Разные условия - разные цели. Итоги и цели

8 октября 2013 - Администратор
В большинстве стран мира или меньше игроков и интересов, или— в силу исторического развития— слабее региональные различия. Но такая уж у нас страна: Российская империя мучилась с контрастами (от кочевников до немецких бюргеров), Советы пытались все перемешать и выравнять. Тем сложнее задача, стоящая перед современной Россией,— найти траекторию устойчивого развития для составных частей с очень разными стартовыми позициями. Выравнивание развития— это не столько локальное душевое потребление, сколько развитие человеческого капитала, институтов демократии, частной собственности и конкуренции.
 
Благодаря новой классификации регионов можно, отвлекшись от географии, увидеть, что сближает группы регионов. Например, становится очевидно, что наиболее развитые и наименее развитые регионы по общей динамике ВРП следуют близкими траекториями, а средние по развитию области идут более самостоятельным путем. Отсюда два вывода: экономически слабые регионы обладают достаточной переговорной силой, чтобы получать долю от прогресса страны через перераспределительные механизмы, но и богатые регионы в состоянии удерживать динамику этого перераспределения в пределах динамики своего роста.
 
Это наблюдение позволяет говорить о двух простых группах, у которых есть ярко выраженные интересы в региональной политике,— донорах и получателях. Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин сказал об этом совершенно ясно: “Донорам заранее известно, что результат их усилий по развитию экономики региона будет перераспределен федеральным центром через бюджет в пользу отстающего соседа с помощью федеральных трансфертов” (см. “Региональное измерение: рост и развитие”, “Ведомости” от 29.11.2004). В глаза бросается политика федерального центра по бюджетному выравниванию. Видимо, федеральный центр полагает: “Мы проводим бюджетное выравнивание, и этого достаточно”. Достаточно ли?
 
Федеральный центр с его политической мощью, восстановленной за последние пять лет, имеет несколько целей в региональном развитии, которые он вынужден преследовать сознательно или даже бессознательно. Самая заметная цель— поддержание социально-политической устойчивости в стране и сохранение ее единства путем поддержания бюджетной обеспеченности слабых и слабейших регионов. Между странами такой тип поддержки обычно невозможен: передача ресурсов от страны к стране идет как небольшая прямая помощь или через сложный кредитный механизм.
 
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий