Это первая статья, посвященная новой классификации российских регионов и предложениям по поводу региональной политики, учитывающей всю непохожесть территорий, иногда граничащих между собой, но совершенно разных по характеру экономики. Вторая статья выйдет в следующий вторник.
Отношения между центром и регионами за последние 15лет менялись в диапазоне от “берите что хотите” до глубокого подозрения в сепаратизме и неспособности управлять своими делами. При этом все давно привыкли, что Россия живет без региональной экономической политики.
Предположим, в условиях кризиса переходного периода ресурсов на региональное развитие не было. В то же время огромные средства были реально перекачаны от доноров к регионам— получателям федеральной помощи: на социальную стабильность, на политические цели и в связи с коррупцией, наверное, тоже. Так что средства ушли, а целей и политики не было. Отказ от проработки системы целей и инструментов отчасти можно приписать тому волшебному очарованию простых мер макроэкономической политики, которые приводят к счастью модернизации как бы сами собой. Потребовалось пять лет бума личного потребления в стране (прирост в 60%!) и экспорта сырья, чтобы убедиться, что это не так.
А есть ли у нас такое разнообразие регионов, чтобы ими нужно было бы заниматься? Интуитивно все дают положительный ответ, однако пора провести элементарный анализ— по уровню и типу развития в условиях свободного ценообразования, открытости для глобальной конкуренции. Хотя в газетной статье всю методологию не развернешь, основные параметры страны читатели легко увидят.