Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта
Исследования для бизнеса Исследования для региональных властей Исследования для федеральных властей
Главная - Интервью и публикации в СМИ сотрудников ИРП - А Р Х И В - 23.12.05. OPEC.RU. А. Титков. Любому управленцу время от времени кажется...
Главная
Направления деятельности
Наблюдательный совет
Экспертный совет
Сотрудники
Поиск
English

Текущие проекты

Стратегический вектор Сахалинской области

Доклад рабочей группы Госсовета

III Красноярский экономический форум

Объединенная Иркутская область: возможности развития

Программа развития Нижнего Приангарья

Стратегии крупного бизнеса и будущее регионов

Архив


Ротация региональной власти

Календарь выборов в законодательные собрания регионов

Календарь выборов и назначений высших должностных лиц в регионах (1991—2011 гг.).

Члены Совета Федерации

Назначение глав регионов в 2005 - 2006 гг.

Выборы в региональные парламенты 2003-2006

Президиум Госсовета РФ (2000-2006 гг.)

Региональные референдумы и опросы в 1991-2006 гг.


Федеральное нормотворчество:
региональный аспект

Федеральные законы

Постановления/Распоряжения Правительства РФ

Указы Президента

Регионально значимые законопроекты в Государственной Думе


Интервью и публикации
сотрудников ИРП в СМИ

28.07.06. Opec.ру. А. Осетрова: А стоит ли вообще заключать такие договора?

28.06.06. Opec.ру. А. Титков. Справиться со стихийным характером миграции невозможно

22.06.06. Газета.ру. А. Титков. Партия «Против всех»: жизнь после запрета

22.06.06. Демос. А. Титков. Сергей Миронов предлагает избирать членов Совета Федерации

19.06.06. Ведомости. Б. Столяров и О. Кузнецова о перспективах развития Сахалинской области

16.06.06. Коммерсантъ. Булат Столяров о заявках в Инвестиционный фонд

05.06.06. Эксперт. А.Громов, А.Титков "Эксклюзивное российское право"

19.05.06. Демос. А. Титков о ситуации в Хакасии

18.05.06. Ведомости. Р. Туровский о голосовании в Верховном совете Хакасии по отзыву члена Совета Федерации А. Саркисяна.

15.05.06. Эксперт. Б.Столяров, О.Кузнецова. "Великая восточная парадигма"

03.05.06. Ведомости. Р. Туровский о поправках в закон о президенте Бурятии

02.05.06. Ведомости. Р. Туровский об условиях переезда Конституционного суда из Москвы в Петербург.

18.04.06. Regnum.ru. Р. Туровский о политическом кризисе в Адыгее

05.04.06. Ведомости. Р. Туровский и А. Титков о заявлении президента Адыгее Х. Совмена

03.04.06. Ведомости. Р. Туровский о проекте введения суда присяжных в Чеченской Республике

31.03.06. Opec.ru. А. Титков. Тихим середнякам труднее всего: собственных доходов не так много, а федеральная помощь заведомо меньше, чем бедными и отстающим

30.03.06. Opec.ru. А. Титков. Муниципалитетам приходится брать, что дают, и выполнять, что скажут

28.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о запросе Государственной думы Астраханской области в Конституционный суд

22.03.06. Газета.ру. Р. Туровский. Коммунальное партстроительство.

21.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о протестах против строительства нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан” по маршруту вдоль Байкала

А Р Х И В

 

23.12.05. OPEC.RU. А. Титков. Любому управленцу время от времени кажется...

 

что ему не хватает полномочий, - полпреды не исключение

Алексей Сергеевич, недавно губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин заявил что за 5 лет прошедшие с момента образования в России федеральных округов, институт полпредов президента доказал свою состоятельность. Однако многие эксперты отмечают неразвитость этой системы и ряд тормозящих факторов. А как вы считаете, что изменилось с момента образования федеральных округов и действительно ли полпреды с их минимальным набором инструментов в полном объеме выполняют указания Президента?

Изменилось, конечно, многое. Переход к назначению глав регионов, после которого задачи и полномочия пришлось делить заново – пожалуй, самая большая подвижка. В целом, наверно, самое важное, что произошло с институтом полпредов за пять с половиной лет – то, что “вжился” в систему власти, нашел в ней свое место, стал привычным. Сейчас – по крайней мере, до окончания второго срока Путина – вряд ли кто-то будет его серьезно перестраивать, а тем более отменять. Президенту, так или иначе, нужна собственная система контроля за происходящим в регионах. Если убирать полпредов, значит, нужно заново вводить штат сотрудников, курирующих регионы из Москвы, со Старой площади - сразу такая система не заработает, а нужно, чтобы сразу и без перебоев.

На мой взгляд, институт полпредов и федеральных инспекторов показал себя как вполне удобный инструмент для проведения разного рода кампаний, разовых мероприятий, вмешательства в чрезвычайные ситуации. Инструмент, который должен быть под рукой, когда понадобится.

С самого начала, как только ввели должность полпредов, они жалуются на то, что у них недостаточно возможностей воздействия на того или иного губернатора. Изменилось ли здесь что-нибудь?

Изменился, опять же, порядок формирования губернаторского корпуса. Через полпредов теперь идет процедура наделения полномочиями, в полпредствах готовят документы на кандидатов на утверждение главой регионов – вполне ответственное занятие, есть что контролировать. Тот или иной кандидат на регион может, конечно, попробовать “перепрыгнуть” через полпредство, договориться напрямую с Москвой – но, судя по всему, не у каждого получается, одни перепрыгивают, другие все-таки нет.

Кроме того, за прошедшие годы полпредства, особенно те, что понастойчивей, создали собственные сети общественных приемных в городах и районах, подконтрольных им полуобщественных или полукоммерческих организаций, даже депутатские фракции своих сторонников в законодательных собраниях (такие были, скажем, в Северо-Западном округе при полпреде Черкесове) – все это дает им возможность для самостоятельных, поперек губернаторов, действий в регионах. Не говоря уже про возможность напрямую обратиться в Кремль Президенту, которому, как правило, есть чем повлиять на губернаторов.

Наверно, любому управленцу время от времени кажется, что ему не хватает полномочий, надо бы больше, полпреды здесь не исключение. По-моему, им и так есть чем заняться, есть что контролировать.

Возможно ли предоставление им финансового контроля?

Определенные полномочия по контролю за финансовыми потоками у полпредов есть, они ими пользуются, насколько могут. Мне представляется, что здесь полпредов сдерживает не столько отсутствие мандата, сколько простая невозможность контролировать все, что хотелось бы, из-за ограничений на штатную численность аппарата полредств. Не хватает рабочих рук для постоянного и полномасштабного контроля, так что приходится сосредотачиваться на самых острых или самых политически значимых участках.

Не кажется ли Вам, что инстутут полпредов стал более политизированным? Ведь изначально он имел ряд социально-экономических целей, а сейчас он является, в основном, рычагом политического влияния на местные органы управления.

Не стал бы говорить о том, что есть такая постоянная тенденция. Есть общие изменения политической и социально-экономической повестки, какой она видится из Кремля, вместе с ними изменяется и набор задач, которые ставятся перед полпредами. Приближение избирательных кампаний 2007-2008 годов заставляет, конечно, больше заниматься политикой, но подобная политическая составляющая была изначально – вспомнить хотя бы влияние полпредств на региональные выборы 2000-2001 годов. С другой стороны, социальная и экономическая компонента в работе полпредств тоже явно остается и, наверно, даже не уменьшается. Скажем, президентские национальные проекты – в них много “социалки”, довольно много экономики. Докладывать об успехах (и, как положено, отдельных неудачах) их реализации в регионах будут, не в последнюю очередь, полпреды.

 

 

 

   

Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта