23.12.05. OPEC.RU. А. Титков. Любому управленцу время от времени кажется...
что ему не хватает полномочий, - полпреды не исключение
Алексей Сергеевич, недавно губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин заявил что за 5 лет прошедшие с момента образования в России федеральных округов, институт полпредов президента доказал свою состоятельность. Однако многие эксперты отмечают неразвитость этой системы и ряд тормозящих факторов. А как вы считаете, что изменилось с момента образования федеральных округов и действительно ли полпреды с их минимальным набором инструментов в полном объеме выполняют указания Президента?
Изменилось, конечно, многое. Переход к назначению глав регионов, после которого задачи и полномочия пришлось делить заново – пожалуй, самая большая подвижка. В целом, наверно, самое важное, что произошло с институтом полпредов за пять с половиной лет – то, что “вжился” в систему власти, нашел в ней свое место, стал привычным. Сейчас – по крайней мере, до окончания второго срока Путина – вряд ли кто-то будет его серьезно перестраивать, а тем более отменять. Президенту, так или иначе, нужна собственная система контроля за происходящим в регионах. Если убирать полпредов, значит, нужно заново вводить штат сотрудников, курирующих регионы из Москвы, со Старой площади - сразу такая система не заработает, а нужно, чтобы сразу и без перебоев.
На мой взгляд, институт полпредов и федеральных инспекторов показал себя как вполне удобный инструмент для проведения разного рода кампаний, разовых мероприятий, вмешательства в чрезвычайные ситуации. Инструмент, который должен быть под рукой, когда понадобится.
С самого начала, как только ввели должность полпредов, они жалуются на то, что у них недостаточно возможностей воздействия на того или иного губернатора. Изменилось ли здесь что-нибудь?
Изменился, опять же, порядок формирования губернаторского корпуса. Через полпредов теперь идет процедура наделения полномочиями, в полпредствах готовят документы на кандидатов на утверждение главой регионов – вполне ответственное занятие, есть что контролировать. Тот или иной кандидат на регион может, конечно, попробовать “перепрыгнуть” через полпредство, договориться напрямую с Москвой – но, судя по всему, не у каждого получается, одни перепрыгивают, другие все-таки нет.
Кроме того, за прошедшие годы полпредства, особенно те, что понастойчивей, создали собственные сети общественных приемных в городах и районах, подконтрольных им полуобщественных или полукоммерческих организаций, даже депутатские фракции своих сторонников в законодательных собраниях (такие были, скажем, в Северо-Западном округе при полпреде Черкесове) – все это дает им возможность для самостоятельных, поперек губернаторов, действий в регионах. Не говоря уже про возможность напрямую обратиться в Кремль Президенту, которому, как правило, есть чем повлиять на губернаторов.
Наверно, любому управленцу время от времени кажется, что ему не хватает полномочий, надо бы больше, полпреды здесь не исключение. По-моему, им и так есть чем заняться, есть что контролировать.
Возможно ли предоставление им финансового контроля?
Определенные полномочия по контролю за финансовыми потоками у полпредов есть, они ими пользуются, насколько могут. Мне представляется, что здесь полпредов сдерживает не столько отсутствие мандата, сколько простая невозможность контролировать все, что хотелось бы, из-за ограничений на штатную численность аппарата полредств. Не хватает рабочих рук для постоянного и полномасштабного контроля, так что приходится сосредотачиваться на самых острых или самых политически значимых участках.
Не кажется ли Вам, что инстутут полпредов стал более политизированным? Ведь изначально он имел ряд социально-экономических целей, а сейчас он является, в основном, рычагом политического влияния на местные органы управления.
Не стал бы говорить о том, что есть такая постоянная тенденция. Есть общие изменения политической и социально-экономической повестки, какой она видится из Кремля, вместе с ними изменяется и набор задач, которые ставятся перед полпредами. Приближение избирательных кампаний 2007-2008 годов заставляет, конечно, больше заниматься политикой, но подобная политическая составляющая была изначально – вспомнить хотя бы влияние полпредств на региональные выборы 2000-2001 годов. С другой стороны, социальная и экономическая компонента в работе полпредств тоже явно остается и, наверно, даже не уменьшается. Скажем, президентские национальные проекты – в них много “социалки”, довольно много экономики. Докладывать об успехах (и, как положено, отдельных неудачах) их реализации в регионах будут, не в последнюю очередь, полпреды.
|