Нужна новая политика. Эксперимент, выявление точек роста
7 октября 2013 - Администратор
Отсюда вывод: России нужна новая региональная политика, которая создавала бы систему действенных стимулов к развитию и для лидеров, и для аутсайдеров. Которая решала бы проблемы пространственного развития не только через бюджет, но в первую очередь через систему прямых экономических связей субъектов рынка. Что в этой связи было бы полезно предпринять?
Надо гарантировать населению всех регионов страны четко определенный базовый социальный стандарт. С этой функцией выравнивания (обеспечение всех и каждого базовым стандартом) мог бы справиться неплохо зарекомендовавший себя Фонд финансовой поддержки регионов. Известно, что, если бы не было ФФПР, доходы 10регионов-лидеров превышали бы сегодня доходы 10аутсайдеров не в 3-5раз (как сегодня), а в 8-10раз. Но выполнение этих базовых обязательств не должно угнетать задачи регионального развития. Поэтому предлагаю наряду с обязательным финансированием базового минимума постепенно увеличивать удельный вес программ, нацеленных на реализацию инфраструктурных проектов экономического развития регионов.
Необходимо грамотно выявить точки роста в региональной политике. Ни в коем случае нельзя назначать сверху базовые регионы— так называемые локомотивы роста. Нам надо определить их через прозрачную и беспристрастную ревизию всей карты региональных инвестиционных проектов. Для этого было бы полезно провести открытый экспериментальный федеральный конкурс региональных инвестиционных проектов повышения конкурентоспособности. Любой регион сможет принять в нем участие. При этом отбор проектов на конкурсе должен осуществляться по четким критериям экономической (а не социально-политической) эффективности. И не чиновниками, а комиссией с привлечением независимых профессиональных экспертов и консультантов.
Главное, через механизм конкурса федеральная власть получит в свое распоряжение полный набор имеющихся в регионах проектов развития. Полагаю, кстати, что будущие локомотивы, выявление которых и станет основной задачей конкурса, совсем не обязательно совпадут с нашими традиционными представлениями о регионах-донорах.
Федеральные деньги на конкурсе должны расходоваться исключительно в качестве сопровождения средств частного капитала и средств региональной власти. Кстати, Чили только на программы инновационного развития регионов тратит специальным законом 1%ВВП ежегодно и собирается увеличить финансирование до 2%ВВП. Я бы предложил на первом этапе в качестве эксперимента потратить на финансирование российского конкурса региональных инвестиционных проектов не более 1%федерального бюджета финансового года. В случае успеха конкурса можно эту сумму увеличить.
Сейчас развивается дискуссия о наиболее эффективном способе расходования излишков стабилизационного фонда в целях стимулирования экономического роста. На мой взгляд, федеральный конкурс региональных инвестиционных проектов мог бы стать одним из самых эффективных получателей этих средств.
Реализация региональной политики, направленной на развитие точек роста и базовые регионы, остро ставит вопрос о том, как распространять импульсы экономической активности от лидеров к аутсайдерам, как втянуть аутсайдеров в цепочки добавления стоимости. Как устранить преграды для перетока экономического роста через границы регионов.
Понятно, что сегодняшнее состояние межрегиональной кооперации нельзя назвать удовлетворительным: регионы открыты для экспорта-импорта, открыты для общения с Москвой, но воюют друг с другом на многих отраслевых досках.
Поэтому часть федеральных инвестиций в регионы необходимо направить на финансирование федерального конкурса межрегиональных инвестиционных проектов. Мы сможем таким образом: 1)выявить карту уже сформулированных межрегиональных инвестиционных проектов, 2)дополнительно стимулировать регионы к сотрудничеству и формулировке общих экономических интересов и проектов.
В конкурсе межрегиональных инвестиционных проектов федеральное финансирование тоже должно быть лишь сопровождением средств частных инвесторов и региональных бюджетов.
Однако все эти проекты по выявлению очагов роста не заработают без создания системной заинтересованности регионов в саморазвитии. Ключевая проблема Красноярского края, как и любого другого региона,— чем больше мы зарабатываем, тем больше у нас изымают. В связи с этим в рамках межбюджетных отношений необходимо определить некий пороговый уровень доходов, при перевыполнении которого излишки будут расходоваться на территории, инвестироваться в проекты ее развития. Это должно касаться не только доноров, но и реципиентов, у которых тоже нельзя изымать трансферты ровно на сумму прироста их собственных доходов— это лишает их стимулов к развитию.
Считаю, что предложения президента, по сути встраивающие региональную власть в единую исполнительную вертикаль, дают политическую и административную возможность федеральному центру проводить более активную региональную политику, направленную на развитие. Централизовав политический ресурс, Федерация может себе позволить значительно смелее делегировать вниз инструменты экономического развития. Этот шанс надо использовать для поворота региональной политики страны в сторону приоритетов развития.
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
![]() |
Добавить комментарий |