Мировой опыт, в частности опыт Китая, Японии, Южной Кореи, говорит о том, что только достижение максимальной конкурентоспособности дает необходимый устойчивый экономический рост. Для этого, в свою очередь, необходимо сформировать инфраструктуру, обеспечивающую максимальную эффективность инвестиций. По мере увеличения интеграции России в мировую экономику создание конкурентоспособной среды становится приоритетным направлением для государства.
Назначение сверху отраслей, для которых государство создает режим благоприятствия, показало свою неэффективность и в России, и в мире. То же самое можно сказать и о регионах. Нельзя искусственно “назначить” регион, который государство будет развивать. Только те регионы, которые уже сегодня демонстрируют устойчивое и поступательное развитие, должны стать “полюсами роста”. Только там, где существуют и создаются агломерации предприятий, развивается предпринимательская и инновационная деятельность, будет возможно формировать конкурентоспособную среду.
Однако роль государства в этом процессе не должна быть пассивной. Роль государства— создать институциональные предпосылки для создания “полюсов роста”. К ним относятся формирование региональных центров принятия решений, повышение эффективности и ответственности регионального управления, разработка и внедрение принципов территориального планирования.
Также следует на основаниях оценки эффективности государственного управления видоизменить порядок межбюджетных отношений, что позволит разрабатывать и реализовывать совместные (федеральное правительство— региональное правительство— муниципалитет) проекты развития. Эти примеры легко найти в Европейском союзе.