Юлия Ускова
Практически половина показателей из президентского указа «Об оценке эффективности» относятся к социальной сфере, но разброс их очень велик – от стандартных данных, которые собирает Росстат, до показателей, определять которые предлагается, например, по соцопросам населения. Но дело даже не в самом наборе показателей, логика которого не ясна, не в способах их измерения и не в степени ответственности региональной власти за эти показатели (те же аварийные дома могут быть атавизмом советского прошлого). В тексте Указа упоминается, что до 1 августа должны быть разработаны и утверждены перечень дополнительных показателей и методика оценки эффективности деятельности. Это означает, что сейчас нет четкого понимания, что делать с полученными данными, как их оценивать и насколько они исчерпывающи. А уже 1 сентября должны быть предоставлены доклады регионов по показателям за 2006 год – у регионов осталось два месяца на предоставление «домашнего задания», критерии оценки которого не ясны.
Но, несмотря на это, до 1 января 2008 года должны быть предоставлены предложения о выделении грантов отдельным субъектам для содействия достижению и /или поощрения наилучших значений показателей. Тогда, например, дотационные регионы, в которых расходы консолидированного бюджета на здравоохранение и образование меньше «наилучших значений», и регионы-реципиенты, превысившие эти показатели, равно получат гранты федерального бюджета. Таким образом, предлагаемая формализация оценки качества работы региональных властей, которая в перспективе должна способствовать реальному улучшению управления в регионах, окончательно теряет смысл.