Ваше имя:

Имя адресата:

Email адресата:

Ссылка: http://www.regionalistica.ru/obzor/weekly/archive/y2006/may06/may2206/reggos220506/
Институт региональной политики
Информация об институте
Направления деятельности:

Неделя 22-28 мая Отправить ссылку  версия для печативернуть оформление

Региональные стратегии государственных корпораций

Алексей Николаев

«Рособоронэкспорт» хочет стать особой госкорпорацией. – РАО «ЕЭС России» инвестирует в энергокомплексы двух столиц.

На прошлой неделе стали известны планы «Рособоронэкспорта» по дальнейшей диверсификации бизнеса.

Созданный в 2000 году как государственный внешнеторговый посредник «Рособоронэкспорт» к настоящему времени резко расширил свою сферу деятельности. Сохраняя эксклюзивные функции по торговле оружием, компания в последние два года стала акционером некоторых предприятий, в основном связанных с производством вооружений. На базе этих активов она занялась созданием холдингов в вертолетостроении (Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром») и специальной металлургии («АТ-Спецтехнология»). Кроме того, представители «Рособоронэкспорта» заняли большинство мест в совете директоров «АвтоВАЗа», а в прессе не раз обсуждалась вероятность приобретения госпосредником государственного пакета акций «КамАЗа» с последующим установлением полного контроля над заводом.

Агрессивная стратегия «Рособоронэкспорта» по «поглощению» предприятий оборонного комплекса в очередной раз проявилась на прошлой неделе. На авиасалоне ILA 2006, проходящем в Берлине, представители компании заявили, что в настоящее время в Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ находится проект создания государственного двигателестроительного холдинга. Планируется, что «Оборонпром», дочерняя структура «Рособоронэкспорта», станет управляющей компанией для предприятий, производящих двигатели для боевых самолетов и вертолетов: ОАО «Московское машиностроительное предприятие имени Чернышева», ФГУП «Московское машиностроительное производственное предприятие «Салют», ФГУП «Завод имени Климова» (Санкт-Петербург) и ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение». Именно они в настоящее время выполняют крупные экспортные контракты на сумму около 3 млрд. долл., заключенные «Рособоронэкспортом».

Стратегию «Рособоронэкспорта» можно назвать агрессивной потому, что об указанном проекте не только не осведомлены «объединяемые» предприятия (так, «ММП им. Чернышева» и «Завод им. Климова» находятся под управлением корпорации МиГ, а «Уфимское МПО» вообще является частным предприятием), но и потому, что он идет вразрез с концепцией реструктуризации авиационного двигателестроения, предложенной Федеральным агентством по промышленности (Роспромом).Однако если для создания двигателестроительного холдинга «Рособоронэкспорт» пытается применить «административный ресурс», то за поглощение корпорации «ВСМПО-Ависма» госпосреднику все-таки придется заплатить ее нынешним акционерам.

Слухи об интересе «Рособоронэкспорта» к одному из крупнейших в мире производителей титана появились в начале года, а в марте представители государства начали переговоры с мажоритарными акционерами титановой корпорации — Вячеславом Брештом и Владиславом Тетюхиным — о полной или частичной продаже госпосреднику принадлежащих им акций.
В понедельник 22 мая стало известно, что на годовом собрании акционеров «ВСМПО-Ависма» было принято решение о вхождении государства в лице «Рособоронэкспорта» в капитал корпорации. Как заявил журналистам г-н Тетюхин, «до конца года будут определены размер пакета и его цена, а также сроки выкупа акций».

По состоянию на 26 мая капитализация «ВСМПО-Ависма» составила почти 2,5 млрд. долл. Если сделка по покупке будет осуществлена по рыночной цене, в чем сомневается большинство аналитиков, то «Рособоронэкспорту» потребуется найти более 1,25 млрд. долл., чтобы претендовать на контрольный пакет акций титановой корпорации.

Поэтому, вероятнее всего, подготовленный госпосредником законопроект «О государственной корпорации «Рособоронэкспорт»», согласно которому он должен превратиться из федерального государственного унитарного предприятия в госкорпорацию, связан именно с желанием руководства увеличить финансовую самостоятельность компании. Являясь унитарным предприятием, «Рособоронэкспорт» ограничен в распоряжении денежными средствами и привлечении кредитных ресурсов, поскольку обязан согласовывать с государством сделки стоимостью более 5 млн. руб. При этом военно-промышленный характер экспорта исключает возможность акционирования ФГУП.

Однако тонкость состоит в том, что «Рособоронэкспорт» трактует понятие «госкорпорация» не в общепринятом смысле как акционерное общество с мажоритарной долей государства, наподобие «Газпрома» или «Роснефти», а в соответствии с законом «О некоммерческих организациях», что не предполагает получение прибыли и выплату дивидендов в пользу собственника. С 1999 года, когда закон об НКО был дополнен главой о госкорпорациях, таковых было создано всего две — Агентство по реструктуризации кредитных организаций (ликвидировано в 2004 году) и Агентство по страхованию вкладов. Главной же особенностью нового статуса являются право госкорпорации распоряжаться имуществом и денежными средствами (сейчас доходы компании составляют более 5 млрд. долл.) по собственному усмотрению, а также подотчетность ее руководства исключительно Президенту РФ. Это обстоятельство объясняет желание Сергея Чемезова, генерального директора «Рособоронэкспорта» превратить свою компанию из госпосредника в особую госкорпорацию.

Другая же, «обычная» госкорпорация — РАО «ЕЭС России» — на прошлой неделе порадовала руководство двух российских столиц. 20 мая в Санкт-Петербурге в присутствии губернатора Валентины Матвиенко был введен в эксплуатацию новый энергоблок мощностью 180 МВт на ТЭЦ-5, входящей в «ТГК-1». Как заявил Анатолий Чубайс, «пуск электростанции — это досрочное начало реализации Комплексной программы ликвидации дефицита мощности в России, оцениваемой в 2 трлн. рублей». Напомним, что правительство рассмотрит вопрос завершения реформы электроэнергетики и начала привлечения инвестиций в отрасль на заседании 8 июня.

25 мая, в годовщину московского локаута, Анатолий Чубайс и Юрий Лужков подписали Соглашение о совместном развитии столичной энергетики, в соответствии с которым до 2011 года в Москве планируется построить 5800 МВт электрической и 4785 Гкал/ч тепловой мощности, а также 2600 км линий электропередачи и 276 подстанций. Общий объем вложений оценивается в 400 млрд. руб., которые будут привлечены и инвестированы совместными усилиями РАО «ЕЭС России» и Правительство Москвы. Как уточнил Юрий Лужков, «часть объектов мэрия будет финансировать из бюджета». В качестве дополнительного источника инвестиций РАО предлагает ввести в Москве плату за подсоединение к электрическим сетям. В настоящее время такая плата уже введена в 25 российских регионах, включая такие крупные города, как Санкт-Петербург и Пермь.

Оставьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <em> <i> <strike> <strong>

Наш адрес:

  • Россия, 105066, Москва,
    ул. Нижняя Красносельская, д. 40/12, бизнес-центр «Новь»
  • e-mail:
  • Телефон: (495) 987-3755,
    (495) 987-3756,
    (495) 987-3758

    Факс: (495) 987-3759
  • Схема проезда Схема проезда









































Электоральная география.com - политика на карте

Журнал ПОЛИТЭКС - ПОЛИТическая ЭКСпертиза



Наша кнопка:
Институт региональной политики

© 2006 «Институт региональной политики»