Новости госкапитализмаНе нефтью единой? – Поддержи отечественного! – Лучше на Аляску Не нефтью единой?Ввиду отсутствия новостей из отечественной нефтяной отрасли приходится больше и больше ориентироваться на слухи. Почва под слухами, надо сказать, весьма благодатная, поскольку скоро выборы, что там будет – одному ВВП известно, так что многим хочется смыться от греха подальше. Подальше – это куда-нибудь в Лондон. Желающих самостоятельно исчезнуть из нефтяного бизнеса в России немного – речь идет, прежде всего, о совладельцах ТНК-BP. Был еще Михаил Гуцериев, но у него тихо улизнуть в Лондон не вышло, получилось громко и не совсем удачно. ТНК-BP в российско-британском совладении нынче ни рыба, ни мясо, да еще «Газпром» отодрал самый лакомый кусок в виде Ковыкты. Тут два варианта: либо Фридман с Вексельбергом тихо продают свои акции British Petroleum, благо британцы еще испытывают какие-то иллюзии относительно ведения бизнеса в России, либо свято место радостно занимает «Газпром». Может быть и «Роснефть», но этот вариант кажется слабее. Кстати, упомянутая «РуссНефть» может все-таки достаться Дерипаске, которому удивительным образом удается прирастать, когда у других вокруг отбирают. Хотя Сечин с Богданчиковым могут думать иначе… Грядущий раздел башкирской нефтянки и нефтехима обсуждается уже как практически свершившийся факт, хотя кроме СНОСа еще ничего не поделено. Вероятно, что нефтеперерабатывающие и нефтехимические активы в Уфе достанутся «Роснефти», которая испытывает сильный дефицит перерабатывающих мощностей. Там, правда, еще Евтушенков затесался, но «Систему» вряд ли стоит рассматривать иначе, чем в качестве венчурного инвестора – купить подешевле, а потом продать Богданчикову подороже. Кому достанется сама «Башнефть» – пока неизвестно, по всей видимости, это определится комбинацией других факторов, таких, как продажа ТНК-BP или «Сургутнефтегаза». Ибо раздел между «Роснефтью» и «Газпромом» может традиционно пойти «по-честному»: тебе кусок и мне кусок. Соседям из «Татарстана» пока ничего особо не угрожает, что во многом обусловлено традиционной «особой позицией» Шаймиева. Минтимер Шарипович уже давно построил внутри отдельно взятой республики свой собственный нефтедобывающий и нефтехимический кластер, и взять его голыми зубами тяжеловато – стоит недешево, да и криков будет много. Кроме того, тенденция к еще большей локализации использования татарстанской нефти (строительство двух НПЗ и нефтехимических производств) говорит о желании республиканских властей сделать «Татнефть» и ТАИФ куском настолько большим, чтобы его продажи хватило им на безбедную жизнь после ухода Шаймиева на заслуженный отдых. Еще остается «Сургутнефтегаз», который уже давно является «темной лошадкой» российской нефтянки. Во-первых, компания, по сути, принадлежит сама себе. Во-вторых, огромный, более 15 млрд. долларов, размер денежных средств на счетах компании делают ее либо очень привлекательным объектом для поглощения, либо наоборот – одним из наиболее вероятных покупателей чего-нибудь плохо лежащего. Однако эти разговоры идут уже много лет, а воз и ныне там, и тов. Богданов уверенно кладет год за годом лишние пару-тройку миллиардов в копилку. Вот и сейчас обсуждаются механизмы на этот раз уже дружественного слияния «Сургутнефтегаза» с «Роснефтью», однако, учитывая весьма солидную капитализацию «Сургутнефтегаза», провести такую схему будет не просто. Впрочем, если под переход Владимира Владимировича с государевой службы в нефтянку будут создавать единую мега-корпорацию, то «Сургутнефтегаз» туда вольется легко. Вот только будут ли создавать подобного монстра? Из других страшилок наиболее популярная ходит про «ЛУКОЙЛ», тем более что Алекперов сам дал для этого повод, пару месяцев назад публично «высказав опасения» усилением роли государства в нефтедобыче. Однако сам Вагит Юсуфович сделал все, чтобы съесть «ЛУКОЙЛ» было практически не под силу никому: диверсифицировав географию компании за счет Восточной Европы, США, Каспийского моря и проектов в Египте, Венесуэле, Саудовской Аравии и других, удаленных от Кремля мест. Конечно, «дело ЮКОСа» показало, что несъедаемых нет – есть лишь плохо перевариваемые, но, в отличие от Ходорковского, Алекперов – «белый и пушистый», налоги платит в срок и в установленном размере. Поддержи отечественного!