Ваше имя:

Имя адресата:

Email адресата:

Ссылка: http://www.regionalistica.ru/obzor/weekly/archive/y2006/jul06/jul1706/reggos170706/
Институт региональной политики
Информация об институте
Направления деятельности:

Неделя 17-22 июля Отправить ссылку  версия для печативернуть оформление

Региональные стратегии государственных корпораций

Алексей Николаев

Реструктуризация атомной отрасли набирает обороты. - «Рособоронэкспорт» консолидирует активы. - Объединение авиаперевозчиков: «РосАвиаСоюз» вместо AiRUnion. - Первые плоды реформы энергетики: энергетики и региональные власти договорились инвестировать.

Реструктуризация российской атомной отрасли набирает обороты. На прошлой неделе стало известно, что в ближайшее время добывающие активы Корпорации «ТВЭЛ» и компании «Техснабэкспорт» будут выделены в единую горнорудную компанию, а «Атомэнергомаш» (дочка Корпорации «ТВЭЛ») и «Газпромбанк» создадут совместное предприятие для приобретения активов в атомном машиностроении.

Первоначально Горнорудная компания будет управлять предприятиями по добыче урана в Республике Бурятия (ОАО «Хиагда»), Читинской (ОАО «Приаргунский горно-химический комбинат»), Свердловской (ОАО «Малышевское рудоуправление») и Курганской (ЗАО «Далур») областях, а также в Казахстане (СП «Заречное»). По завершении реформирования предполагается, что горнорудная компания будет осуществлять полный цикл производства  — от добычи урана до изготовления тепловыделяющих сборок. Основной же задачей компании станет увеличение добычи урана: в настоящее время годовые потребности Корпорации «ТВЭЛ» приближаются к 9 тыс тонн урана, но собственной добычей покрываются лишь на треть. Для этого рассматриваются варианты освоения Эльконского уранового месторождения в Якутии, открытия уранового производства в Узбекистане и восстановление производства урана в Болгарии.

Первыми объектами для поглощения в атомном машиностроении альянс «ТВЭЛа» и «Газпромбанка» назвал «Ижорские заводы» и «ОМЗ-Спецсталь», расположенные в Колпино, г. Санкт-Петербург. В настоящее время оба предприятия входят в «Объединенные машиностроительные заводы». 75% акций холдинга недавно купила группа инвесторов, интересы которых представляет «Газпромбанк». Ранее «Атомэнергомаш» договорился с собственниками Подольского машиностроительного завода «ЗиО-Подольск», холдингом «Энергомашиностроительный альянс», о создании на базе завода совместного предприятия «ЭМАльянс-Атом», в котором госкорпорации будет принадлежать контрольный пакет (см. «Итоги недели 15-21 мая 2006. Региональные стратегии государственных корпораций»).

В перспективе Горнорудная компания и «Атомэнергомаш» станут соответственно горнодобывающим и машиностроительным дивизионами атомной корпорации «Росатомпром». Получить контроль над корпорацией государству, видимо, не составит труда, поскольку в уставный капитал «Росатомпрома» предполагается внести такие госактивы, как многочисленные отраслевые конструкторские бюро и институты. Кроме того, государство предполагает в 2007 году акционировать концерн «Росэнергоматом», объединяющий все российские атомные электростанции. Его акциями также может быть оплачен контроль над атомным концерном.

Консолидация крупных промышленных активов продолжится и под эгидой «Рособоронэкспорта». Помимо ранее заявленных планов по объединению активов в вертолетостроении, двигателестроении и специальной металлургии (см. «Итоги недели 22-28 мая 2006. Региональные стратегии государственных корпораций»), на прошлой неделе стало известно о предстоящем выкупе акции «АвтоВАЗа» и «ВСМПО-Ависма». До настоящего времени «Рособоронэкспорт» фактически управлял «АвтоВАЗом», не являясь его акционером, а параллельно вел переговоры с акционерами титановой корпорации о ее покупке. По словам генерального директора Сергея Чемизова, до конца лета «Рособоронэкспорт» станет собственником до 70% акций «ВСМПО-Ависмы» и создаст управляющую компанию, которая выкупит 60% акций «АвтоВАЗа» у нынешних владельцев  — вазовских дочек «AVVA» и ЦО «АФК».

В то же время стало известно, что владельцы «АвтоВАЗа» (»Рособоронэкспорт») отказались от продажи блокпакета акций завода французской «Renault», которая обещала создать совместное предприятие для сборки ежегодно 450 тыс автомобилей, разработанных на базе Renault Logan. По словам менеджмента завода, «АвтоВАЗу» «интересна лишь совместная разработка с французами новой платформы класса С и двигателя к ней», о чем теперь ведутся переговоры с «Porsche Engineering Group».

Подтверждением этих слов стала состоявшаяся на прошлой неделе торжественная церемония закладки первого камня в основание двигателестроительного завода, который «АвтоВАЗ» построит в пригородах г. Тольятти (Самарская область) . Предполагается, что новый завод будет запущен в две очереди и через два с половиной года будет выпускать до 660 тыс двигателей в год. Инвестиции в размере более 500 млн долл. позволят «АвтоВАЗу» комплектовать автомобили «Калина», «Приора» и перспективные модели бензиновыми двигателями объемом 1,6 л и 2 л, разработанными совместно с «AVL» (Австрия) и «Porsche» (Германия) и соответствующими стандарту «Евро-4″. Не исключено, что средства на строительство завода компания получит от государства, если составит четкую и обоснованную заявку в Инвестиционный фонд РФ.

Консолидация государственных активов в авиации, возможно, пойдет по наиболее благоприятному для развития отрасли пути, предполагающему не укрупнение «Аэрофлота», а создание в России нескольких крупных авиаперевозчиков (см. «Итоги недели 26 июня  — 2 июля 2006. Региональные стратегии государственных корпораций»). Так, стало известно, что Росимущество изменило свою позицию по отношению создания на базе альянса AiRUnion единой авиакомпании. На прошлой неделе Росимущество направило в Министерство транспорта и Министерство экономического развития и торговли РФ проект указа Президента об объединении «КрасЭйр», «Домодедовских авиалиний», «Авиакомпании «Самара»", «Омскавиа», «Сибавиатранса» в единую авиакомпанию с русским названием  — «РосАвиаСоюз». После же объединения контроль над новым авиаперевозчиком министр экономического развития и торговли Г. Греф предлагает передать в частные руки. Эту идею еще в апреле поддержал В. Путин.

Реформа энергетики, похоже, начинает приносить свои первые плоды  — пока в виде соглашений о намерениях инвестировать в отрасль.

Соглашения о совместном развитии региональной энергетики, подобные тому, что подписали РАО «ЕЭС России» и Правительство Москвы в мае (см. «Итоги недели 22-28 мая 2006. Региональные стратегии государственных корпораций»), до конца лета предполагается подписать с главами других энергодефицитных регионов. Прежде всего, это Санкт-Петербург и Ленинградская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Вся программа развития энергетики Санкт-Петербурга и Ленинградской области до 2010 года оценивается в 300-350 млрд руб. Необходимые инвестиции в энергетику тюменских регионов оцениваются в 250 млрд руб. Здесь предполагается привлечь к инвестированию крупные нефтяные компании, работающие в регионах  — «Лукойлом», «ГазпромНефть», «Сургутнефтегаз», «ТНК-BP», «Роснефть».

На прошлой неделе ОАО «ГидроОГК» подписала с администрацией Амурской области соглашение о развитии гидроэнергетики, согласно которому в ближайшие годы в регионе планируется построить три крупные ГЭС (Нижнебурейская ГЭС и каскад Нижнезейских ГЭС  — Граматухинская и Инжанская) совокупной мощностью более 700 МВт. Общий объем инвестиций, по оценкам, составит более 1,2 млрд долл., под которые энергетики предполагают получить региональные льготы. Однако здесь энергетикам придется еще поискать соинвесторов в лице, например, металлургов, готовых параллельно с развитием энергетики строить в регионе новые производства.

Оставьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <em> <i> <strike> <strong>

Наш адрес:

  • Россия, 105066, Москва,
    ул. Нижняя Красносельская, д. 40/12, бизнес-центр «Новь», корпус 20
  • e-mail:
  • Телефон: (495) 987-3755,
    (495) 987-3756,
    (495) 987-3758

    Факс: (495) 987-3759
  • Схема проезда Схема проезда









































Электоральная география.com - политика на карте

Журнал ПОЛИТЭКС - ПОЛИТическая ЭКСпертиза



Наша кнопка:
Институт региональной политики

© 2006 «Институт региональной политики»