Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта
Исследования для бизнеса Исследования для региональных властей Исследования для федеральных властей
Главная - Интервью и публикации в СМИ сотрудников ИРП - 28.07.06. Opec.ру. А. Осетрова: А стоит ли вообще заключать такие договора?
Главная
Направления деятельности
Наблюдательный совет
Экспертный совет
Сотрудники
Поиск
English

Текущие проекты

Стратегический вектор Сахалинской области

Доклад рабочей группы Госсовета

III Красноярский экономический форум

Объединенная Иркутская область: возможности развития

Программа развития Нижнего Приангарья

Стратегии крупного бизнеса и будущее регионов

Архив


Ротация региональной власти

Календарь выборов в законодательные собрания регионов

Календарь выборов и назначений высших должностных лиц в регионах (1991—2011 гг.).

Члены Совета Федерации

Назначение глав регионов в 2005 - 2006 гг.

Выборы в региональные парламенты 2003-2006

Президиум Госсовета РФ (2000-2006 гг.)

Региональные референдумы и опросы в 1991-2006 гг.


Федеральное нормотворчество:
региональный аспект

Федеральные законы

Постановления/Распоряжения Правительства РФ

Указы Президента

Регионально значимые законопроекты в Государственной Думе


Интервью и публикации
сотрудников ИРП в СМИ

28.07.06. Opec.ру. А. Осетрова: А стоит ли вообще заключать такие договора?

28.06.06. Opec.ру. А. Титков. Справиться со стихийным характером миграции невозможно

22.06.06. Газета.ру. А. Титков. Партия «Против всех»: жизнь после запрета

22.06.06. Демос. А. Титков. Сергей Миронов предлагает избирать членов Совета Федерации

19.06.06. Ведомости. Б. Столяров и О. Кузнецова о перспективах развития Сахалинской области

16.06.06. Коммерсантъ. Булат Столяров о заявках в Инвестиционный фонд

05.06.06. Эксперт. А.Громов, А.Титков "Эксклюзивное российское право"

19.05.06. Демос. А. Титков о ситуации в Хакасии

18.05.06. Ведомости. Р. Туровский о голосовании в Верховном совете Хакасии по отзыву члена Совета Федерации А. Саркисяна.

15.05.06. Эксперт. Б.Столяров, О.Кузнецова. "Великая восточная парадигма"

03.05.06. Ведомости. Р. Туровский о поправках в закон о президенте Бурятии

02.05.06. Ведомости. Р. Туровский об условиях переезда Конституционного суда из Москвы в Петербург.

18.04.06. Regnum.ru. Р. Туровский о политическом кризисе в Адыгее

05.04.06. Ведомости. Р. Туровский и А. Титков о заявлении президента Адыгее Х. Совмена

03.04.06. Ведомости. Р. Туровский о проекте введения суда присяжных в Чеченской Республике

31.03.06. Opec.ru. А. Титков. Тихим середнякам труднее всего: собственных доходов не так много, а федеральная помощь заведомо меньше, чем бедными и отстающим

30.03.06. Opec.ru. А. Титков. Муниципалитетам приходится брать, что дают, и выполнять, что скажут

28.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о запросе Государственной думы Астраханской области в Конституционный суд

22.03.06. Газета.ру. Р. Туровский. Коммунальное партстроительство.

21.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о протестах против строительства нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан” по маршруту вдоль Байкала

А Р Х И В

 

28.07.06. Opec.ру. А. Осетрова: А стоит ли вообще заключать такие договора?

 

Анна Александровна, Китай хочет взять в долгосрочную аренду один миллион гектаров сибирских лесов, поскольку крайне заинтересован в российской древесине. Россия готова эти гектары предоставить. Но разумно ли это? Может быть, на этой основе надо было бы развивать Дальний Восток за счёт привлечения туда нашей рабочей силы, а не китайцев, и поставлять в Китай уже готовый лес? И, кроме того, Россия для Китая - безальтернативный источник древесины нужного качества, следовательно, мы можем диктовать любые условия. Какова Ваша точка зрения?

Проблема действительно весьма актуальная, особенно на фоне состоявшейся недавно российско-китайской встречи представителей Федерального агентства лесного хозяйства РФ и китайских чиновников. Вы правы в том, что при принятии решения, отдавать или не отдавать в долгосрочную аренду немалый участок лесных угодий, Россия должна выработать логичную и выгодную для себя позицию. На прошедшей встрече были обсуждены некоторые рамочные положения, но конкретного решения по существу принято не было.

Очевидно, что у российских властей всего два варианта: разрешить китайским инвесторам осуществлять лесопользование на территории России или не делать этого. Рассмотрим первый сценарий. Во-первых, леса могут быть отданы китайцам в аренду, без каких - либо особых обязательств, кроме самых основных, обоснованных только с природоохранной точки зрения (выполнение функций лесовосстановления и лесоохраны). Такой вариант развития событий для России маловыгоден. Кроме того, он обостряется еще и тем, что в районах, наиболее богатых лесными ресурсами, а это Дальний Восток и Восточная Сибирь, крайне не развита лесовозная инфраструктура. А у тех участков, которые ей обеспечены, недостатка в российских арендаторах, собственно говоря, нет. Как будет решаться эта проблема необходимо определить заранее. Причем, грамотный подход к определению условий лесопользования может сыграть на пользу развитию лесной промышленности Востока страны в частности и российской экономики в целом. Отдавать в долгосрочную аренду, прежде всего, труднодоступные и малоиспользуемые лесные участки и обязать китайскую сторону наладить лесовозную инфраструктуру, которую можно будет использовать после истечения сроков аренды.

Второй путь определения условий российско-китайского договора, конечно, более проблемный и трудоемкий, но наиболее перспективный и выгодный для российской стороны. Речь идет о постановке условий таким образом, чтобы были озвучены обязательства по переработке лесопродукции на территории России. Иными словами, если китайцы хотят обеспечить себя лесопродукцией, то пусть строят лесоперерабатывающие предприятия на территории тех регионов, где осуществляется заготовка леса. Может быть это, конечно, очень категорично сказано, но возможны варианты. К примеру, часть леса может вывозиться в необработанном виде, а другая часть должна быть переработана. Это даст новые рабочие места, дополнительные налоговые поступления в региональные бюджеты.

Но, несмотря на различные варианты развития событий и учитывая то, что у России пока нет возможности самостоятельно осваивать огромные лесные пространства, необходимо серьёзно подумать над тем, а стоит ли вообще заключать такие договора? Во-первых, действительно, у китайцев нет выбора, они в любом случае будут покупать российскую древесину. Допуск к прямой аренде может серьезно снизить объемы экспорта леса в Китай. Во-вторых, совместные российско-китайские проекты на нашей территории, особенно в приграничных районах, нужно осуществлять очень аккуратно.

Так, уже больше года в Читинской области идет строительство Амазарского целлюлозно-бумажного комбината, где главным инвестором выступают компании КНР. В регион было привезено большое количество китайских граждан, они там обосновались, работают (местное население практически не занято в строительстве объекта). И дело идет к тому, что сроки строительства значительно затягиваются. Территория на данном этапе ничего не получает, кроме присутствия китайских граждан, которое увеличивает экологическую и социальную нагрузку на регион.

Итак, решение о допуске китайского капитала в таких масштабах на российскую территорию, безусловно, является стратегическим. Поэтому федеральной власти необходимо очень тщательно взвесить все за и против.

 

 

   

Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта