Региональные стратегии крупного бизнесаЕвропе и не снилось. – Светлое будущее отечественного «Самсунга». – Пароходство станет универсальным. – Цементные миллиарды. Как известно, с недавних пор в России действует новый порядок доступа к недрам: «хочешь получить новую нефть – умей её переработать». Его введение обсуждалось неоднократно, поэтому вряд ли стало неожиданностью. На мой взгляд, следует говорить о подведении промежуточных итогов государственного наступления на нефтегазовую отрасль. В старом правительстве полагали, что такая мера заставит нефтяников всерьез взяться за переработку маслянистой жидкости, экспорт которой долгие годы был основой их бизнеса. На деле получается, что крупным компаниям становится всё интереснее перерабатывать нефть в Европе (была бы возможность!), и «Роснефть» – не исключение из общего правила. К тому же, важнейшим для них ресурсом остаётся административный, от которого зависит распределение не только новых, но и старых месторождений. Компании второго эшелона, не имеющие нефтеперерабатывающих заводов, уже осознали шаткость своего положения. А ведь на них, по существу, лежит наиболее тяжелая задача – осваивать небольшие и зачастую труднодоступные участки либо выкачивать нефть из месторождений, выработанных ещё в советские годы. Логика их развития проста: нет доступа к нераспределенному фонду – нет роста добычи – нет инвестиций. Заметим, что государственная политика все-таки возымела ожидаемое действие. Строить мини-заводы теперь собираются по всей стране: сообщения о новых проектах появляются каждую неделю (в конце августа это была Псковская область, в начале сентября – Ленинградская, мини-переработку будут развивать также в Кемеровской и Ростовской областях, на Кубани и т.д.). Европейским странам такая активность и не снилась: последний НПЗ в Западной Европе был введен в строй в 1976 году. Инвесторами строительства выступают небольшие компании, поэтому и заводы будут ориентированы в основном на спрос. На этой неделе планами на 300 млн дол. поделилась малая компания «СМП Нефтегаз», работающая в Татарстане. Один её из акционеров, Фоат Комаров, сообщил о намерениях построить нефтеперерабатывающий завод в Альметьевске к 2010 г. Заказ оборудования для нового предприятия, мощность которого составит 1 млн т нефти в год, начнут уже в 2008 году. Собственного сырья для загрузки НПЗ «СМП Нефтегазу» не хватит (сейчас компания добывает 450 тыс. т нефти), но тут свою роль должно сыграть расположение предприятия – Альметьевск является «сердцем» трубопроводной системы России.
Концерн «Ситроникс», любимое детище Владимира Евтушенкова, не собирается отказываться от грандиозных планов на ближайшие годы, несмотря на отсутствие прибыли и прочие неприятности. Отчасти потому, что даже эти планы прорывными не назовешь, и их сворачивание лишит концерн всякой надежды получить крупный заказ за рубежом (как знать, возможно, производство sim-карт и проездных билетов для метро и есть самое большое достижение отечественной электроники?). Вроде бы и размещение акций прошло (правда, не очень удачно), и заказы на IT-оборудование и услуги от компаний, входящих в «Систему», гарантированы, чего же боле? Оказывается, руководители концерна, который Владимир Петрович назвал российским «Самсунгом», видят будущее в развитии микроэлектроники и освоении новых рынков. В этом году на зеленоградском заводе «Микрон» планируют освоить технологию 180 нм. Хорошо? Отлично! Поскольку в 90-х в ходу была совершенно устаревшая технология 800 нм. Но необходимо иметь в виду, что при такой ширине процесса производились процессоры Pentium II и III (ранние модели), которые в XXI веке уже не выпускались – первый из них торжественно представили в 1997-м, а второй – в 1999-м. Иными словами, глубина нашего прогресса такова, что даже сегодняшний технологический уровень не удастся покорить без колоссальных вложений. Корейский «Самсунг» разрабатывает и производит современную электронику, используя технопроцесс 40 нм, и с успехом продает её в 100 странах мира, а российский? Тем не менее, кажется, что такое положение вещей перестало устраивать всех. О какой технологической безопасности может идти речь, если почти всё «оружие будущего» в России создается на импортной элементной базе? Поэтому «Ситроникс» решил не ждать, пока на его месте возведут новую вертикаль, и обратился за финансовой помощью к государству. Без его участия никак не обойтись – развитые страны на нужды собственной электронной промышленности никаких средств не жалеют. Итак, в следующем году в Зеленограде начнется внедрение современной технологии – 65 нм. Стоить такое удовольствие будет весьма недешево – вложения в строительство нового завода оцениваются в 2 млрд дол. Большую часть средств концерн надеется получить от Минэкономразвития, предлагая взамен 49% в СП. Мировых лидеров подобный проект едва ли заинтересует – технология устаревает, к тому же они с полным на то правом будут требовать контрольный пакет акций. АФК «Система», которая очень дорожит своими активами в электронике, на это не пойдёт. Да и кто позволит?
