Локомотивы общего дела. Общее дело

7 октября 2013 - Администратор
Реализация любой, а особенно революционной по своим подходам, стратегии регионального развития - мероприятие крайне чувствительное к ходу других действий федеральной власти. Поэтому на этапе принятия региональной стратегии максимально важно достичь консенсуса разработчиков, экономического блока правительства, ключевых отраслевых ведомств и региональных элит.
 
Так, одна из базовых проблем, способных оказать определяющее влияние на реализацию стратегии, - пространственный аспект отраслевых федеральных целевых программ, крупнейшего канала федеральных инвестиций. Любая стратегия регионального развития обязана претендовать на соуправление гигантским потоком ФЦП, иначе она обречена на провал. Региональное распределение отраслевых ФЦП, если их не регулировать с точки зрения приоритетов пространственного развития страны, всегда будет драматически искажать реализацию любой самой правильной региональной стратегии. Просто в силу своего объема. Критерии пространственного развития должны стать базовыми при формулировке и реализации отраслевых ФЦП.
 
То же самое справедливо и в отношении миграционной политики, и политики в сфере образования, и проч. Показательный пример. Один из важнейших постулатов стратегии развития регионов - необходимость совершенствования миграционной политики с целью закрепления трудовых ресурсов в России и создания условий для положительного сальдо внешних миграций. Много говорится в стратегии и об образовании как важном факторе формирования "пространственной и квалификационной мобильности населения". При этом в день обсуждения на заседании правительства стратегии развития регионов парламентарии обсуждали предложение Минобороны о резком сокращении числа военных кафедр в российских вузах и об общем призыве в армию выпускников. А это не что иное, как создание условий для оттока квалифицированных молодых российских граждан из страны.
 
Зависимость стратегии от других составляющих федеральной политики делает актуальной проблему выработки и внедрения действенных механизмов согласования ведомственных интересов, особенно при распределении по регионам федеральных инвестиций. Эту проблему, конечно, не решить в рамках предложенной Межведомственной комиссии при Минрегионе (т. е. при отдельном министерстве). Нужны: а) консенсус федеральных и региональных элит и ключевых ведомств вокруг целей и методов региональной политики и б) постоянно действующий механизм оценки в федеральной политике "региональных последствий нерегиональных решений".
 
Одной из площадок для достижения такого консенсуса должно стать широкое обсуждение возврата части полномочий на региональный уровень. Прошедший в субботу в Калининграде Госсовет на эту тему лишь номинировал проблему: консолидация инструментов развития на федеральном уровне достигла предела неэффективности, и в условиях фактической встроенности губернаторов в исполнительную вертикаль часть значимых для экономического развития полномочий можно вернуть на региональный уровень, что повысит возможности регионов к саморазвитию. Эта работа также должна происходить в рамках совершенствования стратегии.
 
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий