30.03.06. Opec.ru. А. Титков. Муниципалитетам приходится брать, что дают, и выполнять, что скажут
Алексей Сергеевич, в Совете Федерации прошел круглый стол на тему: “О формах участия местного самоуправления в реализации приоритетных национальных проектов”. Председатель комитета Совета Федерации Леонид Рокецкий выразил сожаление по поводу того, что “вся страна занимается реализацией национальных проектов, а местное самоуправление нет”. Он подчеркнул, что должен быть подобран и проработан механизм участия местного самоуправления в национальных проектах. Почему органы самоуправления выпадают из реализации национальных проектов. Какую роль эти органы, по Вашему мнению, должны играть в реализации приоритетных задач? Какой механизм был бы наиболее эффективным для внедрения органов местного самоуправления в реализации национальных проектов?
Сразу, наверно, нужно оговориться, что Рокецкий – человек, можно сказать, болеющий за идею, настоящий энтузиаст своего дела. Какая бы проблема ни обсуждалась – всегда можно ждать, что Леонид Юлианович возьмет слово и строго спросит, почему забыли про местное самоуправление, как же без него, без самого ключевого звена. Проблемы здесь, в любом случае, действительно есть. Самая общая заключается, наверно, в противоречии, которое полностью устранить невозможно, между, с одной стороны, конституционными положениями о том, что местное самоуправление – особый вид власти, отделенный от государственной, что муниципалитеты сами решают местные проблемы так, как сочтут нужным, и, с другой стороны, идеологией национальных проектов – что нужно всем собрать силы в единый кулак и дружно заняться одними и теми же приоритетами, определенными на самом верху.
Примерно такая проблема совсем недавно, буквально на прошлой неделе, рассматривалась Конституционным судом. Был запрос главы города Твери, тверских городских депутатов, по поводу 122-го закона о монетизации. Заявители пытались доказать, что такая строгая регламентация на федеральном уровне, на что тратить им деньги, на что не тратить, ограничивает их возможности, не позволяет принимать нужные решения. Представители федеральной власти, исполнительной и законодательной, наоборот, доказывали, что все нормально, пусть просят денег, если хорошо попросят – дадим. Наверно, докажут, потому что сильнее. На федеральном уровне – финансовые ресурсы, на что их расходовать – определяется, в значительной степени, тоже на федеральном уровне или на уровне субъекта федерации. Муниципальным органам остается взять что дают и выполнять что скажут.
Про механизм участия – вопрос сложный, прежде всего, из-за того, что сейчас существует много проблем с работой местного самоуправления как такового. Продолжается реформа местного самоуправления – частично идет, частично остановилась. С ней приходят новые правила, новый набор прав и обязанностей, к ним нужно просто-напросто привыкнуть. Разграничение полномочий, разграничение собственности – все это только решается, где-то быстрее, где-то «зависло». Проблема не в том, как работать над национальными проектами – проблема в том, как муниципалитетам работать вообще, в принципе. Приходится учиться на ходу, кому в полусобранном состоянии, кому в полуразобранном. Спрашивают за работу с национальными проектами – значит, с ними и будут учиться работать. Как получится.
|