Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта
Исследования для бизнеса Исследования для региональных властей Исследования для федеральных властей
Главная - Архив обзоров - Еженедельные обзоры (декабрь 2005) - 26-31 декабря. Политическая жизнь в регионах: итоги недели
Главная
Направления деятельности
Наблюдательный совет
Экспертный совет
Сотрудники
Поиск
English

Текущие проекты

Стратегический вектор Сахалинской области

Доклад рабочей группы Госсовета

III Красноярский экономический форум

Объединенная Иркутская область: возможности развития

Программа развития Нижнего Приангарья

Стратегии крупного бизнеса и будущее регионов

Архив


Ротация региональной власти

Календарь выборов в законодательные собрания регионов

Календарь выборов и назначений высших должностных лиц в регионах (1991—2011 гг.).

Члены Совета Федерации

Назначение глав регионов в 2005 - 2006 гг.

Выборы в региональные парламенты 2003-2006

Президиум Госсовета РФ (2000-2006 гг.)

Региональные референдумы и опросы в 1991-2006 гг.


Федеральное нормотворчество:
региональный аспект

Федеральные законы

Постановления/Распоряжения Правительства РФ

Указы Президента

Регионально значимые законопроекты в Государственной Думе


Интервью и публикации
сотрудников ИРП в СМИ

28.07.06. Opec.ру. А. Осетрова: А стоит ли вообще заключать такие договора?

28.06.06. Opec.ру. А. Титков. Справиться со стихийным характером миграции невозможно

22.06.06. Газета.ру. А. Титков. Партия «Против всех»: жизнь после запрета

22.06.06. Демос. А. Титков. Сергей Миронов предлагает избирать членов Совета Федерации

19.06.06. Ведомости. Б. Столяров и О. Кузнецова о перспективах развития Сахалинской области

16.06.06. Коммерсантъ. Булат Столяров о заявках в Инвестиционный фонд

05.06.06. Эксперт. А.Громов, А.Титков "Эксклюзивное российское право"

19.05.06. Демос. А. Титков о ситуации в Хакасии

18.05.06. Ведомости. Р. Туровский о голосовании в Верховном совете Хакасии по отзыву члена Совета Федерации А. Саркисяна.

15.05.06. Эксперт. Б.Столяров, О.Кузнецова. "Великая восточная парадигма"

03.05.06. Ведомости. Р. Туровский о поправках в закон о президенте Бурятии

02.05.06. Ведомости. Р. Туровский об условиях переезда Конституционного суда из Москвы в Петербург.

18.04.06. Regnum.ru. Р. Туровский о политическом кризисе в Адыгее

05.04.06. Ведомости. Р. Туровский и А. Титков о заявлении президента Адыгее Х. Совмена

03.04.06. Ведомости. Р. Туровский о проекте введения суда присяжных в Чеченской Республике

31.03.06. Opec.ru. А. Титков. Тихим середнякам труднее всего: собственных доходов не так много, а федеральная помощь заведомо меньше, чем бедными и отстающим

30.03.06. Opec.ru. А. Титков. Муниципалитетам приходится брать, что дают, и выполнять, что скажут

28.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о запросе Государственной думы Астраханской области в Конституционный суд

22.03.06. Газета.ру. Р. Туровский. Коммунальное партстроительство.

21.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о протестах против строительства нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан” по маршруту вдоль Байкала

А Р Х И В

 

26-31 декабря. Политическая жизнь в регионах: итоги недели

 

Алексей Титков
 

В последнюю неделю года главы регионов собрались на очередное заседание Госсовета, чтобы получить установку на следующий год. На нем президент В. Путин и первый зам. председателя правительства Д. Медведев ясно дали понять, что национальные проекты, которым было посвящено заседание (здравоохранение, образование, жилье, сельское хозяйство) станут направлением работы, за которым будет вестись особый контроль, за которое будут спрашивать особенно строго. Медведев обратил внимание глав регионов, что им нужно будет, для успешной реализации национальных проектов, перестроить работу региональной исполнительной власти “в административном и даже в психологическом плане”. Такое указание, скорее всего, предполагает, что в большинстве регионов, если не повсеместно, должны быть созданы, по федеральному образцу, руководящие должности ответственных за реализацию национального проекта. Побочным следствием подобных кадровых перестановок с большой вероятностью станет обострение, по крайней мере временное, борьбы между различными группами интересов в региональных администрациях. Один из первых примеров того, как изменение структуры администрации “под национальные проекты” может оказаться удачным поводом к переделу аппаратного влияния, стала Ульяновская область, где в ходе недавних перестановок были заметно ослаблены позиции представителей самарской группы “СОК” (подробнее см. в обзоре за 12-18 декабря 2005 г.).

Конституционный Суд уже не вызывал такого пристального интереса, как неделей раньше, но все же привлекает внимание, самое меньше, двумя событиями. Суд, во-первых, вынес решение по запросу о конституционности статьи Гражданского процессуального кодекса, предусматривающий, что заявления, поданные в ходе избирательной кампании, должны быть рассмотрены в течение пяти дней. Суд постановил, что данная норма не должна быть основанием для отказа в рассмотрении дела после истечения пятидневного срока, как нередко случалось раньше. Основанием для рассмотрения дела стала жалоба Е. Одиянкова, главного врача кардиоцентра в Ижевске, известного в республике политика, бывшего главным соперником президента Удмуртии А. Волкова на президентских выборах в республике в марте 2004 г.

Во-вторых, судом был принят к рассмотрению запрос Корякской окружной Думы по поводу конституционности нормы закона «О связи» об обязательных для всех операторов связи платежах (1,2% от выручки) в фонд универсального обслуживания. Средства из фонда направляются на создание пунктов связи в отдаленных и труднодоступных поселениях, в том числе в районах Крайнего Севера, в Сибири, на Дальнем Востоке. Запрос корякских депутатов, таким образом, представляет собой очень непривычный случай оспаривания правовой нормы, которая заведомо выгодна данному региону, дает средства на обустройство его инфраструктуры.

Оценки комментаторов по поводу корякского запроса сходятся в том, что он выражает интересы компаний сотовой связи, считающих, что перераспределение средств через фонд универсальных платежей выгодно, в основном, только контролируемому государством “Связьинвесту”. Газета “КоммерсантЪ” предполагает, что реальными инициаторами запроса могли быть представители “Альфа-групп”, активно выступавшей против фонда универсальных услуг в ходе обсуждения закона «О связи» в 2002-2003 гг. Пока, впрочем, позиции отдельных компаний по данному вопросу недостаточно ясны. В частности, та же газета “КоммерсантЪ” говорит о поддержке – впрочем, довольно сдержанной – внесенного запроса со стороны представителей холдинга “Система-Телеком”, однако президент входящей в холдинг компании “МТС” В. Сидоров заявляет (его слова приводит газета “Известия”), что его компания, недавно начавшая заниматься развитием мобильной связи в Корякском автономном округе, заинтересована в проекте создания пунктов универсальных услуг связи и, следовательно, в поддержке данного проекта через фонд универсального обслуживания.

В предыдущие годы представители сильных финансово-промышленных групп нередко становились представителями от автономных округов в верхней и нижней палате федерального парламента, а иногда даже и руководителями автономных округов. Корякский автономный округ, которым сейчас руководит рыбопромышленник из Владивостока В. Кожемяко и который представлен в Федеральном Собрании бывшим министром природных ресурсов В. Орловым и директором финансового дома “Русь” Р. Гималовым, теперь, похоже, становится первопроходцем в освоении новой разновидности политических услуг .По всем прогнозам, вероятность положительного решения суда по корякскому запросу невелика.

На прошедшей неделе продолжилось согласование конфликтующих деловых интересов в Якутии, где остается не урегулированным вопрос о контроле над компанией “АЛРОСА” – кому он будет принадлежать, федеральным властям или республиканским, и в Иркутской области, где столкнулись интересы “Газпрома” и контролируемой бизнес-коалицией “Альфа-Аксесс-Ренова” Восточно-Сибирской газовой компанией (ВСГК).

Вслед за разрешением спора между администрацией области и ВСГК вокруг пакета акций “Верхнечонскнефтегаза” (см. обзор за 19–25 декабря 2005 г.) 28 декабря прошло представление областной администрации подготовленного ВСГК проекта газификации области. Приезжавший в Иркутск В. Вексельберг по итогам представления выступил с оптимистичными заявлениями о том, что ”администрация области нас поддерживает, законодательное собрание тоже" и есть все предпосылки в ближайшее время договориться “о рациональном взаимодействии” с “Газпромом”. Пока непонятно, насколько будет готов идти на уступки “Газпром”, подписавший в середине декабря 2005 г. с областной администрацией договор о газификации области. Губернатор А. Тишанин, в свою очередь, заявил, что готов выступить посредником в переговорах между “Газпромом” и ВСГК.

О газификации области на прошлой неделе говорил и председатель Законодательного собрания В. Круглов: по его словам, проект газификации должен стать одним из стимулов к объединению Иркутской области и Усть-Ордынского автономного округа (раньше проект газификации точно так же приводился одним из доводов в пользу объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа). Как раз на прошедшей неделе, 28-29 декабря, законодательные собрания Иркутской области и Усть-Ордынского автономного округа официально приняли дату предстоящего референдума об объединении (16 апреля 2006 г.).

На прошлой неделе, в целом спокойной, произошло несколько событий, которые наверняка получат продолжение в новом году. В хронике региональных избирательных кампаний, которые будут вестись до марта 2006 г., самым заметным эпизодом стало определение списка кандидатов партии “Родина” в Нижегородской области. Появление во главе списка сразу двух очень неоднозначных политиков – депутата Государственной Думы москвича А. Савельева, известного своими радикальными, даже на фоне других депутатов “Родины”, националистическими выступлениями, и дважды судимого предпринимателя А. Климентьева – заставляет предположить, что кампания партии может оказаться весьма шумной и агрессивной. Региональные выборы нередко используются партиями как всего рода полигоны для проверки различных вариантов избирательной стретегии. Не исключено, что выборы в Нижегородской области послужат для партии “Родина” именно такой экспериментальной площадкой.

В Московской области областное правительство заявило об окончании первого этапа операции “Обманутый дольщик”. Пока, по данным правительства и прокуратуры области, выявлено свыше сорока случаев мошенничества с инвестициями в жилищное строительство, из-за которых пострадали свыше десяти тысяч граждан, а общий ущерб оценивается примерно в 240 млн долларов. Судя по всему, проблема обманутых соинвесторов в следующем году останется одной из самых злободневных для всего Московского столичного региона. Массовые акции протеста обманутых дольщиков начались в связи с одной из подмосковных строек (жилой комплекс “Звезда России” в г. Химках), и в ближайший год именно Подмосковье, вероятно, останется главным очагом проблемы. В Московской области, по оценкам, проблемных строек и пострадавших граждан примерно вдвое больше, чем в Москве.

Большим скандалом может обернуться инициатива заместителя генерального прокурора России В. Колесникова, руководящего расследованием террористического акта в Беслане. Колесников на пресс-конференции 24 декабря объявил, что намерен поручить северо-осетинской прокуратуре подать иск о ликвидации футбольного клуба “Алания”. По его словам, обнаружены многочисленные грубые нарушения, юридические и финансовые, при регистрации, а затем в ходе деятельности ОАО «Футбольный клуб “Алания”»: в частности, не был сформирован уставной капитал, не были выпущены акции, не велся реестр акционеров, происходило уклонение от выплаты единого социального налога и налога на доходы физических лиц. Бюджетное финансирование футбольного клуба, по мнению В. Колесникова, шло за счет недостаточного финансирования жилищно-коммунального хозяйства, других социальных расходов. Болезненно-резкое отклик на такие действия В. Колесникова нетрудно было предположить. Суть ответных заявлений руководства футбольного клуба и северо-осетинских политиков сводится к тому, что нарушения были, но их можно было бы устранить “в рабочем порядке”, без судебных разбирательств, что команда “Алания” представляет собой национальное достояние, гордость жителей республики, которые готовы платить за ее содержание, и, наконец, что республика, пострадавшая от террористов, в любом случае не заслуживает такого жестокого наказания.

 

 

   

Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта