемезов не может бесконечно рассчитывать на сговорчивость Бориса Алешина, у которого постоянно сокращается сфера влияния за счет расширяющегося «Рособоронэкспорта». Оставьте комментарий |
Наш адрес:
© 2006 «Институт региональной политики»
|