8.12.05. OPEC.RU. А. Титков. Почему за счет жителей Урала, Сибири и Поволжья...
должны бесплатно ездить на городском транспорте жители Северного Кавказа?
Алексей, несколько дней назад в Кисловодске прошло совещании глав федеральных ведомств с руководством регионов юга России. На этом совещании зампред правительства Александр Жуков поддержал идею Дмитрия Козака о введении внешнего финансового управления в дотационных регионах. Причем идея состоит в том, что внешний управляющий распределяет средства, выданные региону, среди субъектов этого региона в зависимости от их экономической эффективности, т.е. чем лучше результат, тем больше федеральных денег, и наоборот. Причем кандидаты на внешнее управление – это как раз южные регионы. Пресса сомневается, что эта идея имеет под собой экономическую основу, скорее, это желание политически подчинить проблемные южные регионы. А с Вашей точки зрения, будет ли эффективно введение такого внешнего управления?
Экономическая основа, безусловно, есть. Можно сказать, что речь идет об экономической проблеме с политическими последствиями, с несколькими сразу. Прежде всего, понятно, что неграмотное использование или прямое разворовывание средств, направляемых из федерального бюджета, оборачивается, в конечном счете, проблемой для национальной безопасности – на Северном Кавказе, с его геополитическим положением, в первую очередь. Кроме того, проблема расходования федеральной помощи в регионах-донорах давно, еще с середины 1990-х годов, была заявлена как проблема справедливости в отношениях между регионами, как вполне законный вопрос регионов-доноров Урала, Сибири, Поволжья, почему за счет их доходов должны оплачиваться социальные льготы вроде бесплатного проезда на городском транспорте в республиках Северного Кавказа, такие, которые регионы-доноры не могут себе позволить ввести для своих жителей.
Идея контроля над расходованием федеральной помощи не придумана нарочно для Северного Кавказа. Постоянное стремление Минфина к более жесткому, по мере возможности, контролю и регулированию, увлечение руководства Минэкономразития критериями эффективности и техникой бюджетирования, ориентированного на результат, затрагивают всю страну, в данном случае – все дотационные территории. Дмитрий Козак, говоря о внешнем финансовом управлении, называет не только северо-кавказские республики, но также и Туву, и Корякский автономный округ. Другое дело, что если такие меры если необходимы, то, прежде всего, конечно, на Северном Кавказе. Влияние федеральных контролеров будет, скорее всего, довольно ограниченным, будет касаться только самых грубых и очевидных нарушений финансового порядка, но даже самый небольшой внешний контроль, даже самый приблизительный, будет здесь только на пользу.
|