Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта
Исследования для бизнеса Исследования для региональных властей Исследования для федеральных властей
Главная - Интервью и публикации в СМИ сотрудников ИРП - А Р Х И В - 22.09.05. OPEC.RU. О. Кузнецова. Закон об ОЭЗ не является панацеей от всех бед.
Главная
Направления деятельности
Наблюдательный совет
Экспертный совет
Сотрудники
Поиск
English

Текущие проекты

Стратегический вектор Сахалинской области

Доклад рабочей группы Госсовета

III Красноярский экономический форум

Объединенная Иркутская область: возможности развития

Программа развития Нижнего Приангарья

Стратегии крупного бизнеса и будущее регионов

Архив


Ротация региональной власти

Календарь выборов в законодательные собрания регионов

Календарь выборов и назначений высших должностных лиц в регионах (1991—2011 гг.).

Члены Совета Федерации

Назначение глав регионов в 2005 - 2006 гг.

Выборы в региональные парламенты 2003-2006

Президиум Госсовета РФ (2000-2006 гг.)

Региональные референдумы и опросы в 1991-2006 гг.


Федеральное нормотворчество:
региональный аспект

Федеральные законы

Постановления/Распоряжения Правительства РФ

Указы Президента

Регионально значимые законопроекты в Государственной Думе


Интервью и публикации
сотрудников ИРП в СМИ

28.07.06. Opec.ру. А. Осетрова: А стоит ли вообще заключать такие договора?

28.06.06. Opec.ру. А. Титков. Справиться со стихийным характером миграции невозможно

22.06.06. Газета.ру. А. Титков. Партия «Против всех»: жизнь после запрета

22.06.06. Демос. А. Титков. Сергей Миронов предлагает избирать членов Совета Федерации

19.06.06. Ведомости. Б. Столяров и О. Кузнецова о перспективах развития Сахалинской области

16.06.06. Коммерсантъ. Булат Столяров о заявках в Инвестиционный фонд

05.06.06. Эксперт. А.Громов, А.Титков "Эксклюзивное российское право"

19.05.06. Демос. А. Титков о ситуации в Хакасии

18.05.06. Ведомости. Р. Туровский о голосовании в Верховном совете Хакасии по отзыву члена Совета Федерации А. Саркисяна.

15.05.06. Эксперт. Б.Столяров, О.Кузнецова. "Великая восточная парадигма"

03.05.06. Ведомости. Р. Туровский о поправках в закон о президенте Бурятии

02.05.06. Ведомости. Р. Туровский об условиях переезда Конституционного суда из Москвы в Петербург.

18.04.06. Regnum.ru. Р. Туровский о политическом кризисе в Адыгее

05.04.06. Ведомости. Р. Туровский и А. Титков о заявлении президента Адыгее Х. Совмена

03.04.06. Ведомости. Р. Туровский о проекте введения суда присяжных в Чеченской Республике

31.03.06. Opec.ru. А. Титков. Тихим середнякам труднее всего: собственных доходов не так много, а федеральная помощь заведомо меньше, чем бедными и отстающим

30.03.06. Opec.ru. А. Титков. Муниципалитетам приходится брать, что дают, и выполнять, что скажут

28.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о запросе Государственной думы Астраханской области в Конституционный суд

22.03.06. Газета.ру. Р. Туровский. Коммунальное партстроительство.

21.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о протестах против строительства нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан” по маршруту вдоль Байкала

А Р Х И В

 

22.09.05. OPEC.RU. О. Кузнецова. Закон об ОЭЗ не является панацеей от всех бед.

 

Ольга Владимировна, в течение 5 лет должно быть создано до 20 особых экономических зон, и каждый губернатор борется за то, чтобы хотя бы одна экономическая зона была в его регионе. При этом, скорее всего, зоны будут созданы в тех регионах, которые наиболее экономически успешны и динамично развиваются. Это выглядит, с одной стороны, понятным, с другой стороны, несколько странным, поскольку особые экономические зоны призваны дать дополнительные стимулы для экономического роста в России, и появление экономической зоны в не очень развитом и не очень экономически успешном регионе, могло бы подстегнуть его развитие. Разумно ли с Вашей точки зрения создавать ОЭЗ именно в экономически благополучных регионах?

Я могу объяснить, откуда появилась идея создавать особые экономические зоны в благополучных регионах. Перед тем, как был подготовлен закон, была проделана большая работа, в том числе по изучению зарубежного опыта. Когда смотрели на зарубежный опыт, то увидели четкую разницу между промышленно развитыми странами и развивающимися, И пришли к выводу, который подтверждает и прежний российский опыт создания особых экономических зон, что создавать особые экономические зоны в проблемных регионах вместо развитых могут позволить себе только промышленно развитые страны, где нет проблем с достижением высоких темпов экономического роста. А таких странах, как Россия, в которых стоит задача привлечения инвестиций в страну в целом, а на только в отдельные ее регионы, идут как раз на то, чтобы создавать зоны в благополучных регионах, чтобы эффект от их создания был максимальным.

Логика состоит в том, чтобы получать от деятельности предприятий в ОЭЗ дополнительные деньги в федеральный бюджет – на территории ОЭЗ появятся новые предприятия, которые будут платить налоги и в федеральный бюджет. Получая дополнительные доходы, федеральные власти смогут в больших масштабах проводить региональную политику, и со временем начать подтягивать уровень экономического развития проблемных регионов, оказывать им при необходимости дополнительную финансовую помощь. Иначе говоря, федеральные власти выбирают: либо сразу начать поддерживать проблемные регионы, рискуя при этом не получить никаких результатов, либо поддерживать перспективные регионы, получить отдачу от вложенных средств в виде дополнительных налоговых поступлений, решить общеэкономические проблемы, а уже после этого начать активно поддерживать проблемные регионы.

С Вашей точки зрения, насколько оптимально разработана сама структура и конфигурация ОЭЗ?

Как в свое время комментировали закон в Минэкономразвития – не надо воспринимать этот закон как панацею, как лекарство ото всех бед. Закон написали именно для таких зон, какие предусмотрены в законе, для решения такой-то части проблем. Если по тем или иным причинам этот закон не позволяет решить какие-то другие проблемы, то не надо винить в этом закон. Помимо того, что как говорится в газете "Ведомости", закон об ОЭЗ не позволяет создать ее в масштабах всего Сахалина, закон критиковался и за недостаточное внимание к малому бизнесу, развитию сельского хозяйства, много было и других претензий. Однако еще раз повторю, что закон не является панацеей ото всех бед, а что касается конфигурации ОЭЗ, то при написании закона исходили в том числе и из анализа зарубежного опыта.

По Вашей оценке, станут ли особые экономические зоны локомотивом роста и дадут ли они ожидаемый экономический эффект?

Вопрос довольно сложный. С одной стороны, хочется надеяться, что особые экономические зоны дадут тот эффект, который от них ожидается. С другой стороны, в рамках закона можно было бы предусмотреть и более привлекательные условия для инвесторов по сравнению с теми, которые в законе предусмотрены.

 

 

 

   

Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта