Самый быстрорастущий СПС: подсказки к Пермской загадке часть 2
9 октября 2013 - Администратор
Скандальный, «на грани фола», стиль поведения СПС под руководством А. Бакова красочно характеризуется одним-единственным эпизодом из книги екатеринбургской журналистки Яной Порубовой, участницы этих избирательных кампаний:
Понедельник. Время - 19.00. Через двенадцать часов первый выпуск нашей предвыборной партийной газеты уезжает в типографию.
Прилетает из Турции Баков, и - чего удивляться! - легенда меняется.
Баков привозит бомбу, которой нам так не хватало. Решает зацепить пострадавшую от чернобыльской аварии территорию планами строительства атомной станции.
Час - на ознакомление с темой и переписывание передовицы.
Еще час - на согласование. Ночная верстка. Эх, где наша не пропадала.
Газета вышла. Цветная, с фотографией ядерного гриба в полполосы. Тула обомлела. Захлебнулась от неожиданности.
Помню, как спустя сутки в штабе СПС уже разрывался телефон:
- Тула? Союз Правых Сил? Вам звонят из Министерства экологии РФ. Скажите, откуда у вас информация о строительстве АЭС?
- Из Росэнергоатома, разумеется.
Буквально через десять минут очередной звонок:
- Тула? Союз Правых Сил? Вам звонят из Росэнергоатома. Откуда у вас информация о строительстве АЭС?
- Из Министерства экологии, разумеется…
Ход был сделан блестяще.
(Цит. по: Порубова Яна. Правый поворот: О том, как Союз Правых Сил догнал «Единую Россию» по голосам, и что будет дальше.- М.: 2006).
В избирательных кампаниях, проводившихся А. Баковым, место привычных либерализма и западничества занимались популистские лозунги против монетизации и повышения тарифов, за большие пенсии и «простых людей». В результате таких агитационных кампаний избирателями СПС становились люди, которые никогда раньше не сочувствовали ни либеральным идеям, ни рыночным реформам - бывшие (и, не исключено, будущие тоже) сторонники коммунистов, аграриев, жириновцев. Такая тактика была вполне оправданной в регионах, в которых, можно сказать, терять было нечего, собственных избирателей СПС в них было немного, для достижения результата нужно было привлекать другие группы избирателей. Можно было особо не беспокоиться о том, что вызывающее непривычное поведение партии на выборах оттолкнет ее традиционных сторонников - лишь бы привлекало других, более многочисленных.
Новое приглашение А. Бакова в СПС полтора года спустя свидетельствовало о том, что партия оказалась в совсем критическом положении и готова к отчаянным решениям. При этом некоторые отличительные особенности Пермского края заставляли сомневаться в осуществимости «баковского чуда». Здесь сохраняется ядро либерально настроенных избирателей, которые могли не принять избирательную кампанию А. Бакова за «свою». Здесь выше, чем в небольших среднерусских областях, устойчивость избирателей к политтехнологиям, и, что не менее важно, укорененное подозрительное отношение к соседям-екатеринбуржцам. Тем не менее, пермская избирательная кампания была организована и проведена по обычным баковским рецептам - и оказалась успешной.
Сравнение окончательных результатов голосования с социологическими опросами (см. выше) заставляет предположить, что рывок удалось сделать в последнюю неделю кампании, получившуюся по-баковски шумной.
При этом сценарий «баковских» выборов 2004-2005 гг. в Пермском крае повторился не во всем. Сравнение результатов факторного анализа, проведенного для думских выборов 2003 г. в Пермской области (включая Коми-Пермяцкий автономный округ), и для последних краевых выборов, показывает, что здесь команде А. Бакова не удалосьпривлечь совсем «чужих» избирателей - сторонников коммунистов, ЛДПР и «партии власти».
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
![]() |
Добавить комментарий |