Внутренний водный транспорт, который крайне редко давал повод вспоминать о себе и потому считался вымирающим видом, получил ощутимую инвестиционную поддержку. Тем более удивительно, что это событие произошло за пределами Волжско-Камского бассейна, на который приходится основной объем грузооборота. И уж совсем поражает заявленная сумма инвестиций – 21,7 млрд руб. Речь идет о строительстве Ростовского универсального порта, проект которого уже получил высочайшее одобрение со стороны президента Путина и первого вице-премьера Иванова. Группа компаний «Азово-Донское пароходство» завершила первый, подготовительный этап реализации проекта, в ходе которого был приобретен земельный участок под строительство площадью 280 га. Второй этап начнётся осенью-зимой текущего года. На левом берегу Дона (промзона «Заречная») появятся современные инфраструктурные объекты – контейнерный терминал мощностью 200 тыс. TEU в год, терминал по переработке генеральных грузов и металлопроката на 3 млн т грузов в год и два логистических центра. Третий этап реализации (2009 - 2012 гг.) ещё более грандиозен: в Ростове-на-Дону построят мультимодальный портовый комплекс, в составе которого будут терминалы по перегрузке леса, навалочных грузов и металлопроката, второй контейнерный терминал на 350 тыс. TEU в год, большой логистический комплекс площадью 150 тыс. кв. м и промышленно-индустриальный технопарк. Общий грузооборот нового ростовского порта запланирован на уровне 15 млн т (старый переваливает порядка 10 млн т). Позднее один из совладельцев транспортного холдинга, депутат Госдумы Федор Швалев назвал привлечение государственных инвестиций самым эффективным путем реализации проекта. Федор Михайлович знал, о чем говорил: областные власти заготавливают документы для включения проекта в федеральную программу развития транспортной системы, а в самом пароходстве кипит работа над технико-экономическим обоснованием, которое позволит претендовать на средства Инвестфонда. Руководства областного минтранса и «Азово-Донского пароходства» едины во мнении: Ростову-на-Дону крайне необходим современный речной порт, который позволит городу стать мультимодальным транспортным узлом – неплохие задатки в виде развитой сети железнодорожных, автомобильных и водных путей уже есть. Эксперты такой уверенности не разделяют: море рядом, да не то – инвестиции государства и крупного бизнеса в первую очередь идут в порты на Черном море. Когда эта очередь дойдет до внутренних портов, неизвестно…
«Евроцемент груп» мог бы хорошо поладить с советской властью в прежние времена: холдинг Филарета Гальчева не только постоянно увеличивает затраты на модернизацию старых заводов, но и стремится застроить Европейскую часть страны новыми. То ли так страшна российская антимонопольная служба, которая в прошлом году грозилась пустить предпринимателя по миру, то ли очень хочется угнаться за строительным бумом и ажиотажным спросом, который этот бум порождает. До конца года компания собирается подписать соглашения о строительстве сразу четырех заводов, три из которых будут расположены в Карачаево-Черкесии, Свердловской и Липецкой областях и дадут стране 5 млн т качественного цемента (первые два – по 2 млн т, липецкий завод даст 1 млн т). В этих регионах уже работают предприятия холдинга, в т.ч. завод «Невьянский цементник» на Урале – самый современный в стране. Инвестиции в столь масштабное строительство составят $ 2,35 млрд. Где будет заложен четвертый завод, представитель компании не уточнил. По аналогии с названными выше проектами можно думать, что это будет один из регионов присутствия «Евроцемента». Прирост производства получается немаленький – где-то пятая часть от нынешнего уровня. До 2015 года холдинг Гальчева увеличит производственные мощности почти вдвое – до 50 млн т в год. Конкуренты не дремлют, но угнаться за «Евроцементом» у них не получится. Риск перепроизводства и повышение цен на энергоносители никого не пугают: в стране растет дефицит цемента, который окупит любые понесенные затраты… Регионы: Карачаево-Черкесия Республика, Татарстан Республика, Липецкая область, Ростовская область, Свердловская область, МоскваОставьте комментарий |
Наш адрес:
© 2006 «Институт региональной политики»
|