Такое парадоксальное положение сложилось из-за нестыковок законодательства, принимавшегося в разное время. Нормы, определяющие право президента отрешать и временно отстранять от должности глав регионов, были введены в закон об общих принципах организации государственной власти в регионах в июле 2000 года, в первую волну путинской федеративной реформы. Отрешение от должности предусматривалось крайней мерой для случая, когда глава региона отказывается, несмотря на президентское предупреждение, исправлять региональный правовой акт, противоречащий федеральному законодательству. По сравнению с ним механизм отстранения от должности (такой же, в общих чертах, как сейчас) выглядел заметно более простым и доступным. Впрочем, в 2000 – 2004-х годах ни та, ни другая норма не применялась ни разу – только как угроза для самых непослушных. В конце 2004 года, когда закон об организации государственной власти в регионах правился под новый порядок утверждения губернаторов, была изменена и статья, касающаяся временного отстранения от должности. Еще тогда из нее были вычеркнуто упоминание о тяжких и особо тяжких преступлениях, осталось только «в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении преступления». Немедленному вступлению в силу упрощенного порядка отстранения от должности помешало лишь то обстоятельство, что прежние «тяжкие и особо тяжкие» правила к тому времени уже были внесены в новый УПК, принятый в ноябре 2001 года. До соответствующих поправок в УПК дело дошло только недавно. Широкая публика узнала о готовящихся поправках в сентябре 2006 года, когда правительственный законопроект был внесен в Государственную думу.