Из более приземленных новостей надо отметить очередной поход «Аэрофлота» к варягам за добычей. Предыдущий поход закончился практически ничем: Alitalia оказалась слишком дорога, а JAT – небольшой улов для такой сети, поэтому вопрос о сербах отложили. Теперь «Аэрофлот» изучает возможность приобретения государственного чешского перевозчика Czech Airlines. Правда, правительство Чехии собирается продать Czech Airlines после возвращения компании к прибыльности (по прогнозам, это станет возможным не ранее 2008 года). Рыночная стоимость авиакомпании в 2005 году составляла 260 – 300 млн долларов, в 2006 году она была понижена до 150 млн долларов. Если так оно и есть, то брать надо не думая: стоимость самолетного парка компании (28 самолетов средним возрастом 6,5 лет) куда выше, чем ее капитализация. Есть опасения, что идеальный вариант - убыточную компанию расформировать, а самолетами заменить парк старых паровозов, на которых «Аэрофлот», на потеху конкурентам, летает по России, не найдет понимания у чешских властей. Кстати, «Аэрофлот», дорвавшись до «Дальавиа», начал показывать, кто в доме (т.е. в Хабаровске) хозяин. Местный аэропорт, входящий в структуру «Дальавиа», всего за четыре дня до вступления в силу зимнего расписания полетов разослал телеграмму об отказе в период его действия принимать самолеты иностранного производства. Внезапный запрет аэропорт мотивировал отсутствием необходимого спасательного оборудования. На таких самолетах предполагали выполнять рейсы в Хабаровск из Москвы авиакомпании S7 (на Airbus A310), “Трансаэро» (на Boeing 767), «ВИМ-авиа» (на Boeing 757). Кроме того, «Сахалинские авиатрассы» совершают рейсы в Хабаровск из Южно-Сахалинска на Boeing 737, а Asiana Airlines из Сеула на Airbus A320. Как легко догадаться, сам «Аэрофлот» и «Дальавиа» летают на «тушках». Хорошая схема: ненавязчиво поддержать таким образом отечественного производителя за счет отечественного потребителя и самим в накладе не остаться. Лучше на АляскуСамое интересное остается напоследок. Оказалось, что РЖД намерены создать несколько логистических центров за рубежом, в том числе в Австрии, Китае и Северной Корее – именно с таким заявлением выступила пресс-служба компании. Одним из запланированных проектов является реконструкция участка северокорейской железной дороги Хасан-Раджин (колея 1520 мм) с выходом на Транссиб и создание логистического центра в городе Раджин (КНДР). Но это не самое любопытное. Как отмечается в пресс-релизе, до 2030 года предполагается организовать прямое железнодорожное сообщение Москва – Братислава – Вена с использованием российской колеи (шириной 1520 мм) и создать логистическо-провайдерский центр в районе Вены. Если кто еще не понял, тов. Якунин пообещал построить железную дорогу в Вену. Причем со своей колеей. Теряюсь в догадках, что же могло навести руководство РЖД на столь креативную идею. Бог с ними, с северокорейцами, может быть, наши дети доживут до светлого момента объединения обеих Корей и начала использования этой дороги. Но строить железную дорогу в Вену – этот полет фантазии, недоступный простым россиянам. Лучше бы копали тоннель на Аляску – глядишь, до чего-нибудь полезного докопались, до нефти, например… Оставьте комментарий |
Наш адрес:
© 2008 «Институт региональной политики»
|